10-11 октября 2024 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) прошла международная общественно-научная конференция «Махариши Николай Рерих, великий друг Индии». Конференция была организована ММТР совместно с Международным Центром Рерихов (Москва) и состоялась в рамках Фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения великого русского художника, философа, ученого и общественного деятеля.
Знаменательно, что мероприятие прошло в имении Рерихов в Наггаре, в Гималаях, где художник провел около 20 лет своей жизни. Именно отсюда, из небольшой горной деревушки, протянулись нити связи во все концы света, в культурные и научные центры, к лучшим и достойнейшим современникам Николая Константиновича. Сама деревушка, несмотря на труднодоступность, стала местом постоянного паломничества – так велико было желание людей лично встретиться с Махариши Рерихом, русским другом Индии и всего мира.
Конференция открылась вступительными словами индийского и российского кураторов ММТР. Суреш Кумар, Индийский куратор, в своем выступлении поприветствовал всех докладчиков и участников Фестиваля и выразил особую благодарность Наталье Николаевне Черкашиной, вице-президенту Международного Центра Рерихов (МЦР), которая присутствовала на конференции в качестве почетного гостя и участника. Он отметил, что в течение многих лет Международный Центр Рерихов оказывает поддержку ММТР, участвует в проведении фестивалей и конференций – без усилий российской стороны многое было бы невозможным.
Российский куратор ММТР и сотрудница МЦР Лариса Вениаминовна Сургина отметила, что, будучи истинно русским по рождению и по духу, Николай Константинович сумел с большой проникновенностью постичь духовную жизнь Индии, прикоснуться к древнейшим истокам ее культуры. Он звучал в унисон с Индией, ощущая глубинный ритм ее путей, разделяя верования Риши – святых и мудрецов этой земли. Древние духовные знания Индии легли в основу Учения Живой Этики, или Агни-йоги, к созданию которой были причастны Рерихи и идеи которой нашли отражение в творчестве художника. Не удивительно, что ещё при жизни Николая Константиновича в Индии стали называть Махариши – Великим Мудрецом, выражая этим искреннее почтение к русскому художнику.
В адрес конференции поступило приветствие от организаторов международной ежегодной научно-исследовательской экспедиции «Гималаи» в лице Ирины Архиповой, посла Культуры Союза женщин России, автора проекта «В поисках утраченных знаний», основателя и продюсера киностудии исторических фильмов «Фараон», и Ринада Минвалеева, российского ученого, физиолога, востоковеда, профессора Санкт-Петербургского государственного университета. Они отметили, что Российско-индийский фестиваль культуры способствует укреплению мира между народами, и вклад семьи Рерихов в мировую культуру продолжает зажигать сердца пламенем Живой Этики. Исследователи выразили особую благодарность уважаемым кураторам ММТР господину Сурешу Кумару и Л.В.Сургиной за их многолетнюю работу по сохранению духовного и культурного наследия семьи Рерихов.
Затем Ольга Валерьевна Карасева, сотрудник МЦР, аспирант университета Джавахарлала Неру (Дели), модератор и переводчик конференции, передала слово Харш Индер Лумбе – индийской художнице, старшему научному сотруднику Министерства культуры Индии. Харш Лумба стала одним из лауреатов памятной медали Международного Центра Рерихов «150 лет Н.К.Рериху». Медаль художнице торжественно вручила вице-президент МЦР Н.Н.Черкашина.
Название доклада Харш Лумбы совпало с темой конференции – «Махариши Николай Рерих, великий друг Индии». В своем докладе художница подчеркнула особое влияние Индии на жизнь и творчество художника, начиная с его увлечения философскими учениями и культурой Индии, его дружбы с Рабиндранатом Тагором и другими выдающимися современниками-индийцами и заканчивая значительным влиянием Гималаев на мировосприятие Рериха. В индийских традициях Гималаи занимают особое место: это обитель святых и место проявления богов, здесь происходили события, описанные в Махабхарате, здесь до сих пор живут легенды о мудрецах-риши, даровавших миру философские учения. Не случайно Гималаи стали домом и источником вдохновения и для Николая Константиновича Рериха. Его прижизненный титул «Махариши» – это дань уважения за его вклад в культуру Индии и всего мира. Труды художника, его жизнь, его мысли и его дела резонировали с теми качествами, которые приписывались легендарным гималайским мудрецам-риши.
Наталья Николаевна Черкашина в своем докладе «Картины Н.К.Рериха как художественный комментарий к философской системе Живой Этики» также обратилась к понятию «риши». Она заметила, что титул «риши» используется лишь для мудрецов древности, тех, которые творили под Высшим руководством и которые стоят за любой культурной традицией и философской системой Индии. Современных же мудрецов называют по-разному: садху, пандит, баба-джи, свами… Однако Николай Константинович Рерих еще при жизни был удостоен титула «Махариши» – Великий Риши, великий мудрец – поскольку и он под руководством Великих Учителей стоял у основы новой философской традиции – Живой Этики, или Агни-Йоги. Наталья Николаевна отметила особый дар, которым обладал Николай Константинович: его способность ясно видеть очертания прошлого и отражать их в своих картинах с такой точностью и ясностью, будто бы он сам присутствовал на месте событий. Многие картины художника оказались провидческими. В момент их написания ни художник, ни его жена, Елена Ивановна Рерих не понимали их значение – оно открывалось лишь некоторое время спустя. Таковы картины «Сокровище ангелов», «Владыки нездешние» и «Книга голубиная», написанные Николаем Константиновичем еще в России. Они были созданы задолго до встречи Рерихов с Учителями Востока, которые символически изображены на картине «Владыки нездешние», задолго до получения Рерихами Камня, о котором говорит картина «Сокровище ангелов», и до появления Учения Живой Этики, записанного в сотрудничестве с Великими Учителями, о чем символически свидетельствует картина «Книга Голубиная».
Учитель, Книга и Камень составили смысл и содержание творчества и деятельности всей жизни Николая Константиновича Рериха. В своих работах художник также обращается к священному для Востока понятию Шамбала. Он был первым западным художником, изобразившим на своих картинах сокровенную твердыню, обитель Великих Братьев человечества. Из этой Страны во все времена идет помощь человечеству, идут необходимые людям знания, пророчества, предупреждения. Этот процесс связи Заповедной Страны с миром людей Рерих символически изображает на целом ряде полотен, в названиях которых звучит слово «Шамбала». Несмотря на то, что творческое наследие художника рассеяно по многим галереям разных стран мира, его картины, объединенные одной концепцией – концепцией космической эволюции – продолжают выполнять свою миссию: готовить человечество к наступлению Новой Эпохи.
Доклад госпожи Миты Нараян, профессора Центра российских исследований университета Джавахарлала Неру был посвящен опыту ее работы над созданием иллюстрированной книги «Мир Рериха в поэзии», которая включает в себя переводы поэтических циклов Н.К.Рериха на два языка, хинди и английский, выполненные автором. Эта книга была презентована Митой Нараян на сцене Зеленого театра ММТР 9 октября, во время торжественного открытия Фестиваля.
В своем докладе на конференции автор поделилась трудностями перевода циклов стихов Рериха и способами преодоления этих трудностей, рассказала о процессе подбора иллюстраций к тем или иным стихам. Уникальность издательского проекта Миты Нараян заключается в том, что впервые стихи Рериха стали доступны для широкой аудитории на трех языках: русском, английском и хинди – в рамках одного издания, проиллюстрированного картинами самого Н.К.Рериха, автора стихотворных циклов. В настоящее время Мита Нараян продолжает работать и над другими проектами, связанными с литературным наследием великого русского художника.
Центр российских исследований университета Джавахарлала Неру (Дели) был представлен на конференции еще двумя учеными. Доктор Ашутош Ананд, доцент школы языков, литературы и культурологии, и его коллега доктор Джоти Кумари, научный сотрудник Центра, в своем докладе «Николай Рерих: истинный посол всемирной гармонии» обратились к вехам пути великого русского художника, мыслителя, путешественника. Доклад начался словами индийского художника Абаниндраната Тагора, племянника Рабиндраната Тагора, в которых он замечает, что перо художника Николая Рериха, так же как и его кисть, завоевало свое место в мировой культуре. Тот универсальный язык Красоты, который использует художник в своих живописных и литературных работах, отчетливо понятен любому утонченному уму. Видение художника столь же целостно и искренне как в его картинах, так и в его эссе, обладающих уникальной поучительной силой. Авторы доклада обратились к актуальности наследия Рериха в современности. Среди организаций, занимающихся изучением и популяризацией наследия Рериха, они отводят ведущую роль Международному Центру Рерихов в Москве. В докладе упоминается как об особой роли Индии в творчестве художника, так и значимости его творчества для самой Индии. Искусство Н.К.Рериха, проникнутое универсальными духовными и гуманистическими ценностями, стало мощным инструментом культурной дипломатии между Индией и Россией.
Госпожа Садхна Сангар, художница, президент и основатель объединения индийских художниц «Мы», член «Сангит Натак Академи» (Чандигарх), член Совета по искусству правительства штата Пенджаб, мастер йоги, в своем докладе «Николай Рерих как художник и духовная личность» обратила внимание на философскую составляющую творчества Рериха, в особенности на те аспекты индийской философии и культуры, которые присутствуют на его полотнах и в его литературном творчестве. Автор доклада заметила, что духовность Рериха носила универсальный характер. Он не ограничивался рамками одной религии или философии – на своих полотнах он изобразил Матерь Мира, Христа, Магомета, Будду, Лао-цзы – представителей разных религиозно-философских традиций. Художник, по словам автора, верил во взаимосвязь духовных традиций, в родство всех культур и народов. Идея единства культур, высших духовных ценностей и лучших достижений всего человечества делает его наследие особенно актуальным в настоящее время.
Первый день конференции завершился короткой музыкальной медитацией для участников конференции под руководством Садхны Сангар с использованием тибетских поющих чаш.
Второй день конференции открылся видео-докладом Натальи Александровны Баженовой (Казахстан), заместителя руководителя Культурного Центра имени Н.К.Рериха, руководителя отдела прикладного искусства Казахстана ГМИ РК имени А.Кастеева, члена союза художников Республики Казахстан, посвященный влиянию личности Н.К.Рериха на творчество казахской художницы Ботагоз Нурпеисовой. Вступительное слово к докладу произнес Вадим Ханифович Ахтямов, член культурного Центра имени Н.К.Рериха, председатель Алма-Атинского Фонда поддержки культуры “Сердце Азии”, член группы волонтеров МЦР в Международном Мемориальном Тресте Рерихов. Вадим Ханифович отметил, что предметом гордости для культурных организаций Казахстана является тот факт, что часть знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Рериха проходила по территории страны. Он также заметил, что творчество великого художника и мыслителя оказало влияние на многих выдающихся личностей, и Ботагоз Нурпеисова была в их числе.
В своем докладе Наталья Баженова рассказала о некоторых гранях творческой вселенной талантливой казахстанской художницы. В этой вселенной Николай Константинович, его искусство и его философия занимали совершенно особое место. Художница считала русского художника своим Учителем. В числе своих картин художница подарила миру замечательные портреты Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, полные особого внутреннего света, строгости и чистоты. Неотделимо было творчество Ботагоз Слямгалиевны и от горячо любимой ею Индии, ее культуры, традиций, философии. К сожалению, жизнь художницы оборвалась слишком рано, в 65 лет, но ее искусство, как вечный гимн Красоте, продолжает жить и занимает особое место в культурном пространстве Казахстана и всего мира.
Елена Ашикова, преподаватель, член Семейного клуба «Семицветик», в своем докладе рассказала о том, какое влияние оказал живой пример и философские идеи Николая Константиновича Рериха на ее жизнь и на ее педагогическую деятельность. Родители Елены лично встречались со Святославом Николаевичем Рерихом, младшим сыном художника. Эти встречи оказали определяющее влияние на последующую жизнь и творчество семьи Ашиковых. В своей творческой студии «Семицветик» они пытаются воплотить идеи выдающейся семьи Рерихов, применяя их в процессе воспитания и обучения детей. Участники студии путешествуют по разным странам мира, посещают музеи, исторические места и памятники культуры, тем самым формируя живую связь с традициями и культурой разных народов. Благодаря системе воспитания, основанной на гуманистических ценностях семьи Рерихов, педагогам студии «Семицветик» удается воспитывать в подрастающем поколении живой интерес к научной и художественной деятельности, а также уважение к самым различным культурам и философским системам, развивать тонкие чувства учеников и их творческие способности, помогающие понимать универсальный язык Культуры.
Дмитрий Витальевич Делюкин, научный сотрудник Музея-Института семьи Рерихов (Санкт-Петербург) посвятил свой доклад философскому и естественно-научному аспектам картины Н.К.Рериха «Матерь Мира». Автор проводит параллели между композицией и иконографией картины, которая была написана Рерихом в Сиккиме в 1924 году, и буддийским искусством; в частности, он сравнивает картину с тханками, (буддийскими иконами на ткани), изображающими бодхисаттву Авалокитешвару. Картина «Матерь Мира» создавалась во время посещения семьей Рерихов монастырей и буддийских святынь. В буддийской иконографии выполненный в белом цвете лотосовый трон, на котором восседают бодхисаттвы, зачастую является символом Луны. Подобное можно предположить и в отношении трона на картине «Матерь Мира». Автор делает интересное наблюдение, что в определенные моменты магнитосфера земли, вытягиваясь в сторону луны, напоминает фигуру ангела-хранителя, тогда как другая ее часть напоминает антропоморфную голову, расположенную под наклоном, напоминающим наклон головы Богородицы в иконографических композициях. Вокруг головы Орифламмы находится нимб, напоминающий круг солнца. В целом, картину можно интерпретировать как систему Солнце-Земля-Луна, которая также перекликается с системой трех миров – мира физического, связанного с Землей, мира тонкого, связанного с Луной, и мира огненного – связанного с Солнцем. Вся эта тройственная система заключена в символике Знамени Мира, находящегося в центре полотна. Дмитрий Витальевич отмечает, что картина «Матерь Мира» обладает разными уровнями символичности, включая символику, связанную с явлениями естественно-научной сферы. Полотно рассказывает нам о нас самих: кто мы, благодаря чему мы живем и куда должны двигаться дальше.
Алвилс Хартманис, руководитель Латвийского Общества Рериха (Рига), поделился с участниками конференции историей создания рижского общества, одного из старейших рериховских обществ, и рассказал о связи членов общества с Наггаром – местом жизни и культурно-просветительской деятельности семьи Рерихов, откуда они вели обширную переписку с культурными и образовательными заведениями и рериховскими обществами всего мира, включая Латвийское Общество Рериха в Риге.
Латвийское общество начало свою историю еще в 1920 году, когда рижанин Владимир Анатольевич Шибаев после встречи с семьей Рерихов в Лондоне настолько вдохновился искусством Николая Константиновича, идеями Живой Этики и восточной философии, что решил по возвращении в родной город создать здесь кружок друзей, увлекавшихся идеями восточной философии и теософии. С 1921 года кружок находился под непосредственным руководством Н.К.Рериха, и спустя 9 лет, 13 октября 1930-го года состоялось официальное открытие Латвийского Общества Рериха. С самых первых дней своего существования Общество проводило огромную работу по организации выставок и занималось книгоиздательской деятельностью. Между членами Общества и членами семьи Рерихов, находившимися в Наггаре, велась постоянная переписка, которая угасла лишь в 40-е предвоенные годы – письма просто перестали доходить до адресата в связи с событиями в Европе.
Господин Алвилс Хартманис от лица Латвийского общества Рериха преподнес Мемориальному Тресту Рерихов ценный подарок: почтовый конверт, отправленный 1 марта 1938 года из Наггара в Ригу, в котором находилось письмо Н.К.Рериха к председателю Латвийского общества Рериха Рихарду Яковлевичу Рудзитису. Таким образом, конверт, благодаря гостям из Латвии, вновь вернулся в Индию, в Наггар, проделав полный круг в пространстве и времени. Ценный экспонат дополнит музейную коллекцию Международного Мемориального Треста Рерихов.
Ольга Валерьевна Карасева, научный сотрудник МЦР, аспирант университета Джавахарала Неру (Дели) в начале своего доклада, озаглавленного «Наггар: карма бхуми Н.К.Рериха», отметила, что личность, творчество и философия Рериха оказали огромное влияние на передовую индийскую интеллигенцию 30-40-х годов прошлого века. Наггар был «нанесен» на культурную карту Индии, туда тянулись нескончаемые потоки студентов, художников, ученых, писателей, общественных деятелей. Многие из них оставили свои дневники и заметки, например, Мулк Радж Ананд, писатель и общественный деятель Индии. Жизнь и творчество бенгальского художника Бирешвара Сена кардинально изменилась после его знакомства с русским художником. М.С.Рандхава, автор статей, посвященных жизни и творчеству Бирешвара Сена и Святослава Рериха, также являлся большим почитателем творчества Н.К.Рериха. В своих книгах он приводит множество примеров влияния личности Рериха. В биографиях художников того времени можно обнаружить многие факты их близкого общения с Николаем Константиновичем – они восхищались не только его искусством, но и высокими моральными качествами. Дом Рерихов в Наггаре они называли Ашрамом. Самого М.С.Рандхаву, писателя, ученого, собирателя коллекций традиционной живописи регионов Пенджаба и Западных Гималаев, связывала с русским художником заочная дружба: Рандхава был на нескольких выставках Рериха: в Лахоре, Лондоне, Нью-Йорке. Он должен был встретиться с Рерихом на выставке в Дели в 1947 году — но за неделю до выставки Николай Константинович ушел из жизни. Усадьбу Рерихов Рандхава посетил уже после смерти Николая Константиновича. О.В.Карасева поделилась интересными фактами о Наггаре, которые приводит Рандхава в описании своего путешествия в обитель двух художников, как он называет Наггар. Вероятно, эти же факты были доступны и самим Рерихам, которые не случайно поселились именно там. Описание Наггара времен Рерихов в какой-то мере может приблизить современников к великой русской семье, к той атмосфере, в которой они жили.
Завершилась конференция докладом Тамары Михайловны Мергес «Фестиваль «Держава Рерихов»»: семья Рерихов глазами детей и юношества». С 2017 года Тамара Михайловна возглавляет группу волонтеров Международного Центра Рерихов и является координатором детско-юношеского фестиваля «Россия-Индия: от сердца к сердцу», который зародился здесь, в мемориальной Усадьбе Рерихов в Наггаре. В этом году, в честь 150-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха, Международный Центр Рерихов (Москва) организовал международный фестиваль детского и юношеского творчества «Держава Рерихов», приуроченный к юбилейным датам великой русской семьи. Президентом Фестиваля стала Н.Н.Черкашина, вице-президент Международного Центра Рерихов (Москва). Для фестиваля «Держава Рерихов» были утверждены новые дополнительные номинации, которые включают не только рисунок, но и художественный текст, и научные исследования. В творческих конкурсах приняли участие как самые юные участники, так и студенты художественных школ, а также Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица. Именно в Академии 29 февраля 2024 года состоялось первое мероприятие фестиваля – международная выставка детского рисунка «Мастер гор», посвящённая 150-летию Н.К.Рериха.
На конференции прозвучало видеообращение профессора Академии Штиглица Людмилы Михайловны Кирсановой, в котором она рассказала о долгом опыте сотрудничества между Академией и ММТР: работы детей долины Кулу принимали участие в многочисленных выставках на базе Академии, а работы студентов Академии не раз были представлены на выставках в Тресте Рерихов. Л.М.Кирсанова отметила, что в этом году в фестивале «Держава Рерихов» приняли участие представители более 30 стран мира, количество юных художников превысило 750 человек. Открытие выставки «Мастер гор» в Санкт-Петербурге предварило грандиозный международный фестиваль, который открылся 9 октября 2024 года в долине Кулу, в Международном Мемориальном Тресте Рерихов. Людмила Михайловна передала привет с родины Рериха, города на Неве, Наггару, который стал домом художника в последние 20 лет его жизни.
Т.М.Мергес отметила, что выставки детских работ были организованы также в Волосовской детской школе искусств имени Н.К.Рериха и в школе имени Рабиндраната Тагора в Санкт-Петербурге, которая уже много лет проводит мероприятия, посвященные рериховской тематике. 5 октября 2024 года выставка работ победителей фестиваля «Держава Рерихов» была торжественно открыта в гималайском имении Рерихов, символически объединив ярким творчеством детей и юношества любимые Рерихами Россию и Индию. Экскурсией по выставке, размещенной в Академии искусств имени Е.И.Рерих, завершился второй и заключительный день конференции.
По окончании конференции присутствующие обменялись подарками, а индийский и российский кураторы ММТР вручили всем участникам конференции сертификаты Международного Мемориального Треста Рерихов об участии в Фестивале, посвященном Махариши Николаю Рериху.
Доклады, представленные на конференции, показали, насколько жизнь, творчество и идеи русского Махариши Рериха, великого мудреца, друга Индии, ученого, художника, повлияли на его современников и продолжают влиять на современных нам ученых, художников, педагогов. Масштабы этого влияния трудно переоценить. Бескомпромиссные призывы художника к защите культурных ценностей, его идеи мира через Культуру, его мысли о космической эволюции человечества, заключённые в художественном, литературном и эпистолярном творчестве, становятся все более и более актуальными. Наследие великого художника, как показали доклады участников конференции, продолжает быть предметом научных исследований, его заветы живут и претворяются в жизнь.
Источник: МЦР