«Истинно, Культура нуждается не только в охране,
но необходимо уметь сражаться за Культуру.
Тогда только человечество начнет выходить из
одичалого состояния. Пора становиться человечными
в полном значении этого великого понятия».
Из письма Е.И.Рерих 27.08.1949 г.
2023 год, объявленный в Республике Беларусь Годом мира и созидания, начался с открытия Международного выставочного проекта Международного Центра Рерихов (МЦР) «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в городе Буда-Кошелёво Гомельской области. Организаторами этого проекта выступили Белорусское отделение МЦР, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, ГУК «Историко-культурный центр Буда-Кошелёвского района».
Основные достопримечательности Буда-Кошелёво связаны с событиями Великой Отечественной войны. Здесь установлены обелиски и мемориалы, вошедшие в перечень историко-культурного наследия Беларуси. Свидетелем древнейшей истории Буда-Кошелёвского края является городище, расположенное неподалеку. Часть предметов, найденных здесь во время археологических раскопок, представлены в Историко-краеведческом музее районного центра.
Очагом культуры в Буда-Кошелёво является картинная галерея имени Е.Е.Моисеенко. Здесь хранится единственная в Беларуси работа этого художника – одного из самых ярких представителей ленинградской школы живописи. Евсей Евсеевич Моисеенко – художник большого дарования и сложной судьбы. Пятнадцатилетним подростком из небольшого белорусского села Уваровичи он отправился учиться живописи сначала в Москву, затем продолжил обучение в Ленинграде в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Перед ним открывались прекрасные перспективы, но занятия прервала война. Моисеенко сражался добровольцем в народном ополчении, прошел фашистский плен. Тема войны и памяти о ней многогранно раскрывается в таких работах мастера, как «Генерал Доватор», «Матери, сестры», «Победа», «Ветераны», «9 мая», «Ополченцы», автобиографической серии картин «Этого забыть нельзя». «…С позиции этого опыта художник имеет основания судить о многих вещах, о проблемах общих, гуманности, патриотизме, стойкости, зависти и подлости…», – писал Евсей Евсеевич. Война была пропущена через его сердце, но, несмотря на тяжелые испытания, он сумел даже в самые трагические моменты своей жизни сохранить веру в лучшее.
11 января 2023 года картинная галерея имени Е.Е.Моисеенко приняла международный выставочный проект «Пакт Рериха – Мир через Культуру». В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие главный специалист отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Буда-Кошелёвского районного исполнительного комитета Александра Владимировна Фролова, исполняющий обязанности председателя районного совета ветеранов Мария Григорьевна Майсейкова, первый секретарь районного комитета общественной организации «Белорусский Республиканский Союз Молодежи» Максим Анатольевич Ляпко, учащиеся старших классов Буда-Кошелёвской гимназии, корреспондент районной газеты «Авангард» Ольга Чернякова, жители г. Буда-Кошелёво.
Атмосферу праздничного настроения и торжественности создала учитель по классу скрипки Уваровичской детской школы искусств Радмила Васильевна Котик, которая исполнила произведение «Сад Эдема» Р.Ловланда.
С приветственными словами к собравшимся гостям обратилась исполняющий обязанности директора Историко-культурного центра Буда-Кошелёвского района Алеся Сергеевна Смолякова, сделав акцент в своем выступлении на том, что именно Культура является неотъемлемой частью творческой жизни любой страны как основа духовности народа, стимул к его нравственному росту и развитию, связующее звено между прошлым и будущим. Культура и искусство пробуждают в нас самые лучшие качества, но они беззащитны перед злобой, невежеством и непониманием. К сожалению, на протяжении всей истории человечества на нашей планете происходят войны и конфликты, в которых безвозвратно погибает огромное количество предметов культуры, каждый из которых бесценен.
Еще в начале XX века на это обратил внимание всемирно известный русский художник, мыслитель, гуманист и общественный деятель Николай Константинович Рерих, ставший создателем уникального международного документа о сохранении Культуры. Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха – стал основой современной международно-правовой системы защиты культурных ценностей. Его принципы и нормы нашли отражение в конвенциях и протоколах, направленных на охрану культурного наследия, а также в Преамбуле устава и в ряде международно-правовых актов ЮНЕСКО.
Целью Пакта была не только защита культурных ценностей как в мирное время, так и во время войны, но и ликвидация самих войн на планете. Рерих был убежден, что только защита и развитие Культуры принесут мир на Землю. «Мир через Культуру» – так коротко и ясно сформулировал он основную идею Пакта, подписанного 15 апреля 1935 года в Вашингтоне двадцатью одним государством Центральной и Южной Америки. «Сколько бы стран не подписало Пакт сегодня, – писал Рерих, – всё равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры». В рамках договора был утвержден предложенный Рерихом отличительный флаг для идентификации объектов охраны, получивший всемирную известность как Знамя Мира. И сегодня, в XXI веке, когда сохранение прочного мира на планете по-прежнему остается одной из самых неотложных задач, значимость Пакта неуклонно возрастает.
Сотрудник Белорусского отделения МЦР Елена Анатольевна Чулкова поздравила всех присутствующих с открытием выставки, рассказала о целях и задачах проекта «Пакт Рериха – Мир через Культуру» и об истории его продвижения.
Член Международного комитета по сохранению наследия Рерихов Владимир Михайлович Попов провел ознакомительную экскурсию для гостей выставки. Он рассказал о том, что идея сохранения «святынь народных» зародилась у Николая Константиновича в начале XX века во время «поездки по старине» – экспедиции по изучению состояния памятников древнерусской архитектуры, 120-летний юбилей которой планируется масштабно отмечать в 2023-2024 гг.: программа будет проводиться в городах и населенных пунктах, входивших в маршрут экспедиции Н.К.Рериха 1903-1904 гг. В каждом таком городе-участнике программы планируется торжественное открытие выставки МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», проведение конференций, круглых столов, посвященных региональным проблемам состояния и охраны памятников культуры, лекций, детских и молодежных программ, посвященных вопросам культуры, воспитанию патриотизма и любви к Родине и ее истории.
Более трех десятилетий Рерих неотступно работал над воплощением идеи защиты культурного достояния человечества — писал статьи, обращался к главам государств с призывом к созданию Красного Креста Культуры. По всему миру были созданы десятки культурно-просветительских организаций, поддержавших идею Рериха о мире через Культуру, в том числе и видные общественные деятели: король Югославии Александр и король Бельгии Альберт, Папа Римский, Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Герберт Уэллс и многие другие. Пакт Рериха утверждает, что ценности Культуры независимо от их принадлежности являются культурным наследием человечества, они должны быть зарегистрированы и внесены в список с целью их защиты как в мирное, так и в военное время. Пакт устанавливает специальный знак для защиты культурных ценностей – Знамя Мира, охраняет и работников культурных учреждений, тружеников науки, искусства, образования, являющихся интеллектуальным и духовным богатством каждой страны. И особенность этого договора в том, что он открыт для подписания любой страной и в наши дни.
Член Белорусского союза художников Виктория Александровна Куница рассказала о предвоенных сериях картин Н.К.Рериха, о женских образах и символизме в его творчестве.
В 1912–1914 гг. художником была создана серия картин, смысл которых станет понятным только после того, как разразится Первая мировая война. Это были картины-предупреждения о надвигающейся катастрофе и переустройстве мира – «Меч мужества», «Короны», «Ангел последний». Подобную серию Н.К.Рерих создаст и во второй половине 30-х годов, задолго до начала Второй мировой войны – самого крупного и самого кровопролитного вооруженного конфликта в истории человечества: «Богатыри проснулись» (1940), «Поход Игоря» (1942), «Александр Невский» (1942), «Победа» (1942). Серия женских образов «Мадонна Орифламма», «София-Премудрость», «Мадонна Защитница» были написаны Рерихом специально для продвижения миротворческих идей Пакта.
Елена Ивановна Рерих, выдающийся философ XX века, жена и ближайший соратник Н.К.Рериха, считала, что Знамя Мира «…должно явиться первым символом духовного объединения человечества». И поднять его должна будет именно женщина, потому что «…первое слово о Культуре ребенок, в той или иной форме, услышит от матери…» и «…именно женщина наиболее самоотверженно, безличного эгоистического начала вносит культурные основы в строение как своей малой семьи, так и великой семьи народов».
Знамя Мира – Знамя охранения сокровищ человеческого духа – было водружено на обоих полюсах и на высочайших горных пиках нашей планеты, вместе с российскими космонавтами облетело Землю и было вынесено в открытый Космос. Так в наши дни продолжают реализоваться созидательные мысли и заветы Николая Константиновича Рериха: «Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны».
В призыве Н.К.Рериха «Мир через Культуру» заложено глубокое понимание миротворческих идей, которые смогут воплотиться и стать реальностью только через проявление созидательных основ Культуры. «Там, где Культура, там и мир», — утверждал всемирно известный художник. В конце встречи все присутствовавшие сфотографировались со Знаменем Мира.
Материал подготовили Елена Чулкова, Владимир Попов
Источник: МЦР