Пакт Рериха – Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников — это уникальный международный правовой документ, направленный на защиту культурных ценностей. Инициатором и автором Пакта стал великий русский художник, ученый, мыслитель Н.К.Рерих (1874-1947).
Активную борьбу за сохранение памятников культуры Николай Константинович начинает после путешествия в 1903 -1904 гг. по древним городам России. В поездках была создана большая серия архитектурных этюдов, названных С. Эрнстом “Пантеоном нашей былой славы”. Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Он выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников; в различных изданиях выходят его статьи и очерки, публикуются протесты против сносов, искажений и недобросовестных реставраций. Это путешествие послужило началом широкой общественной деятельности в защиту Культуры. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…» Н.К.Рерих.
С началом русско-японской войны (1904-1905) Рерих говорит о необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время военных действий. В 1914 г. с этой же идеей он обращается к верховному командованию русской армии, правительствам США и Франции. Выражая протест против Первой мировой войны, художник создает картину «Зарево»; в армии распространяется созданный им плакат «Враг рода человеческого», осуждающий разрушение Реймсского собора во Франции и
Лувенской библиотеки в Бельгии.
В 1915 г. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу с призывом принять серьезные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ. И хотя это предложение так и не получило должной поддержки, от своей идеи Рерих не откажется и вернется к ней в конце 20-х годов, сразу по окончании своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции.