Аннотации к Картинам на баннерах
1. Ангел последний. 1912г.
Пророческая картина Н.К.Рериха – о надвигающихся грозовых событиях первой мировой войны
В руках Ангела – копье и щит. Ангел призывает защитить мир.
Картина была сопровождена стихотворной строфой:
И пролетит над Землею
Ангел конца.
Грозный, прегрозный!
Красный, прекрасный!
Ангел последний.
В 1942 году Н.К.Рерих создает 2-ой вариант картины «Ангел последний». В письме в Америку (13.11.1941) он так сообщает об этом: «…Сейчас пишется картина, напоминающая об «Ангеле последнем» 1912 года, только тогда название было — «И пролетит над Землею», а теперь будет — «И пролетел над Землею Грозный, Прегрозный». Вехи, в разные времена
данные, уже становятся на свои места». На картине 1942 года Ангел держит в правой руке меч огненный, в левой — развернувшийся свиток
2. Сокровище мира – Чинтамани. 1924 г.
Н.К.Рерих: «… В незапамятные времена из других миров упал чудесный камень – Чинтамани индусов или Норбу Ринпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые cобытия. <…> Сердце помнит, как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Ринпоче – Чинтамани – Чудесный камень, мира спаситель». Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На горных перевалах нерушимо остается тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несет Конь Белый.
3. Знамя мира. Pax cultura. 1931 г.
Н.К.Рерих: «О смысле значения знака Знамени: Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так
прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ — символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева». «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры.
Для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно
согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира».
4. Святой Сергий Радонежский. Эскиз. 1930-е
Святой Сергий Радонежский – великий русский подвижник XIV века, основатель Свято-Троицкой Лавры, нравственный воспитатель народа, благословивший молодого вождя русского ополчения Дмитрия Донского на подвиг победы на Куликовом поле: «Если испытал все мирные средства – тогда сразись и победишь!»
Историк В.О.Ключевский писал: «Имя преподобного Сергия – это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания».
«Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, своим силам, вдохнул веру в своё будущее».
Церковный Акафист Преподобного называет его «Данный России Воевода», Воин Христов. Н.К. Рерих: «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».
«Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию».
Н.К.: «К Сергию пришел Святитель Алексий с вопросом — что делать?
Сергий ответил: «Помоги Земле Русской».
Когда Сергия спросили крестьяне — что делать. Он ответил: «Помоги Земле Русской».
Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги Земле Русской!»
В 1932 году Н.К. Рерих пишет картину «Святой Сергий Радонежский».На картине внизу надпись: «Трижды дано Преподобному спасти Землю Русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь» (Н.К.Рерих имел в виду фашистское нашествие 1941-1945 гг.). Вверху картины Рерих поместил символ Всевидящего Ока — Пространства, которое фиксирует все явления жизни, для него нет ничего скрытого и тайного.
5. Мадонна Орифламма. 1932 г.
Н.К.Рерих: «Именно теперь человечество всеми силами духа должно заняться охраною этих творческих сокровищ. Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя Мира, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения.
Это Знамя внесет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества.
Так, идея охранения Культуры поддерживается общественным мнением. Кто же дерзнет противодействовать эмблеме дружественного союза и охранению Культуры? Отрицание Культуры всегда останется самым позорным знаком. Истинные работники Культуры во всех областях ее не будут отрицателями, ибо по природе своей они строители. Без творения нет и жизни. Конечно, говоря это, я только выражаю мысли, которые объединяют нас на пространстве всего мира»…
6. Sancta Protectrix (Святая Покровительница; Мадонна Защитница). 1933 г.
Н.К.Рерих: «Дойдя до крайней черты расчленения и разъединения, человечество опять мыслит о собирании и о созидании. Сокровища духа, идеи, познания творчества и просветления лишь будут достаточной панацеей при крушении поверхностной механической цивилизации. Условность несознательной жизни может быть преображена лишь тем светлым утверждающим понятием, которое выражено в священном слове «Культура». Но культура не бурьян и растет лишь в духовно возделанных садах. Неотложно действие.
Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура. Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам! Привет и поклон вам!»