В конце 2023 года началась подготовка к юбилею Николая Константиновича Рериха для учащихся Районной детской школы искусств Краснозерского района. В рамках программы «Беседы под Знаменем Мира» общественной организации «Культурное единение» был проведен пленер у полотен Н.К.Рериха в Новосибирском государственном художественном музее (25.11.2023 Экскурсия учащихся Краснозерской ДШИ в Новосибирский государственный художественный музей).
27 февраля 2024 года по итогам поездки в музей прошла беседа о жизни, вкладе в культуру и о творчестве Николая Константиновича Рериха.
Учащиеся встретили нас оформленной выставкой картин с пленэра, поделились впечатлениями, воспоминаниями и фотографиями с поездки. Несколько интересных фактов биографии Н.К.Рериха создали представление о масштабе личности этого великого человека.
Очень интересно было познакомиться со словами самого Николая Константиновича о миссии художника. Ребят поразил его призыв к читателю «Не прячь»:
«Во всех произведениях этих ушедших от нас художников есть что-то от вечности, от великого покоя, и для будущих поколений останется что-то непреходящее и бесценное.
Великие не искали это осознанно. Глубина их произведений, часто в их различном понимании отображения великого покоя и гармонии жизни, открыло огромные ворота, которые ещё не закрыты. Этот покой и эта гармония востребованы сейчас всеми, даже теми, кто по ошибке не хочет осознать это. Не прячь это… грядёт что-то новое…
Это должно завоевать мир, в чью душу покой льётся, как река в могучий и не всегда спокойный океан. Мы должны найти этот покой, который ещё является ценнейшей частью жизни, о который для многих ещё спрятан.» (Рерих Н.К. Стокгольм, декабрь 1918).
Развитию внимания к деталям в живописи Н.К.Рериха была посвящена дальнейшая работа. Символизм Николая Константиновича может быть в очень незаметных деталях главных героев или окружающей среды.
Не с первого раза зрителям удается понять картину Н.К.Рериха «Милосердие» («Сострадание»). Целой командой ребята изучали цвета и формы на этой картине. Дальний план картины светлый, сияющий манящими красками, на среднем плане Лама в светлой одежде, святой человек. Он в солнечном свете мягких закатных лучей. Значит, утверждают дети, Лама — добрый, и возле него весь главный смысл картины.
Увидели также ребята и охотника с луком и стрелами: он с нелепо подкосившимися ногами, упавший на колени, растерянно уронивший лук, весь подавшийся вперед. Охотник в тени гор, солнце его не освещает. Дети определили его как отрицательного героя.
Горная лань, похожая на ланей, которые населяют просторы Краснозерского района, нашла убежище на груди у Ламы. Не сразу стало понятно, что именно происходит со стрелой у сердца лани. Были гипотезы, что Лама помогает эту стрелу вынуть.
Когда же открылось, что стрела не коснулась тела лани, в классе воцарилась полная тишина… Лама подставил свою руку под пущенную стрелу, защитив животное.
Фотографии работы в классе:
* * *
Далее ребята познакомились с самим процессом творческого поиска Н.К.Рериха, с этапами работы над картинами. Нам удалось отыскать эскизы, эскизные наброски и композиционные поиски Николая Константиновича. На некоторых набросках можно увидеть буквами подписанные цвета: не всегда в дороге можно было развернуть этюдник, достать краски. Эти же цвета мы видим в уже реализованных картинах Николая Константиновича.
Фотографии беседы о Н.К.Рерихе. Спектр художественных работ Николая Константиновича очень широк. Среди 7000 его картин есть графические и живописные, есть театральные декорации и настенные широкомасштабные панно, есть проекты часовен и убранства храмов. Техники Николая Константиновича включали и работы на холсте маслом и, начиная с 1900-1905 годов, работы темперой, а позже и составление собственных красок по уникальным рецептам.
Диана Голомолзина,
НОК ПРО «Культурное единение»