SOS Культуры
Прочитав статью Ирины Садовской «Ковчег без будущего? Впечатления посетителя музея Рерихов на ВДНХ», поняла, что мой комментарий необходимо превратить в небольшой рассказ о музее Востока, где необходимы иллюстрации, без которых никак не обойтись. А то ведь кто-то может и не поверить, скажут — поклеп возводим на орденоносцев.
То, что этот, т.н., государственный музей будет всего лишь профанацией, многим было ясно с самого начала. Но судя по всему, кому-то все это унижение имен Рерихов было необходимо.
Хорошо помню первичное устройство их музея в усадьбе Лопухиных, после разгрома настоящего. Стены были выкрашены убогой серой краской, а иначе и быть не могло — каковы устроители, таково и окружение. Картины были размещены также, без особого смысла и понимания — абы что-то рядом повесить. Хорошо помню свое состояние после этого посещения и никому не пожелаю такой сердечной горести. Сразу после приезда домой (в 2018 году), описала я это свое посещение «государственного музея» в статье «Платная услуга Государственного музея Востока». Но все это было тогда, а сейчас расположение музея Рериха на ВДНХ — это тоже унижение великого художника. Да и судя по словам И.А. Садовской это вовсе и на музей Рериха не похоже. При малой площади для такого объема картин Н.К. Рериха еще и масса экспонатов из фондов ГМВ. Спрашивается — кому это там нужно…
В продолжение своего рассказа остановлюсь на двух комментариях. 1-ый от 14-12-2022 г. «Только закоренелый враг страны способен на подобное умаление Великой Семьи Рерихов».
2-ой от 16.12.2022 отвечает: «…эти деятели от «культуры» считают себя патриотами России… Они рассуждают примерно таким образом: Россия православная. У нашего народа духовный рулевой — это РПЦ. А, как известно, РПЦ очень не жалует РО, которое в их глазах является… ну вы знаете чем. Поэтому в примитивной логике этих музейщиков сложен простой, убедительный и всем понятный слоган — укрепляя РПЦ, служим России».
Очень хотелось бы с вами согласиться, что эти деятели от «культуры» действительно заблуждаются и искренне считают себя патриотами России, рассуждая о РПЦ, если бы при этом не вспоминался ужасный погром общественного музея этими ревнителями РПЦ. О них можно сказать только одно, что это люди, у которых за душой нет ничего святого, но только выгода и барыш.
И, кроме того, наш комментатор, вероятно, не бывал сам в музее Востока и не знает, что там уже давно существует кабинет Н.К.Рериха, в котором отношение к Рерихам уже несколько иное. Там все располагается более или менее прилично и не чувствуется никакого принижения авторитета великого художника или зависимости музейщиков от православной Церкви.
И как нам стало известно от наших друзей, недавно посетивших этот кабинет в Музее Востока, там появились новые картины. Не могу судить о многом, по присланным мне фотографиям, но то, что там, например, появился триптих Fiat Rex, которого в музее Востока ранее не наблюдалось, говорит само за себя.
Триптих Fiat Rex это картина общественного музея Рерихов, размещавшаяся ранее в зале Учителей. Могу согласиться только с тем, что эти деятели от культуры действительно многого не понимают, и в частности, насколько могущественна эта картина, размещенная ими в своем музее.
В список не наблюдавшихся там ранее картин, можно включить также картину Н.К. Рериха Чинтамани, а также портреты Е.И. Рерих и Н.К.Рериха, размещенные на одной стене. Успокаивать может только то, что эти картины попали в более-менее хорошие условия, хотя это тоже спорно.
Что касается портрета Елены Ивановны, то здесь вообще удивительная история. Этот портрет Людмила Васильевна Шапошникова обнаружила в мастерской С.Н.Рериха, в Индии, среди «ненужных», по словам самого художника, холстов. Он был в очень неважном состоянии. Реставрация и восстановление его шли три долгих года, и только в 2011 году портрет появился в залах общественного музея. Не буду пересказывать всю историю этого портрета, статья об этом будет вскоре опубликована на портале.
Вот так у нас и получается, кто-то бережет, восстанавливает и приумножает, а кто-то устраивает погром, выгоняет настоящих хозяев из своего здания (которое в итоге оказывается никому не нужным целых 5 лет, и загорается от халатного небрежения), пользуется чужими трудами и юридически чужим наследием. Мы же понимаем, что при желании можно сослаться на разные законы и оформление документов в Индии и в России, особенно если это кому то очень нужно.Но факт остается фактом – прекрасный музей-жемчужина им. Рериха разгромлен и уничтожен, новый не создан. Ибо рынок, даже если он громко называется – ВДНХ, не место для музея великого художника, философа и мирового деятеля, всю свою жизнь трудившегося во благо своей Родины.
Источник: информационный портал Адамант