В искусстве Николая Константиновича Рериха перед войной 1914 года с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне «Ангел Последний».
Картина была сопровождена стихотворной строфой: «И пролетит над Землёю Ангел конца. Грозный, прегрозный! Красный, прекрасный! Ангел последний».
Как говорится в Апокалипсисе, Святой Иоанн увидел «Ангела сильнаго, сходящаго съ неба, облеченнаго облакомъ; надъ головою его была радуга, и лице его какъ солнце, и ноги его какъ столпы огненные» (Апок., 10–1). Таким же сияющим и воинственным предстаёт иконописный Архистратиг в раннем произведении Рериха 1912 года. Художник будто поднялся над землёй и прямо перед собой узрел Ангела, вставшего во всё небо. В руках у него копьё и щит. Светящееся облако с закрученными клубами Рерих рисует по-восточному, в виде зубчатых декоративных завитков. Огонь, повергнутый на землю Ангелом, произвёл мировой пожар, землетрясения, громы и молнии. Объяты пламенем города со скопищем людей, но по-прежнему цветут девственные луга и стоят высокие горы. Копьё Архистратига поднято вверх, указывая на небо. Пока это только высшее предупреждение. Его необходимость для человечества остро осознавал художник в преддверии Первой мировой войны.