15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями правительств двадцати одного американского государства был подписан Пакт Рериха — первый международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
Первые мысли об этом проекте появились у инициатора договора Николая Константиновича Рериха ещё в начале 1900-х годов во время посещения старинных русских городов с целью изучения древнерусской архитектуры и иконописи.
Согласно договору, Пакт направлен «на всемирное признание флага… в целях обеспечения охраны, в случае угрозы, всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности». «Предложенное Знамя, — пишет Рерих, — имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения».
Этот исторический документ говорит об уважении и покровительстве, которое распространяется на исторические памятники, а также культурные и образовательные учреждения «как во время войны, так и в мирное время».
«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон».
«Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений».
В период духовного и нравственного кризиса, охватившего современное человечество, Н.К. Рерих рассматривает Культуру как панацею от всех бедствий, потрясающих мир. «Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты, — писал он. — Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. (…) Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея — Культура».
«Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык».
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Есть ценности временные и есть ценности вечные. Временные утрачиваются непреложно, рано или поздно. Вечные не проходят никогда.
Христос говорил о построении дома или на песке, или на камне, указывая на судьбу того и другого строения. И учил, так же как и все другие духовные Учителя, как строить жизнь, чтобы избежать крушения.
Знамя Мира — символ трёх вечных ценностей, заключённых в круге вечности. Тех ценностей, которые остаются во всех стадиях земной жизни и переходят в надземную. В своих высших аспектах они не кончаются никогда. Это — религия, наука и искусство.
Нет такого положения, когда религия, как связь с Высшим Миром, не была бы необходима во всех мирах.
Наука, то есть знание, — неисчерпаема и не перестаёт обогащать человека. Это его подлинное богатство, которое можно приобретать бесконечно.
Искусство вечно и безмерно многообразно. Оно является подлинной радостью и украшением жизни. Это — свет на пути земном. Можем ли мы вообразить своё существование, например, без музыки? С малолетства нас сопровождают стихи и песни. Они так вошли в наш быт, что мы часто просто не замечаем, что пользуемся ими постоянно. Краски, картины, рисунки — с самых первых лет жизни пленяют нас. Кто из детей не любит рисовать и рассматривать картинки? Выставки картин, репродукции, открытки притягивают многих. Они — как окна в чудесные миры, с которыми мы знакомимся благодаря им.
Всё сказанное — малая доля того, что охраняет и чем одаряет Знамя Мира. Потому что оно не только оберегает сокровища мира, но и несёт свои заряды Света неиссякаемого.
Могут быть и другие трактовки этих трёх сфер в круге, но всех их объединяет одна цель — общее благо.
«Пусть миру будет хорошо!»
Слово Н.Д. Спириной на «круглом столе» 24 сентября 1995 г.
Источник: Сибирское Рериховское Общество / Музей Николая Константиновича Рериха в г.Новосибирске.