Название | Пророк. # 175 [Бэда-проповедник] |
Год | 1945 |
Где находится | Новосибирский государственный художественный музей. Россия |
Материалы, размеры | Холст, темпера. 71.3 х 129.8 см. |
Источник | А.К. Крылов. Забытые граффити. СПб., 2020 |
Примечание | № Ж-83, инв. № КП 581, 041033. В некоторых источниках указывается год создания картины 1942. |
Каждый из нас помнит прекрасную поэму «Бэда Проповедник», когда камни хором грянули ответ на его зовущее слово. Если камни могут согласиться стройным хором утверждать что-то, то неужели люди будут ниже камней? Н.Рерих. «Твердыня Пламенная». «Музыка сфер» Был вечер. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. И было всё глухо и дико кругом, Одни только сосны росли вековые, Одни только скалы торчали седые, Косматым и влажным одетые мхом. Но мальчик устал; ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: «Старик!- он сказал,- Я пойду отдохнуть, А ты, если хочешь, начни проповедовать: С вершин увидали тебя пастухи… Какие-то старцы стоят на дороге… Вон жёны с детьми! Говори им о Боге, О Сыне, распятом за наши грехи.» И старца лицо просияло мгновенно, Как ключ, пробивающий каменный слой, Из уст его бледных живою волною Ввысокая речь потекла вдохновенно — Без веры таких не бывает речей!… Казалось, слепцу в славе небо являлось, Дрожащая к небу рука поднималась, И слёзы текли из потухших очей. Но вот уж сгорела заря золотая, И месяца бледный луч в горы проник, В ущелье повеяла сырость ночная, И вот, проповедуя, слышит старик, Зовёт его мальчик, смеясь и толкая: «Довольно, пойдем, никого уже нет!» Замолк грустно старец, главой поникая, Но только замолк он — от края до края: «Аминь», ему грянули камни в ответ. Я.Н. Полонский (Яков Полонский. Бэда-проповедник. ) Утренняя Звезда, №2-3, 1094-1997 Символизм в творчестве Н. К. Рериха-художника
|
|||
|
|||
Переданные Новосибирску 60 произведений были созданы Рерихом в зените мастерства, в последние 12 лет его жизни в Индии. Как признавал сам художник, в них «повсюду сочетались две темы — Русь и Гималаи» (Н.К.Рерих Листы дневника. Т. 2. М.: МЦР, 1995. С. 472). Наиболее яркое воплощение эти темы получили в картинах «Сантана» (1937) и «Бэда-проповедник» (1945) — подлинных шедеврах новосибирской коллекции. …Вторая картина — «Бэда-проповедник» — написана по мотивам одноимённой поэмы русского поэта Якова Полонского о слепом пилигриме, на пламенную речь которого отозвались даже камни. Высвеченная закатными лучами фигура старца сама воспринимается как некое светило. Как в древнейших космогониях, у Рериха нет границ между космосом и открытым сердцем человека. Огонь духа, огненное полыхание неба, цвет, звук и свет сливаются здесь в единое вселенское начало, наполняющее мир. Мысли художника в связи с этой картиной изложены в его литературных записях: «Каждый из нас помнит прекрасную поэму «Бэда-проповедник», когда камни хором грянули в ответ на его зовущее слово. Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, то неужели люди будут ниже камней? …Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Под лучшие звуки, в песне, и в труде, и в радости, спешите к суждённому Свету!» (Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1999. С. 248). В этих словах — весь Рерих, с его мечтой о единении людей на основе общечеловеческих ценностей. И сам Свет — художник пишет это слово с большой буквы — есть не только физическая материя, но и творящий огонь, и красота, и символ всего наивысшего. |
|||
|
|||
…Удивительный образ человека слепого с сияющей огненной сущностью создал Рерих в картине «Бэда-проповедник» (1945). Сюжетной основой полотна послужила одноимённая поэма Якова Полонского (1841). Подсвеченная закатными лучами фигура старца сама воспринимается как какое-то светило. Зовущее слово Бэды, с таким душевным порывом посылаемое окружающему пространству, в эмоционально-психологическом плане приравнивается к сиянию солнца. Как в древнейших космогониях, у Рериха нет границ между человеком и космосом, когда звучит пламенное сердце. Мысли автора в связи с этой картиной изложены в литературных записях: «Каждый из нас помнит прекрасную поэму «Бэда-проповедник», когда камни хором грянули ответ на его зовущее слово. Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, то неужели люди будут ниже камней? …Соединяет людские сердца прекрасная симфония… Под лучшие звуки, в песне, и в труде, и в радости, спешите к суждённому Свету!» 41. В этих словах – весь Рерих с его мечтой о единении людей на основе общечеловеческих ценностей. И сам Свет, написанный с большой буквы, – это не только привычная физическая материя, но и высший, творящий огонь сердца, и красота, и символ всего наивысшего.
|
|||
|
«Удивительный образ человека во тьме, слепого, но с солнцем внутри создал Рерих в своей картине «Бэда-Проповедник» (1945). Сюжетной основой полотна послужила одноименная поэма Якова Полонского (1841). Призыв к Свету через духовное восхождение звучит во многих гималайских этюдах Рериха, но именно в этой картине проповедь света становится прямой сутью самого произведения. Бэда стоит, но рукава его холщового одеяния, кажется, раскрываются, как крылья готовящейся к полету птицы. Подсвеченная закатными лучами его фигура сама воспринимается как какое-то светило. Все – и тишайшее озеро, и дальние горы, и словно склонившие свои головы немые гиганты-скалы – все замерло, все внимает Свету. Зовущее слово Бэды, с таким душевным порывом посылаемое всему окружающему, в эмоционально-психологическом плане приравнивается к сиянию солнца. Цвет, звук, свет сливаются здесь в одно субстанциональное целое, которое есть, говоря словами Е.Н. Трубецкого, «звучащий свет солнечной мистики, преобразовавшийся в мистику светоносного Слова»69.
Всем возвышенным пафосом своего произведения Рерих утверждает мысль о единстве всего сущего, что все в мире откликается на живительную сущность Света. Все взаимосвязано, человек и природа и не только во внешних проявлениях, но и на более глубоких и утонченных уровнях. Как в древнейших космогониях, как в учении Циолковского о панпсихизме, где все, даже мельчайшие атомы – все ощущает, чувствует, так и у Рериха нет границ между человеком и космосом, когда звучит пламенное сердце. У Флоренского подобное мировидение формулируется так: «…вся природа одушевлена, вся жива – в целом и в частях, что все связано тесными узами между собой… энергии вещей втекают в другие вещи, и каждая живет во всех и все в каждой»70. Собственные мысли Рериха в связи с этим сюжетом изложены в литературных записях: «Каждый из нас помнит прекрасную поэму «Бэда Проповедник», когда камни хором грянули в ответ на его зовущее слово. Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, то неужели люди будут ниже камней? Будут в состоянии лишь ссориться и противоречиво болтать ненужные вещи? Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Под лучшие звуки, в песне, и в труде, и в радости, спешите к сужденному Свету!»71.
В этих словах весь Рерих с его мечтой о единении людей на основе общечеловеческих ценностей. И сам Свет (даже слово написано с большой буквы) – это не только привычная физическая материя, но и Творящий Огонь, и Красота, и символ всего наивысшего. Соединение сердец человеческих он считал возможным через международный язык искусства. Искусство понималось им как единый общепланетарный духовный процесс, который вечен и непреходящ; в нем сокрыты те нравственные и эстетические ценности, которые не должны предаваться забвению, а более того, охраняться и вовлекаться как в творческий процесс, так и в строительство Культуры.
Еще на рубеже столетий Соловьев ясно и отчетливо сформулировал, чем же будет определяться исторический путь России: «…судьба России зависит не от Царьграда и чего-нибудь подобного, а от исхода нравственной внутренней борьбы светлого и темного начала в ней самой»72. Рерих был одним из тех деятелей русской культуры, которые глубоко осознавали судьбоносность именно этой борьбы. Как и его герой Бэда, Рерих был страстным проповедником Света. Везде, во всем его картины не только услаждали глаз, но предназначались подымать «дух поникающий». Он привлекал к себе знамена всех времен и народов, которые вели к сплочению на путях Красоты и Света. Его светлое воинство неистребимо, как бессмертно его искусство, уже завоевавшее сердца. «Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся»73.
«..Художник молитвенно призывает пришествие в силе и славе той Красоты, которую искусство являет только символически,– писал Булгаков. – В этом устремлении уже явно переступаются границы искусства как символизма. Здесь говорит уже не искусство, но та могучая стихия человеческого духа, которою порождается искусство, то взывает… художник-человек, осознавший творческую мощь Красоты через посредство своего искусства. В софиургийной жажде вселенской Красоты снова возвещает о себе неутоленная правда язычества, неисполненность его обетований, подъемлет стенания и вопли плененная душа мира. Ибо в язычестве, так же как и в искусстве, хранится ветхозаветная скрижаль Красоты»74. В том были единодушны все философы всеединства, что Красота – не только цель искусства, но и цель жизни. «И цель последняя – не красота как культурная данность, а красота как сущее, т. е. претворение хаотического уродства мира в красоту космоса. Космос и есть красота как сущее. Космическая красота – цель мирового процесса. Это иное, высшее бытие, бытие творимое»75.
69 Зеньковский В. В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. Т.1, ч. 1. С. 185-186.
70 Рерих Н.К. Твердыня пламенная, 1991. С. 248.
71 Соловьев В. С. Собрание сочинений…. Т. VI. С. 479.
72 Рерих Н.К. Пути благословения, 1924. С. 145.
73 Булгаков С.Н.Свет невечерний. 1994. С. 333.
74 Бердяев Н.А. Смысл творчества, 1989. С. 455-456.
75 Булгаков С.Н. Свет невечерний, 1994. С. 333.
|
|||
…В картине Рериха «Бэда-проповедник» (1945) герой огнем своего сердца воздействует даже на камни. Его фигура, подсвеченная солнцем, сама воспринимается как излучающая свет. » Сердце — это Солнце солнц, это престол Всевышнего», — поясняет художник. [40] «Познавшие сердце подобны солнцу», — цитирует Хой-нэн изречение из Трипитаки.» [41]
|