Буклет и афиша выставки:
Биографический раздел выставки «Николай Рерих. Летопись жизни и творчества»
27 сентября (9 октября). Родился в Санкт-Петербурге в семье нотариуса Константина Фёдоровича Рериха и его жены Марии Васильевны, урожденной Калашниковой.
1883-1893
Учится в гимназии Карла Мая.
1890
Начинает заниматься рисунком и живописью под руководством М.О. Микешина.
1889-1891
Публикует первые литературные очерки в изданиях «Природа и охота», «Русский охотник», «Охотничья газета».
1893
Поступает а Императорскую Академию художеств (ИАХ) и на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.
1893-1895
Создает эскизы для сборника «Эллада», акварель на евангельский сюжет «Отречение Петра» (все — 1893, Государственная Третьяковская галерея), картину «Пскович» (1894, частное собрание). Публикует рисунки а журнале «Заезда» (1894-189$).
1895
В Императорской Публичной библиотеке знакомится с В.В. Стасовым, с которым начинает дружески общаться и переписываться.
Поступает в мастерскую А.И. Куинджи.
1896
Совершает поездки в 1 Крым» на Украину» путешествует по Волге.
Исполняет картины «Вечер богатырства Киевского» (Музей усадьба Н.К. Рериха Извара), «Утро богатырства Киевского» (местонахождение неизвестно)» иллюстрации к «Литературному сборнику произведений студентов Императорского С.-Петербургского университета».
1897
На ученическом конкурсе выступает с картинами «В Греках (Варяг)» (1895, частное собрание), «Утро богатырства Киевского» и «Вечер богатырства Киевского», «Гонец. „Восста род на род»» (Государственная Третьяковская галерея).
Избирается членом-сотрудником Императорского Русского археологического общества.
Оканчивает ИАХ. Присвоено звание художника за картину «Гонец. „Восста род на род»», которую с выставки приобретает П.М. Третьяков.
1898
Защищает университетский диплом «Правовое положение художников в Древней Руси».
Принимает приглашение на должность помощника секретаря Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ). Едет с В. В. Стасовым в Москву и знакомится с Л.Н. Толстым.
Публикует статьи в журнале «Искусство и художественная промышленность»
(до 1902 — помощник редактора журнала).
Пишет картины из серии «Начало пути. Славяне». Читает лекции в Санкт-Петербургском Императорском Археологическом институте.
1899
На Весенней выставке ИАХ экспонирует картины «Сходятся старцы» (местонахождение неизвестно) и «Поход» (местонахождение неизвестно) . Избирается помощником директора Художественно-промышленного музея ИОПХ.
Участвует в археологических раскопках в Псковской, Новгородской губерниях.
1900
Путешествует по Франции. В Париже занимается в студии известного известного живописца Ф. Кормона. Создает картину «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь» (Государственная Третьяковская галерея).
Картина «Сходятся старцы» экспонируется на Всемирной выставке в Париже.
1901
Во Франции заканчивает картины «Идолы» (Государственный Русский музей), «Заморские гости» (Государственная Третьяковская галерея). Возвращается в Россию. Избирается секретарем ИОПХ. Картина «Ждут» представлена на выставке в залах ИОПХ.
Пишет крупные полотна «Утро княжьей охоты», «Вечер княжьей охоты» (оба — Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского), «Зловещие» (Государственный Русский музей), «Город. Утро» (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева) и другие.
28 октября. В Санкт-Петербурге в церкви Святой Великомученицы Екатерины при Академии художеств венчается с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879-1955), дочерью академика архитектуры И.И. Шапошникова. Участвует в венском Сецессионе.
Принимает участие в Весенней выставке ИАХ и в осенней выставке «Мир искусства» в Москве.
3 августа. Рождение сына Юрия.
Пишет картины «Строят ладьи» (Государственный музей Востока) и «Город строят» (Государственная Третьяковская галерея). Полотно «Город строят» покупает Совет Третьяковской галереи за 2500 рублей. Русский музей императора Александра III приобретает картину «Зловещие» (Государственный Русский музей).
1903-1904
По поручению Императорского Русского археологического общества объезжает древние русские города. Вместе с женой Е.И. Рерих посещает свыше 40 городов. Пишет множество архитектурных этюдов церквей, крепостей, развалин. Публикует статьи в защиту русской старины.
Проходят персональные выставки в Санкт-Петербурге — в художественном салоне «Современное искусство» (1903) и ИОПХ (1904).
1903-1910
Является членом Союза русских художников (СРХ) и участником его выставок.
1904
Посылает 70 картин и этюдов на Всемирную выставку в Сент-Луисе (США). Картины Рериха против его воли в числе работ других русских художников проданы за долги устроителя. Работает в имении княгини М.К. Тенишевой Талашкино.
Занимается подготовкой посмертной выставки В.В. Верещагина в залах ИОПХ.
10 октября. Рождение сына Святослава.
1905
Пишет крупное полотно «Сокровище Ангелов» (Государственный комплекс «Дворец конгрессов»).
По эскизам Рериха для дома страхового общества «Россия» в Санкт-Петербурге (Большая Морская улица, 35) изготовлен майоликовый декор. Начинает сотрудничать с изданиями «Искусство», «Весы», «Золотое руно», «Мир искусства».
Создает иллюстрации к пьесам М. Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые», «Сестра Беатриса».
Выпускает брошюру «Каменный век на озере Пирос».
1906
Избран директором Рисовальной школы ИОПХ.
Совершает поездки во Францию, в Италию, Швейцарию, Англию. Избирается почетным членом парижского Осеннего салона. Исполняет картины «Бой» (Государственная Третьяковская галерея), «Змиевна» (Государственный Русский музей), «Поморяне. Утро» (Горловский художественный музей), эскизы мозаик и внешнего декора церкви в Пархомовке и церкви близ Шлиссельбурга.
Создает иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1905-1906).
На Всемирной выставке в Милане награжден дипломом почетного участника.
Персональные выставки в Праге и Вене.
1907
Путешествует по Финляндии, рисует пастелью серию пейзажей. Создает эскизы декораций к опере Р. Вагнера «Валькирия» (постановка не осуществлена) и к драме Н.Н. Евреинова «Три волхва» (Старинный театр, Санкт-Петербург). Участвует в выставках в Париже и Венеции.
1908
Начинает серию картин на былинные сюжеты «Богатырский фриз» (1910, Государственный Русский музей) для дома купца Ф.Г. Бажанова (Санкт-Петербург).
Участвует в выставках в Вене, Одессе, Лондоне.
Исполняет эскизы декораций к операм «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова («Опера-комик», Париж) и «Князь Игорь» А.П. Бородина (1908-1909; театр Шатле, Париж).
1909
Избирается академиком ИАХ. Показывает произведения на первом «Салоне» в Меншиковском дворце в Санкт-Петербурге и на 7-й выставке СРХ в Москве (1909-1910).
Совершает поездки в Лондон и в Голландию, путешествует по Рейну. Создает картины «Небесный бой» (частное собрание), «Ункрада» (местонахождение неизвестно).
1910
Избирается председателем общества «Мир искусства».
Проходят выставки в Риме, Брюсселе (удостоен серебряной медали), Санкт-Петербурге (СРХ).
Ведет раскопки в Новгороде.
Создает мозаику для Троицкого собора Почаевской лавры «Спас Нерукотворный и князья святые», картины «За морями земли великие» (Новгородский музей-заповедник), «Каменный век (Призыв солнца)» (частное собрание).
Начинает работать над эскизами к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная».
1911
По приглашению М.Дени участвует в выставке религиозного искусства (Общество Святого Иоанна) в Париже, в выставке «Мир искусства» в Санкт-Петербурге.
Создает эскизы декораций к спектаклю по пьесе Л. де Веги «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник», Старинный театр, Санкт-Петербург) и к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (театр Шатле, Париж).
1912
Исполняет эскизы декораций и костюмов к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт» для Московского художественного театра, к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда» для Частной оперы С.И.Зимина (постановка не осуществлена).
Завершает мозаику «Спас Нерукотворный» для храма Святого Духа близ Талашкина.
1913
Премьера балета И.Ф. Стравинского «Весна священная» с декорациями Рериха в Париже.
Пишет эскизы панно для Правления Общества Московско-Казанской железной дороги в Москве («Сеча при Керженце» и «Покорение Казани», 1913-1914).
1914
Окончание росписей храма Святого Духа близ Талашкина (начаты в 1911). Участвует в Балтийской выставке в Мальмё и в выставке римского Сецессиона.
Создает картины «Крик змия» (Псковский музей-заповедник). «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого» (местонахождение неизвестно), «Зарево» (1914-1915), «Град обреченный»; эскизы к операм «Князь Игорь» А.П. Бородина (Королевский театр Друри-Лейн, Лондон) и «Сестра Беатриса» А.А. Давидова по одноименной пьесе М. Метерлинка (Театр музыкальной драмы, Петроград); 12 панно для виллы Л.С. Лившица в Ницце, антивоенный плакат «Враг рода человеческого», панно для Правления Общества Московско-Казанской железной дороги (уничтожены в 1930-х).
В издательстве И.Д. Сытина выходит первая книга Собрания сочинений Рериха.
1914-1915
Руководит работами по оформлению интерьеров для буддийского храма (дацана Гунзэчойнэй) на Приморском проспекте в Санкт-Петербурге.
1915
Представляет на выставке художественного объединения «Мир искусства» серию пророческих картин: «Зарево», «Крик змия», «Град обреченный» и другие.
Организует Музей русского искусства при Рисовальной школе ИОПХ. Работает над произведениями «Волокут волоком» (местонахождение неизвестно), «Знамение» (Одесский художественный музей), «Стрелы неба — копья земли» (Государственный
музеи изобразительных искусств Туркменистана), «Мехески — лунный народ» (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан).
1916
Императором Николаем II пожалован чин статского советника. Исполняет картины «Три радости» (Государственный Русский музей), «Пантелеймон-целитель» (Государственная Третьяковская галерея).
Декабрь. Переезжает в Финляндию.
1917
Пишет картины «Святой остров» (Государственный Русский музей), «Дочь викинга (Ункрада)» (Государственный музей Востока), «Вечное ожидание» (частное собрание).
1918-1919
Едет в Стокгольм и Копенгаген для подготовки персональных выставок. Создает картины «Зов Солнца» (частное собрание), «Властитель ночи» (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк), «Лапландский замок» (Государственный музей Востока).
Проходит персональная выставка в салоне Стриндберга в Хельсинки; участвует в Первой государственной свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств в Петрограде (бывший Зимний дворец),
1920
Проходят персональные выставки в Лондоне: в галерее Гупиля, Художественной галерее Уортинга, Музее Виктории и Альберта.
Знакомится с Рабиндранатом Тагором. Работает над сюитой «Сны Востока» и проектами для театра.
1 октября. Приезжает в Нью-Йорк. Персональная выставка в галерее Кингора в Нью-Йорке.
1920-1922
Проводит более 20 выставок в городах США (Чикаго, Бостон, Буффало, Филадельфия, Сан-Франциско и другие).
На выставках читает лекции о своем творчестве и русском искусстве.
1921
Создает свыше 100 картин и эскизов, в том числе полотна «Corona Mundi (Венец Мира)» (Частное собрание), «Синие храмы (Большой каньон. Аризона)» (частное собрание), «Пещеры в скалах. Нью Мексико» (Государственная Третьяковская галерея).
В Чикаго по инициативе Рериха возникает объединение художников Cor Ardens («Пылающее сердце»).
Основывает в Нью-Йорке Институт объединенных искусств.
В Берлине выходит поэтический сборник «Цветы Мории».
1921-1922
Создает эскизы костюмов и декораций к постановке «Снегурочки» в Чикагской опере.
1922
Пишет картины серии Sancta («Святые»).
Организует художественный центр Corona Mundi («Венец мира») в Нью-Йорке.
1923
Май. Переезжает из США в Европу.
7 ноября. Отправляется из Марселя на пароходе в Индию.
Открытие Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
Декабрь. Путешествует по городам Индии (Джайпур, Дели, Агра, Калькутта Дарджилинг и другие).
Начало Центрально-Азиатской экспедиции (Сикким и Бутан).
Возвращение в США через Европу.
Пишет картины «Жемчуг исканий» (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк), «Вестник» (Музей Теософского общества, Адьяр), «Матерь Мира» (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк).
Выходят сборники «Пути Благословения» (Рига) и «Adamant» (Нью-Йорк).
1925-1928
Центрально-Азиатская экспедиция.
Создает серии картин «Майтрейя» и «Святыни и твердыни» (обе — 1925).
1926
Приезжает в Москву, встречается с А.В. Луначарским, Г.В. Чичериным, Н.К. Крупской, А.В. Щусевым.
Передает советскому правительству так называемое письмо Учителей Востока и ларец со священной землей Гималаев.
Приносит в дар Советской России картины серии «Майтрейя» (Нижегородский государственный художественный музей).
Осень. Продолжение Центрально-Азиатской экспедиции — по Алтаю и Монголии.
1927
Октябрь — март 1928. Центрально-Азиатская экспедиция продвигается по Тибетскому нагорью. Экспедиция задержана тибетскими властями на высокогорном плато Чангтанг, где проводит зиму в суровых условиях.
1928
Центрально-Азиатская экспедиция завершается в Дарджилинге, Рерихи переезжают в долину Кулу (Наггар), где в следующем году покупают дом.
Участники экспедиции преодолели расстояние около 25 000 км.
Основание Гималайского института научных исследований «Урусвати».
Исполняет два панно «Агни-Йога» (частное собрание).
Едет в Европу и США.
Открытие нового высотного здания Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и культурного центра с апартаментами (Мастер-билдинг) на Риверсайд-драйв.
Публикует проект международного договора в защиту культурно-исторического наследия — так называемый Пакт Рериха.
Выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию мира.
В Саутбери выходит книга «Сердце Азии».
1930
Мастер-билдинг в Нью-Йорке украшают пятью крупноформатными витражами
по картинам Рериха: «Хозяин дома», «Благие посетившие», «Песнь потока» и «Песнь утра», «Лель».
Персональная выставка проходит в Национальном музее изящных искусств в Буэнос-Айресе.
Создает эскизы к постановке «Весны священной» в Филадельфии.
1931
Сентябрь. Международная конференция в Брюгге, посвященная Пакту Рериха.
1931-1933
Работает в Гималайском институте научных исследований «Урусвати».
Создает картины «Гуга Чохан» (1931), «Святой Сергий» (1932, обе — Государственная Третьяковская галерея), «Святой Франциск» (1932), «Мадонна Орифламма» (1932), «Лотос» (1933, собрание А.В. Мельникова), «Сокровенное (Сокровище горы)»
(1933, все — Музей Николая Рериха, Нью-Йорк).
Выходят книги «Держава Света» (Нью-Йорк, 1931) и «Твердыня Пламенная» (Нью-Йорк, 1933).
В музеях Индии проходят персональные выставки.
1932
Выставка в Национальном музее в Белграде.
1934
Экспедиция в Маньчжурию и Китай.
Посещает Японию.
Рисует эскизы часовен.
В Харбине выходит книга статей «Священный Дозор».
1935
10 января — 28 февраля. На выставке в Музее изящных искусств (Киото) картины Рериха экспонируются вместе с произведениями японских художников.
15 апреля. США и 20 стран Латинской Америки подписывают в Вашингтоне «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических
памятников» (Пакт Рериха).
В течение года. Создает картины «Великая стена» (около 1935-1936), «Героика Китая» (1935-1936, обе — Государственный музей Востока).
1936
В Риге выходят книги «Врата в будущее», «Нерушимое».
1936—1947
Живет в Наггаре (долина Кулу).
Создает картины «Армагеддон» (1936), «Аджанта» (1938), «Песнь о Шамбале» (1943, все — Государственный музей Востока).
1937
Июль. Экспонирует картины на выставке в галерее «Арсуна» (Санта-Фе, США).
В течение года. Создает более 200 картин и этюдов, среди них произведения «Песнь водопада», «Чудо чудное, диво дивное (Монгольские чуда)», «Тени прошлого» (все — Государственный музей Востока), «Великий Пахарь — Микула Селянинович» (местонахождение неизвестно) и другие.
Передает Обществу друзей Музея Рериха в Риге ряд своих картин.
1941-1942
В Индии (Индаур, Барода, Ахмадабад, Тривандрум, Хайдарабад) проходят выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов для сбора средств в пользу Красной армии.
Выступает с патриотическими статьями в печати.
1942
По инициативе Рериха основана
Американо-русская культурная ассоциация. Налаживание дружеских
отношений со Всесоюзным обществом
культурных связей с заграницей.
Встречается в Наггаре с индийским
политическим лидером Джавахарлалом
Неру и его дочерью Индирой Ганди.
Создает более 150 картин и этюдов,
среди них «С нами Силы Небесные
ныне невидимо служат» (местонахождение неизвестно), «Александр Невский» (частное собрание).
1943
Создает более 210 картин и этюдов, в том числе работы «Бхагаван», «Заклинатель» (обе — Государственный музей Востока), «Единоборство Мстислава с Редедей», «Чара звериная» (обе — Государственный Русский музей), а также исполненные в новой
манере эскизы костюмов и декораций (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк) для
постановки Л.Ф. Мясина «Половецкие пляски» из оперы А.П. Бородина «Князь
Игорь» (осуществлена в 1965 году на сцене театра Ковент-Гарден в Лондоне).
1944
Пишет более 200 картин и этюдов, в том числе варианты картин прошлых лет.
По просьбе Л.Ф. Мясина создает новые эскизы декораций и костюмов к балету
И.Ф. Стравинского «Весна священная» (1948, театр Ла Скала, Милан).
Возобновляет переписку с И.Э. Грабарем (в которой сообщает о своем намерении переехать в СССР).
1945
Создает свыше 180 картин и этюдов, среди них «Весна священная» (Государственный Русский музей), «Бэда-проповедник» (Новосибирский государственный художественный музей).
1946
Исполняет более 120 картин и этюдов в том числе «Испытатель („Будда на дне океана“)» и «Весть Шамбалы» (Государственный музей Востока).
Выставки произведений Н.К. и С.Н. Рерихов в Траванкоре и Бароде.
В Аллахабаде издается книга «Химават. Листы дневника» (Himavat. Diary Leaves) на английском языке.
1947
Работает над картинами «Дева снегов» (частное собрание), «Приказ Учителя (Завет Учителя)» (Государственный музей Востока).
13 декабря. Скончался в Индии. Похоронен в Наггаре, в долине Кулу.
В зарубежной прессе выходит ряд статей, некрологов, посвященных Рериху, его творчеству и вкладу в мировую культуру.
Все фото сделаны сотрудниками НРОО «Культурное единение»