27 ноября 2022 года в Перми состоялся круглый стол «Культура и мы», приуроченный к 90-летию II-й Международной конференции в Брюгге (Бельгия, 1932 г.), созванной в поддержку Пакта Рериха – Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Организатор круглого стола – Пермское региональное отделение Международной Лиги защиты культуры.
В работе круглого стола приняли участие представители науки, культуры, образования, общественных организаций и государственных учреждений из Перми, Соликамска, Кизела, Новокузнецка. На круглом столе обсуждались актуальные проблемы в сфере культуры и охраны культурного наследия, а также возможные пути их решения.
Открыл круглый стол доклад председателя Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры, кандидата социологических наук О.Н.Калинкиной (Пермь) «Роль Пакта Рериха в сохранении культуры». Ольга Николаевна обратила внимание на принципиальные преимущества Пакта Рериха в сравнении с современным правом в области охраны культуры и культурного наследия, а также рассмотрела его актуальность. Было отмечено, что Пакт Рериха впервые предложил наиболее целостное решение проблем защиты культурного наследия и лег в основу современной правовой системы защиты культуры и цивилизации. Он впервые регламентировал принципы и правила защиты для всеобщего применения. Характерно, что Пакт Рериха предусматривает защиту культурных и исторических памятников без каких-либо оговорок и исключений. Он призывает сохранять культурные сокровища не только в военное, но и мирное время, поскольку ценностям культуры угрожает не только война, но и «тихие погромы», которые происходят, в том числе, в результате недальновидной политики государств. Так Пакт установил приоритет защиты ценностей культуры над военной необходимостью. Пакт Рериха впервые ввел важное правило – ценности культуры должны быть зарегистрированы и включены в список с целью их защиты. Причем, Договор предусматривает внесение в список всех защищаемых государством ценностей культуры, без условий и ограничений, а не только какую-то определенную их категорию. Другое преимущество Пакта Рериха заключается в том, что он ставит под защиту самый широкий круг объектов культуры: исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, движимые и недвижимые ценности культуры. Также была отмечена другая особенность Пакта Рериха – он охраняет не только культурное достояние и учреждения культуры, но и работающий там персонал, как носителей культуры и интеллектуальную ценность страны. О.Н.Калинкина отметила, что Н.К.Рерих разработал для Пакта специальный символ – Знамя Мира, которое предназначается для идентификации объектов культуры и используется во время вооруженных конфликтов и в мирное время. Н.К.Рерих называл Знамя Мира – Красный крест Культуры. Пакт Рериха и Знамя Мира получили высокую оценку многих деятелей науки и культуры, а также политиков. Страны, которые примут идеи Пакта Рериха, явятся носителями будущего, поскольку будущее – за культурой и миром. Таким образом, выдвигая этот Договор, Н.К.Рерих утверждал приоритет культуры в жизни народов. В продолжение дискуссии, отвечая на вопросы участников круглого стола, Ольга Николаевна подчеркнула, что Пакт Рериха выступает как фактор влияния на процессы внутри государства, способствуя формированию культурного будущего страны и важную роль здесь играет общественность, которая многое делает для популяризации Пакта Рериха, чтобы в конечном итоге привлечь глав государств к подписанию Договора.
В докладе члена Правления Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры, кандидата медицинских наук, Г.А.Яковлевой (Пермь) «Международные конференции, посвященные Пакту Рериха: история и современность», была подчеркнута роль международных конференций, предшествовавших подписанию Пакта Рериха в 1935 году. На конференциях в Брюгге (Бельгия, 1931-1932) и в Вашингтоне (США, 1933) было убедительно показано, что инициативы общественности в деле сохранения культурного наследия на принципах концепции культуры Н.К.Рериха вызывают всеобщий интерес не только в пределах одной страны, но и в масштабах всего мира. На конференциях Договор получил поддержку на самом высоком государственном уровне. Был разработан план популяризации идей Пакта Рериха в учебных заведениях, установлены контакты с Международным комитетом по делам искусства и оргкомитетом конференции по ограничению вооружений. Древний город-музей Брюгге, который «сущностью своею уже молит о культуре», стал центром развернувшегося международного культурного общественного движения в поддержку Пакта Рериха: был создан Международный союз Пакта Рериха, разработаны практические меры по его продвижению, состоялось освящение Знамени Мира в соборе Святой Крови. Итогом состоявшихся конференций в Брюгге и Вашингтоне стало Обращение ко всем странам мира с призывом признать за Пактом Рериха силу международного документа. Главным результатом международных конференций стала ратификация 15 апреля 1935 г. Пакта Рериха главами 21 государства. Впоследствии во многих странах создавались Комитеты Пакта Рериха. В России ведущей организацией, осуществляющей продвижение идей Пакта Рериха, является Международный Центр Рерихов (МЦР). Он проводит международные конференции, выставки, круглые столы по Пакту, издает книги. В 2012 году МЦР создал международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», который экспонировался в 17 странах мира и получил высокую оценку Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой. Отвечая на поступившие вопросы, Галина Анатольевна резюмировала, что инициатива общественности имеет большое значение, т.к. неравнодушные люди способны налаживать контакты с правительствами стран, представителями науки, культуры, искусства, умеют практически подходить к делу и охранять культуру.
Идеи Пакта Рериха, творческое наследие семьи Рерихов, продолжают вызывать интерес жителей Прикамья. В сообщении «Деятельность Кизеловского краеведческого музея в деле сохранения культурного наследия семьи Рерихов» главный хранитель Кизеловского краеведческого музея Т.Г.Варганова (Кизел, Пермский край) остановилась на роли музея в популяризации творчества семьи Рерихов. Татьяна Геннадьевна показала пример частной инициативы, в результате чего была создана большая коллекция репродукций Н.К.Рериха. Выставка в течение четырех лет с успехом экспонировалась в разных городах Пермского края. Плодотворное сотрудничество музея с Пермским региональным отделением Международной Лиги защиты культуры привело к реализации нескольких выставочных проектов, связанных с наследием Н.К.Рериха, Л.В.Шапошниковой, генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве и деятелей культуры Пермского края. В докладе также было обращено внимание на особенности развития культурной среды малого города, а также важность привлечения молодежи к родным истокам.
30-летию создания Музея-квартиры М.М.Потапова в Соликамске было посвящено выступление художника, ученика Михаила Михайловича Потапова С.И.Лапина (Соликамск, Пермский край). В своем сообщении «Сохранение творческого наследия М.М.Потапова» Сергей Иванович рассказал о большом интересе к наследию М.М.Потапова, отметил вехи творческого пути художника, полные драматизма и испытаний. Музей-квартира М.М.Потапова, где находится уникальное творческое наследие известного художника, иконописца, писателя, внесшего художественный и научный вклад в изучение древнего Египта, создавшего иконы и фрески в византийском стиле VI-VII вв. и IX-XIII вв., является на сегодняшний день единственным музейным пространством в России, где можно непосредственно соприкоснуться с работами М.М.Потапова и другими раритетами. Сергей Иванович отметил значимую роль общественности и отдельных организаций в популяризации наследия М.М.Потапова, благодаря усилиям которых привлекается внимание к творчеству художника. В частности, он подчеркнул, что благодаря усилиям Международного Центра Рерихов и генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой, творчество М.М.Потапова стало широко известно в России и за ее пределами. С.И.Лапин рассказал об успешном проведении выставки картин М.М.Потапова «Странствие через века» в Новокузнецке и Прокопьевске в 2022 году, что явилось результатом сотрудничества с Народным музеем семьи Рерихов в Новокузнецке. К сожалению, у Музея существует немало проблем, в частности, вопрос, связанный с экспонированием картин М.М.Потапова в Соликамском краеведческом музее. Уже два года картины художника находятся в запасниках и не доступны посетителям музея. Отвечая на вопросы участников круглого стола, С.И.Лапин напомнил о письме Пермского отделения МЛЗК руководству Соликамского краеведческого музея по поводу судьбы картин М.М.Потапова из серии «Эхнатониана». В ответе из краеведческого музея говорилось, что картины вернутся в залы музея, как только закончится ремонт и решится вопрос с выставочными площадями. Видимо, жители Пермского края не скоро увидят картины М.М.Потапова.
В докладе «Живая ткань культуры. Из опыта работы Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С.Лихачева города Новокузнецка» руководитель Народного музея семьи Рерихов, кандидат искусствоведения Е.С.Кулакова (Новокузнецк, Кемеровская область) рассказала о работе Народного музея, которая связана с именами двух выдающихся деятелей, внесших огромный вклад в пространство культуры страны и мира – Н.К.Рериха и Д.С.Лихачева. Елена Станиславовна напомнила о переплетании судеб Н.К.Рериха с уроженцем Кузнецка В.Ф.Булгаковым – секретарем Л.Н.Толстого, с которым Николай Константинович состоял в переписке. Впоследствии В.Ф.Булгаков передал в дар Третьяковской галерее 15 картин Н.К.Рериха, их он получил от художника для русского культурно-исторического музея в Праге. Право носить имя Д.С.Лихачева библиотека получила от его внучки, профессора Манчестерского университета В.С.Зилитинкевич, в 2006 году. С этого момента библиотека-музей стала центром популяризации идей Дмитрия Сергеевича по сохранению и развитию культуры. Елена Станиславовна рассказала о сотрудничестве Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д.С.Лихачева с общественным Музеем имени Н.К.Рериха МЦР, который передал в дар Народному музею 15 раритетных изданий из личного собрания семьи Рерихов, в том числе первые издания книг серии Живой Этики, факсимильные копии документов членов семьи Рерихов и 20 архивных фотографий. Народный Музей семьи Рерихов в течение 25 лет проводит широкую деятельность – творческие вечера, лекции, выставки, мастер-классы для детей и взрослых. В его стенах проходили выставки картин художников-космистов и международный выставочный проект МЦР «Пакт Рериха. История и современность». В 2022 году по инициативе Народного музея семьи Рерихов в Новокузнецке прошла выставка картин М.М.Потапова «Странствие через века», которая подарила радость общения с прекрасным, внесла в культурное пространство Новокузнецка высокую духовную ноту и стала закономерным продолжением культуротворческой деятельности, которую ведет Народный Музей семьи Рерихов в Новокузнецке. В завершение доклада участники круглого стола просмотрели видеорепортаж с открытия выставки М.М.Потапова и фрагмент выступления камерного хора. Отвечая на вопросы участников круглого стола, Е.С.Кулакова поделилась своими положительными впечатлениями о посещении Пермского края и, в частности, музея-квартиры М.М.Потапова.
Л.В.Перескоков (Пермь), государственный эксперт по объектам культурного наследия, зам. председателя Пермского краевого отделения ВООПиИК, искусствовед,в докладе «Культурная среда как хранилище исторической памяти. (Пример отражения в городской среде пребывания в Перми великого князя Михаила Александровича и его трагической гибели в 1918 г.)» поделился опытом исследовательской историко-культурной работы и подчеркнул, что городская среда является хранилищем исторической памяти. Четверть века Лев Валентинович посвятил изучению последних дней пребывания в Перми великого князя Михаила Александровича. Проведя слушателей через детские годы и отрочество князя, периодов жизни во время первой мировой войны, революции и пребывания в Перми, докладчик остановил свое внимание на увековечении памяти М.А.Романова, который был реабилитирован по решению конференции, проходившей в рамках Романовских мероприятий в Перми. В результате исследовательской деятельности Л.В.Перескоков издал монографию «Образ великого князя Михаила Александровича в контексте времени», а в Перми был установлен памятник М.А.Романову в 2022 году.
В сообщении заведующей модельной библиотекой №8 им. Н.А.Островского С.В.Шестаковой (Пермь) «Библиотека как культурный центр микрорайона» была представлена деятельность учреждения культуры как информационного, просветительского центра, места семейного досуга, где любой желающий может получить необходимые знания и поделиться своим опытом. Первая модельная библиотека Пермского края создала комфортную среду и организацию пространства для занятий, общения, творчества. В литературной гостиной библиотеки читатели могут встретиться с известными писателями и учеными Перми и других регионов России. В сотрудничестве с учреждениями культуры и общественными организациями города библиотека организует выставки, литературные встречи, музыкальные вечера, мультимедийные программы. В библиотеке проходят мастер-классы, работают клубы, проводятся театральные спектакли и представления. Историки, краеведы, ученые и просто творческие люди находят живой отклик у посетителей библиотеки, которая по праву считается культурным центром микрорайона Гайва.
Методист МАДОУ «Детский сад № 400», Отличник народного просвещения РСФСР М.Б.Пестова (Пермь) в сообщении «Инновационные формы организации детской деятельности в культурно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения» подчеркнула важность творческой работы с детьми дошкольного возраста, когда начинается формирование будущего культурного человека. Марина Борисовна отметила, что детский сад становится своеобразной культурно-социальной основой для дошкольника. Здесь он учится воспринимать жизненные явления, социальный опыт, осваивает систему ценностей общества, культурные образцы жизни, поэтому важно формирование культурно-образовательного пространства детского сада. Приоритетные задачи детского сада – выявление у детей творческих способностей и одаренности, развитие креативного мышления. Существенный вклад в достижение нового качества образования и воспитания дошкольников вносят инновационные формы организации проектной, исследовательской, здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, игровой и других видов деятельности, исходя из интересов детей, с привлечением родителей, содействуя становлению маленького человека в пространстве культуры, помогая самовыражению и самореализации детей. В продолжение дискуссии, Марина Борисовна подчеркнула важность взаимодействия с государственными и общественными организациями, выразила большую благодарность от имени заведующей детского сада Т.А.Семенович Пермскому региональному отделению Международной Лиги защиты культуры за плодотворное сотрудничество в течение 20 лет, которое принесло свои плоды во благо детей.
Продолжила тему работы с дошкольниками старший преподаватель кафедры режиссуры и театрализованных представлений Пермского государственного института культуры, аспирант кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, педагог-режиссер МАДОУ «Детский сад № 400», руководитель театра «Лик» Ю.А.Буторина (Пермь) «Позитивная социализация детей дошкольного возраста в процессе театральной деятельности». Юлия Алексеевна напомнила, что игровая деятельность и воображение по мнению Л.С.Выготского и К.Д.Ушинского является основной для развития ребенка дошкольного возраста. Театральный процесс включает в себя оба этих положения. Одним из способов приобщения детей дошкольного возраста, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, к культуре, является театральная деятельность, которая помогает развитию у дошкольников нравственных качеств, содействует их позитивной социальной адаптации, побуждает к саморазвитию и самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Опыт театра «Лик» детского сада № 400 г. Перми под руководством Ю.А.Буториной в наши дни по-прежнему остается уникальным явлением. Введение театральной практики в дошкольном учреждении важно и потому, что современная система образования находится в тесной взаимосвязи с культурой и искусством. Отвечая на вопрос, каков основной критерий в выборе тем для репертуара театральной деятельности, Ю.А.Буторина отметила важность сотрудничества с педагогическим составом детского сада и родителями. Ярким завершением и вдохновляющим аккордом стал видеофрагмент театрализованного выступления детей детского сада № 400.
В ходе работы Круглого стола был рассмотрен широкий спектр тем и вопросов, связанных с культурой. В результате участники пришли к выводам и решениям, отраженным в Итогах Круглого стола. Были приняты предложения: обратиться с письмом к губернатору Пермского края с поддержкой его инициативы объявить 2024 год в Пермском крае Годом культуры, а также в Управление культуры администрации Соликамска по поводу издания полного каталога живописи М.М.Потапова к 120-летнему юбилею художника.
Источник: Пермское региональное отделение Международной Лиги защиты Культуры