Культура и Мир являются священным оплотом человечества.
В дни больших потрясений, и материальных, и духовных, именно
к этим светлым прибежищам устремляется дух смущенный.
Но не только должны мы идейно объединиться во имя этих
возрождающих понятий. Мы должны каждый посильно,
каждый в своем поле, вносить их в окружающую жизнь
как самое нужное, неотложное.
Н.К.Рерих. О Культуре и мире моление
2 июня 2023 года в белорусском городе Крупки состоялось открытие Международного выставочного проекта Международного Центра Рерихов (МЦР) «Пакт Рериха – Мир через Культуру».
Крупщина – это чудесный уголок белорусской земли, который вобрал в себя красоту и доброту, трудолюбие и гостеприимность, мудрость и мужество людей.
В Крупском районе порядка 15 объектов из списка историко-культурных ценностей Беларуси. Главная достопримечательность в районном центре – усадьба XX века в стиле модерн с парком, принадлежавшая знатному шляхетскому роду Святских. Двухэтажный дом с башней, флигель, подъездная аллея, обрамленная лиственницами и тополями, существуют до сих пор. В архитектурные достопримечательности в Крупках включены и современные церковь Святителя Николая Чудотворца и костел Святого Иосифа. А также памятник В.В.Ковалёнку, летчику-космонавту, Герою Советского Союза, уроженцу края.
Культурно-просветительский проект МЦР «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Республике Беларусь проходит уже сорок первый раз. Он неизменно вызывает большой интерес и воодушевление, тем более, что 2023 год в Беларуси объявлен годом Мира и Созидания. Проект посвящен миротворческой деятельности Николая Константиновича Рериха – всемирно известного художника, ученого, мыслителя, путешественника, гуманиста.
Выставку принял филиал Районного историко-краеведческого музея – Художественная галерея имени Б.В.Аракчеева, заслуженного деятеля искусств, отдавшего свою творческую жизнь служению Беларуси.
С приветственным словом к собравшимся гостям обратилась научный сотрудник галереи Христина Викторовна Жукова. Она отметила, что культура является неотъемлемой частью жизни любой страны. Это основа духовности народа, стимул к его нравственному росту и развитию. Сегодня, в XXI веке, проблема безвозвратной утраты ценностей культуры не стала менее острой. Вооруженные столкновения и локальные военные конфликты, гибель бесценных сокровищ искусства и их творцов сделали до боли очевидной необходимость предотвратить новые трагедии, научиться разрешать межнациональные, классовые, религиозные конфликты бескровными способами.
Еще в начале XX века на это обратил внимание выдающийся деятель русской и мировой культуры Николай Константинович Рерих. Его разностороннее творческое дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. С детских лет Рериха влекли живопись, археология, история России, а также богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.
Многогранность личности Николая Рериха раскрыла в своем выступлении Елена Анатольевна Чулкова, член правления Отделения Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь. Николай Константинович был убежден, что только защита и развитие культуры восстановят мир на планете. Более тридцати лет он работал над воплощением идеи сохранения культурного достояния человечества. Писал картины-предупреждения, статьи, обращался к главам государств с призывом к созданию Красного Креста Культуры. По всему миру по его инициативе возникли культурно-просветительские организации в защиту культуры.
В 1903–1904 годах Н.К.Рерих вместе с женой совершил путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и очерки Н.К.Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры, о необходимости особого охранения народного достояния.
В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу мировой войны, Н.К.Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. «Пакт для защиты культурных сокровищ,– говорил Николай Константинович, – нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».
Как считал Н.К.Рерих, культурные ценности народов, памятники истории и искусства несут духовный заряд, необходимый для эволюции. Уничтожая культурное наследие, человечество уничтожает основу, благодаря которой оно может духовно развиваться.
Культурная инициатива Рериха была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р.Роллан, Б.Шоу, Р.Тагор, А.Эйнштейн.
Неоценимый вклад в продвижение идей Пакта и Знамени Мира внесла Елена Ивановна Рерих – жена и сподвижница, выдающийся деятель культуры и общественный деятель, соавтор многих работ Николая Константиновича Рериха. Можно с полной уверенностью говорить, что без Елены Ивановны принятие Пакта было бы невозможным. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха в 1934–1935 годах вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность.
Подписание Пакта Рериха состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне представителями США и двадцати латиноамериканских государств. При подписании Пакта президент США Ф.Д.Рузвельт сказал: «Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».
Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха – стал основой современной международно-правовой системы защиты культурных ценностей. Так, в 1954 году принципы Пакта легли в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К.Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий неприкосновенными объекты культуры и искусства, можно видеть над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.
Знамя Мира несет в себе ту же идею приоритета культуры, которую Елена Ивановна выразила как великое водительство духа, в котором заключено целительное начало мира. Потому «главная цель Знамени Мира, – писала она, – объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания». Утверждение Пакта Рериха и Знамени Мира, вхождение их в жизнь, есть, истинно, «заложение новой ступени сознания человечества».
Подписание Пакта Рериха стало важным шагом в истории человечества. Идея Мира через Культуру остается не менее актуальной и в XXI веке. Говоря об эволюционной роли Пакта, Людмила Васильевна Шапошникова, генеральный директор общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, ведущий исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, подчеркивала: «…Именно в наши бедственные дни, когда наступила решительная схватка между Светом и тьмой, значение Пакта Рериха, над которым развевается Знамя Мира, во сто крат выросло. Пакт призывает к постоянной, последовательной и мужественной защите Культуры». И это «не только слова, написанные на бумаге». Реальная повсеместная охрана культуры от невежества и разрушения – залог сохранения человечества.
О Рерихе-художнике рассказала Виктория Александровна Куница, член Белорусского союза художников, член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов. Она познакомила присутствующих с сериями картин, образами и символизмом творчества Николая Рериха.
Выставку посетили представители разных поколений – ветераны труда Крупского района, педагоги и школьники.
В завершение познавательной и интересной встречи директору Крупского историко-краеведческого музея Тамаре Владимировне Больбот было вручено благодарственное письмо за сотрудничество с Отделением МЦР в Республике Беларусь.
Подготовили Христина Жукова, Елена Чулкова и Георгий Шестиреков
Источник: МЦР