С 2007 года издательство «Прологъ» (ныне «Пролог РХ») начало публикацию дневников Е.И. Рерих. Всего опубликовано 18 томов. В декабре 2021 г. «Пролог РХ» анонсировал новое направление – выпуск многотомного издания под названием «Огненный опыт. 1924–1940».
В связи с этим Международный Центр Рерихов считает необходимым еще раз выразить твердую позицию в отношении публикации и распространения записей из дневников выдающегося мыслителя Елены Ивановны Рерих (1879–1955).
Существует широко известное прямое распоряжение Е.И. Рерих, регулирующее сроки обнародования ее дневниковых записей – «не раньше ста лет» после ухода из жизни (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. МЦР, 2009. С. 439). Потому любые попытки преждевременного издания дневников и их распространения являются грубейшим нарушением воли автора.
Для тех, кто считает себя последователем Рерихов, особо значимым должен бы быть архивный документ МЦР – это страничка с кратким текстом, автором которого является духовный Наставник Е.И. Рерих, Великий Учитель Востока: «Яро утверждаю необходимость запечатлеть в записях. Яро напишешь новую книгу о своем огненном опыте – ярую мы оявим для потомства. Но ярые записи целиком оявлены будут не раньше трехсот лет после твоего ухода…» (Книжник Т. Самомнение подсказывает, что все должно быть доступно…).
Установление сроков для широкого ознакомления с личными записями Е.И. Рерих было неслучайным. Еще при жизни Елена Ивановна была глубоко обеспокоена будущим своих дневников. Она писала: «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище» (Рерих Е.И. Письма. Т. 4. МЦР, 2002. С. 279). Ее беспокойство было связано с тем, что нынешнее состояние сознания человечества, отрицающего существование миров более тонкого состояния материи, не способно понять ту духовную работу, которую Елена Ивановна вела под руководством своего Учителя для обеспечения будущего перехода на новую ступень Космической эволюции. Потому на правах автора Е.И. Рерих давала строгий наказ в отношении своих дневников: «…Никто не имеет права их читать или делать из них выписки… Всякое своевольное цитирование оттуда терминов и выдержек я рассматриваю как нарушение прав писателя и моего доверия» (Рерих Е.И. Письма. Т. 5. МЦР, 2003. С. 320). Вначале необходимо осознать и применить знания, данные в Учении Живой Этики, без этого невозможно дальнейшее эволюционное развитие. Ступени лестницы познания слагаются в определенной последовательности, ни одной из них нельзя миновать и, чтобы подвести человечество к первой из них, Е.И. Рерих лично отобрала тексты из своих дневников, которые и составили книги Живой Этики, данные на целую эпоху, как утверждала Елена Ивановна. Она отмечала: «Имеющиеся у нас кн[иги] Учения Жизни по своей космопространственной широте мысли именно дают ответы на все запросы» (Рерих Е.И. Письма. Т.5. М.: МЦР, 2003. С. 225).
Младший сын Елены Ивановны Рерих – Святослав Николаевич (1904-1993) также был озабочен судьбой архива родителей, который он передал в 1990 г. Международному Центру Рерихов (МЦР) вместе с остальной частью наследия семьи. В «Обращении к рериховским обществам России и других независимых государств» (от 26.04.1992) С.Н. Рерих выразил глубокую тревогу по поводу несвоевременной и самовольной издательской деятельности, осуществляемой некоторыми представителями Рериховского движения. Он подчеркивал: «Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда настанет срок, вам будет об этом сообщено». В сложившихся тогда обстоятельствах С.Н. Рерих дал Л.В. Шапошниковой (1926–2015) – своему Доверенному лицу, генеральному директору общественного Музея имени Н.К. Рериха, необходимые распоряжения относительно сроков обнародования наследия Рерихов, в том числе архива и дневников. Святослав Николаевич писал: «Подтверждаю полномочия… Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению» (С.Н. Рерих. «Обращение к рериховским обществам России и других независимых государств», от 26.04.1992).
Людмила Васильевна имела не только все полномочия, но и распоряжения от С.Н. Рериха на издание наследия Рерихов, в том числе и дневниковых записей Е.И. Рерих, которые МЦР неукоснительно выполнялись. Так, в 1994 и 2000 гг. МЦР опубликовал часть записей Е.И. Рерих, в том числе относящихся к Огненному опыту, под названием «У порога Нового мира». Если бы имелись распоряжения по изданию дневников Е.И. Рерих в полном объеме, МЦР давно бы это сделал.
Таким образом, мы имеем ясно выраженную волю не только представителей семьи Рерихов – Елены Ивановны и Святослава Николаевича, но и Учителя относительно издания дневниковых записей. Все это накладывает особую ответственность на всех последователей Рерихов, на всех участников Рериховского движения. Однако именно в данном пространстве то и дело появляются те, кто считают возможным публиковать, распространять, цитировать и трактовать сокровенные записи Е.И. Рерих. И это происходит в условиях, когда МЦР уже издал значительную часть наследия Рерихов, предоставив исследователям и почитателям творчества наших великих соотечественников широкий доступ к ценнейшим документам, художественным шедеврам, уникальным знаниям, высоким идеям, имеющим эволюционное значение. Хватит ли жизни для изучения и применения всего этого богатства?! В данной ситуации лукавые разговоры о дефиците информации и материалов о жизни и творчестве Рерихов являются откровенной профанацией.
Рерихи всегда стремились вернуться на Родину и сделать достоянием народа свое творческое наследие. Они были уверены в добросовестном использовании своего Дара. Но так складываются условия в современной России, что идет беспрецедентная по своим усилиям и масштабам битва за Культуру как почитание Света. И особо мощному давлению подвергается все, что связано с наследием Рерихов, которое несет новое Космическое мировоззрение и новые высоты познания. В связи с этим МЦР считает необходимым и принципиально важным еще раз предупредить: преждевременное обнародование сокровенных знаний расценивается в Живой Этике как предательство, поскольку приводит к серьезным последствиям, масштаб и характер которых сложно предвидеть.
Так, пусть каждый измерит для себя всю глубину ответственности и сделает выбор: разделить торжество пирровой «победы» дилетантов и временщиков или продолжить отстаивать волю Рерихов, опираясь на слова Елены Ивановны Рерих: «Всякое сведение, не входящее в книги Учения, должно быть свято чтимо и хранимо в сердце и не должно делаться достоянием любопытствующих. <…> Сколько зла причиняет непонятая истина в руках слабого духа или предательского сердца!» (Рерих Е.И. Письма. Т.1. МЦР, 1999. С. 293).
Источник: МЦР