Картина «И мы открываем врата» является прологом к сюите-серии «Святые». Зритель вводится в близкий и дорогой его сердцу мир Древней Руси и подготавливается к восприятию других полотен, рисующих отдельные сцены из жизни русских подвижников, которые всю свою жизнь проводят в неустанных трудах и заботах на Общее Благо всего человечества, своим трудом призывая к труду и подвигу.
На картине – формы излюбленной старой русской архитектуры, в просвете врат вырисовывается характерный русский пейзаж. Сквозь символические врата на переднем плане картины видна Часовня Сергия. Известно о скромных деревенских церквах Преподобного Сергия, которые явились непобедимым оплотом Руси. Собиратель, объединитель и строитель Руси Преподобный Сергий строил светлые средоточия просвещения, символы устремления в будущее.
Врата делят картину на два композиционных и смысловых плана. Очерчивая грань между земным миром (передний план монастыря, скрытого во мраке) и божественным (фон по другую сторону врат, освещённых восходящим солнцем), художник даёт возможность зрителю почувствовать сам момент прохождения через «святые врата» в мир духа. Открытые врата и пейзаж означают духовное пробуждение и предстоящий путь.
«Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света», – писал Николай Константинович Рерих.