На картине «Мадонна Защитница» изображён город, который покрывает своим плащом Святая Мадонна. Эта картина была написана в 1933 году в связи с Пактом Рериха, провозглашающим защиту культурных ценностей. На ней город символизирует творческое достояние людей, которое нуждается в защите, покровительстве. И такая защита приходит в образе Мадонны, осеняющей своим покровом город. Мадонна как бы отождествляется с ним, становится с ним одним целым.
Рерих не случайно связывает город и высокое Женское Начало. В древности города чаще всего посвящались какому-нибудь женскому божеству, без их покровительства невозможно было успешное существование города. Понимание значения женского божества как богини-градохранительницы, защитницы города от «врагов яростных» коренится в глубокой древности. Древние знали, что именно творческая сила космического Женского Начала созидает мир, творит мироздание, создаёт в нём порядок, гармонию и красоту, а также защищает и хранит его от наступлений хаоса.
Н.К. Рерих, хорошо знавший западноевропейское искусство, часто использовал знакомые сюжеты, усиливая и акцентируя некоторые их стороны. Для картины «Мадонна Защитница» он использовал образ Мадонны делла Мизерикордиа (Милосердия), часто изображавшейся на картинах художников эпохи Возрождения. «Мадонна Защитница» раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Под защитой плаща Мадонны изображены архитектурные шедевры Европы – соборы во Владимире, Реймсе, Сиене и Шартре, Архангельский собор Московского Кремля, собор Святого Петра в Ватикане и некоторые другие. На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира.