На сайте проекта КУЛЬТУРА.РФ Министерства культуры Российской федерации размещен материал о великой русской семье Рерихов.
Николай Рерих прославился как художник, сценограф, философ и автор первого международного соглашения о защите культурных ценностей — Пакта Рериха. В творчестве и научных изысканиях его поддерживали жена и сыновья. Святослав Рерих писал: «Все мы каждый в своей области трудились, но все работали всегда вместе». Сложные экспедиции и интересные исследования, книги и живопись — читайте, чем известны Елена, Юрий и Святослав Рерихи.
Елена Рерих: «ее жизнь горела как живой светильник»
Елена Рерих родилась в 1879 году в семье петербургского архитектора Ивана Шапошникова. С раннего детства она интересовалась литературой, философией, иностранными языками, с отличием окончила Мариинскую гимназию, получила музыкальное образование.
С Николаем Рерихом Шапошникова впервые встретилась в 1899 году в Бологом — в имении родственника, археолога Павла Путятина. Рерих вспоминал об этой встрече: «В летнее время уже шли раскопки, исполнялись поручения Археологической комиссии. Во время одной такой раскопки, в Бологом, в имении кн. П.А. Путятина я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!» Через два года они поженились.
Елена Рерих стала для художника музой: именно она вдохновляла мужа на создание многих картин. Он воспринимал это как своеобразное сотворчество: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».
Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям.
Юрий Рерих: «образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя»
Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, родился в 1902 году в Новгородской губернии, детство провел в Петербурге. Его мать писала в дневниках: «Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам». Уже в пять лет Юрий Рерих начал изучать Древний Египет, с ним занимался ученый Борис Тураев. Позже Рерих стал брать уроки монгольского языка у монголоведа Андрея Руднева, а в 1920 году поступил в Гарвардский университет на отделение индийской филологии.
У меня уже есть тема в области истории Средней Азии. Я хочу дать очерк и переводы персидских трудов по истории Средней Азии. Это будет и оригинально, и важно, ибо нам нужно начинать классифицировать добытые результаты в области археологии Средней Азии.
В Центрально-Азиатскую экспедицию Юрий Рерих отправился вместе с отцом и матерью. Во время поездки он помогал ученым общаться с местными жителями — переводил с монгольского и тибетского, изучал диалекты и быт в тех городах и деревнях, через которые продвигались путешественники.
Собранный материал передали в «Урусвати», в 1930 году Юрий Рерих стал его директором. Также он возглавил Сектор философии и истории религии Индии в Институте востоковедения Академии наук СССР в Москве.
Ученый знал больше 30 азиатских и европейских языков, изучал культуру и историю Южной Азии. Николай Рерих писал Игорю Грабарю о сыне: «…индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками, — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии».
Много лет ученый работал над трудом «История Средней Азии», однако не успел его завершить. А тибетский словарь, который Рерих составлял 10 лет, вышел в свет лишь после его смерти.
Юрий Николаевич — это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека исключительной духовной гармонии.
Святослав Рерих: «индивидуальность мастера»
Святослав Рерих был на два года младше брата. Он родился в Петербурге в 1904 году, в столице же учился в гимназии имени Карла Мая — как Юрий Рерих и их отец.
С ранних лет он увлекался живописью и рисунком, ходил на уроки в Школу Общества поощрения художников. Святослав Рерих с детства наблюдал за работой отца. Когда семья гостила в Талашкине, имении художницы и меценатки Марии Тенишевой, 10-летний мальчик вместе с братом любил смотреть, как Николай Рерих расписывал храм Святого Духа. Отец часто брал его в археологические экспедиции по древнерусским городам.
Святослав Рерих не только наблюдал за отцом, но и помогал ему: сначала готовил краски и натягивал холсты на подрамники, а когда повзрослел — работал вместе с ним над театральными декорациями к операм «Князь Игорь», «Снегурочка», «Садко». Также с детства он интересовался окружающим миром.
У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни.
В 1919 году Святослав Рерих поступил в Королевскую академию искусств в Лондоне, там он изучал архитектуру. А через год продолжил образование по этой специальности в США, в Колумбийском университете. Параллельно Рерих лепил с натуры в Массачусетском технологическом институте. Однако свое призвание он видел именно в живописи: в Нью-Йорке прошла первая персональная выставка художника, после которой его заметили критики.
Искусствоведы отмечали, что в живописных работах Святослава Рериха можно увидеть и сходство со стилем его отца — яркие цвета, контрасты, — и собственный авторский почерк, например динамичные формы. Николай Рерих настаивал на том, чтобы сын вырабатывал свой стиль. В дневнике в 1935 году он писал: «Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний. <…> В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера».
Жизнь нашей семьи — это была жизнь в труде. Все мы каждый в своей области трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим.
Многие живописные работы Святослава Рериха посвящены Индии и индийцам, в том числе политическим лидерам, например это портреты премьер-министра Джавахарлала Неру и его дочери Индиры Ганди.
В 1944 году Рерих познакомился с индийской киноактрисой Девикой Рани, внучатой племянницей писателя Рабиндраната Тагора. Они встретились в мастерской художника: актриса обратилась к нему, чтобы он помог создать декорации к новому фильму. Через два года Рерих и Рани поженились.
Так же как его брат, Святослав Рерих работал в Институте гималайских исследований «Урусвати». Здесь он возглавлял естественно-научный отдел, изучал тибетскую медицину и биохимию.
Автор Александра Косоротикова
Источник: КУЛЬТУРА.РФ