И.В.Котенко, ведущая: Дорогие гости, добрый день! Мы очень рады видеть вас в МЦР и специально придумали неформальный формат встречи – не пресс-конференцию, а беседу, во время которой вы можете задавать вопросы.
Мы провели небольшой мониторинг: 15 апреля – юбилейная дата, 75 лет первого в истории серьезного международного договора – Пакта Рериха. Мы просмотрели прессу, и так было обидно и горько: всего одна статья, серьезная, большая, хорошая статья («Время новостей»). А в газете «Культура» – ничего. И хотя наше публичное мероприятие, наша конференция, в этом году посвященная Пакту, запланирована на начало октября, мы решили провести эту встречу сегодня. Мы хотим напомнить о том, что это так важно, особенно сейчас, когда в Думе и Парламенте обсуждается Закон о культуре. И мы решили пригласить вас в гостевой зал – в этот замечательный Воронцовский зал, куда мы приглашаем самых близких, самых дорогих гостей.
Предоставляю слово Л.В.Шапошниковой. Наверное, Вы и про Воронцова расскажете, а то мы его цитируем, а кто он, наши гости, возможно, не знают.
Л.В.Шапошникова: В первую очередь о Воронцове Юлии Михайловиче. Это наш президент, к сожалению, бывший, ушедший из жизни несколько лет назад. Юлий Михайлович известен журналистам как выдающийся дипломат Советского Союза и впоследствии российский. Человек, приложивший очень много усилий для [поддержания] мира на нашей планете. Человек, который помог вывести без единого выстрела наши войска из Афганистана. Человек, который, вмешавшись в конфликт между Ираном и Ираком, добился мирного решения этого конфликта. Можно перечислять очень долго. Много лет он был послом в США, наиболее ответственный пост в то время, особенно в период холодной войны, и впоследствии. Мы все очень скорбели и до сих пор считаем, что в МЦР произошла огромная потеря, когда Юлий Михайлович Воронцов ушел из жизни. Юлий Михайлович Воронцов, наверное, более чем кто-либо из нас боролся за мирное существование на нашей планете, за то, чтобы наши культурные объекты и культурные ценности были сохранены и во время войны, и в мирное время.
Что касается самого Пакта Рерихов. Юлий Михайлович тут немножко рассказал об этом Пакте [1]. 75 лет прошло, а Пакт Рериха с годами обретает все более острую актуальность, потому что то, что происходит у нас на планете, – разрушение памятников культуры и истории, исчезновение культурных ценностей, уничтожение этих ценностей, – непростительно, и равнодушно относиться к этому нельзя. Если говорить об этом Пакте, то, конечно, нужно упомянуть теперешние военные стычки, которые все время происходят уже после Второй мировой войны. В первую очередь надо упомянуть потерю и культурных памятников, и памятников истории, и культурных ценностей, и многое другое.
Я не буду перечислять все эти мелкие войны. Можно перечислить, какие потери в культуре происходят в первую очередь. Если говорить вообще о памятниках культуры и истории, то, с одной стороны, конечно, мы должны их беречь, потому что это памятники, которые много говорят о нашем прошлом. Это памятники красоты, памятники исторических событий, которые проходили на нашей Земле – и в других странах, и в России. Я бы хотела обратить ваше внимание не только на труды, которые заложены в этом пространстве, не только на те ценности, которые всегда необходимо беречь. Я бы обратила внимание на энергетику самой культуры этого пространства и тех объектов, которые находятся в этом пространстве. Уничтожение памятников культуры связано с уничтожением энергетики культуры, энергетики нравственной, энергетики этической, и это приводит к тем взрывам ненависти и агрессии, которые мы наблюдаем сейчас.
В свое время Россия разрушала церкви, разрушала усадьбы, разрушала многое, что хранило в себе энергетику. Вот сейчас вы сидите в усадьбе Лопухиных. Это усадьба, которая была построена в XVII веке (потом много раз что-то добавлялось), усадьба, которая была отреставрирована Международным Центром Рерихов, потому что была дана для Музея Николая Константиновича Рериха. Здесь сосредоточена удивительная, тонкая энергетика, которую требует человек, если мы говорим о совершенствовании человека, о его продвижении, о его развитии. Без этой энергетики очень трудно что-либо сделать, поэтому, когда люди приходят в музей, они ощущают эту энергетику, и когда видят картины, в частности Николая Константиновича, они тоже эту энергетику ощущают. Они входят в энергетический обмен с великими художественными произведениями, с великим объектом архитектуры, каким является усадьба Лопухиных. То же можно сказать о многих других усадьбах.
Если говорить о церквях, которые были бездумно, бессмысленно разрушены в течение многих лет советской власти, то потеря энергетики была огромна. Ведь эта энергетика возникала не только из красоты того или иного объекта, не только из тех ценностей, которые в церквях хранились, она возникала из отношения человека и к этому объекту, и к духовности, которая [веками] насаждалась самой церковью, и к православию. И можно сказать, что все это в России, к сожалению, еще продолжается.
Не буду упоминать, я уже сказала о тех объектах и памятниках культуры и истории, которые уничтожаются во время войн. Я хочу добавить: в этом фильме упомянули Южную Осетию, но не упомянули Чечню. Какие удивительные памятники культуры были разрушены во время войны в Чечне! Это великолепные башни редчайшей архитектуры – их нет уже. Это великолепный музей в Грозном, в столице Чечни, – он разграблен. И многое другое.
Проблема этих памятников истории культуры у нас продолжает обостряться. Сейчас, оказывается, у государства нет денег, чтобы поддержать не только культуру вообще, но, в первую очередь, сохранить эти памятники культуры, сохранить их энергетику, сохранить их ценность для всего человеческого рода. И, конечно, об этом нужно говорить и нужно в какой-то мере ставить вопросы и бороться за это, потому что без культуры нет человека, без культуры остается неандерталец, который жил в пещере.
Правда, даже неандерталец что-то рисовал, делал петроглифы на камнях тех пещер, где жил, тоже создавал свои какие-то ценности, а мы начинаем их разрушать. Я помню, на нашем юбилее выступал министр культуры и говорил о том, что уничтожено сейчас. Он называл (может, он ошибся, Галина Ивановна?) более 2000 памятников культуры и истории у нас, в России теперешней, в мирное время. Почему, на каком основании делается это, кто в этом виноват, никому не известно. Так вот, этот Пакт Рериха, который был создан и начинал действовать в 1935 году, 75 лет назад, в какой-то мере призван и должен был защищать нашу культуру. Дело в том, что в 1954 году на основе этого Пакта Гаагская конференция приняла свой закон о защите памятников культуры во время войны, почему-то [убрав из него] защиту памятников в мирное время, а у нас мирное время похоже на войну. И конечно, самая главная задача – сохранить культуру, потому что культура – не только духовное наследие в первую очередь, но и материальная основа, на которой это духовное наследие держится. И если мы рушим материальную основу, то и духовное наследие несет огромные убытки и [получает] ущерб. Сейчас, в этот юбилейный год мы еще должны всем напомнить, насколько культура необходима человеку, ибо без нее нет его развития, нет его творчества, нет той красоты, которую человек может создать, и нет той духовности, которая необходима для восхождения человека в космической эволюции.
Вот что я хотела вам сказать. Спасибо.
<…>
Вопрос, радиостанция «Голос России» (вещание в том числе и на Индию): Людмила Васильевна, а в Индии отмечается 75-летие Пакта, как там относятся к нему?
Л.В.Шапошникова: В Индии относятся к нему очень положительно. Какие можно примеры дать? Во-первых, наша выставка по Пакту прошла в Индии не один город и была принята очень хорошо еще до того, как этот юбилей случился. На флажке, который стоит перед вами, есть эмблема Пакта Рериха. Эмблема расшифровывается так: три круга (прошлое, настоящее и будущее) в едином круге Вечности, то есть в плане культурной преемственности время не должно быть разорвано, оно едино. Эта эмблема была синонимом другой эмблемы – Красного Креста, который также был введен в качестве охранительного знака во время войны, правда, никто это не соблюдал, так же как, к сожалению, не соблюдается и этот лозунг.
У нас в Государственной Думе несколько лет висел этот знак – Знамя Мира – как основа Пакта Рериха и его смысл; кстати, этот знак был послан и в космос, наши космонавты сфотографированы с ним. Но появился очень рьяный, фанатичный дьякон Кураев, который повел кампанию, чтобы Знамя Мира снять. С его точки зрения, этот знак был сатанинским. Наконец добился, Знамя сняли. Потом Елена Драпеко, заместитель председателя Комитета Думы по культуре, забрала его к себе в кабинет и там сохранила. Почему я об этом вспомнила? В 2004 году, когда делегация МЦР поехала в Индию, в связи со столетним юбилеем Святослава Николаевича Рериха, то мы повезли и это Знамя и подарили парламенту Индии, и оно было принято с огромным пиететом. Вот отношение Индии к Пакту Рериха. Отношение Индии к культуре. Отношение Индии к сохранению этого культурного наследия, потому что Индия является удивительной страной, которая сохранила культуру многих тысячелетий. Ведь не каждая страна сохраняет многотысячелетнюю культуру, исчезает народ, исчезает культура и т.д. А в Индии не исчез народ и не исчезла культура. Вот эта культурная преемственность, которая очень характерна для Индии, дает возможность ей как государству, как народу воспринимать все, что связано с защитой культуры.
Москва, МЦР, 19 апреля 2010 г.
Ссылки:
1. В начале встречи собравшимся демонстрировалась видеозапись выступления Ю.М.Воронцова.
Опубликовано:
Воин Света: к 95-летию со дня рождения Л.В.Шапошниковой. Сб./ cост. Т.О.Книжник, Д.Ю.Ревякин – М.: Международный Центр Рерихов; Международный Совет Рериховских организаций им. С.Н.Рериха, 2021. – Т.2. – с.312–316.