10–11 октября 2022 года в рамках Октябрьского Рериховского фестиваля культуры в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) состоялась Международная научная конференция «Культурное наследие Гималаев и творчество Рерихов: значение для Будущего». Конференция была организована Музеем штата Химачал Прадеш (Шимла) в сотрудничестве с Международным Мемориальным Трестом Рерихов, Международным Центром Рерихов (Москва) и киностудией исторических фильмов «Фараон» (Санкт-Петербург).
Конференция проводилась в очном формате. Вниманию участников было представлено восемнадцать докладов и презентаций на английском и русском языках, с которыми выступили ученые и исследователи из Индии, России и Казахстана. Ведущими Конференции стали О.В.Карасева, научный сотрудник Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва, Россия), аспирант Университета Джавахарлала Неру (Дели, Индия), и Викас Бануал, исследователь, консерватор Музея штата Химачал Прадеш (Шимла, Индия). Перевод с английского языка на русский и обратно осуществляли О.В.Карасева (она же ведущая Конференции), Е.И.Иванько, преподаватель английского языка, переводчик суфийской поэзии (Россия – Вриндаван, Индия), и Гаутам Кашьяп, исследователь и переводчик (Бихар, Индия), выпускник Санкт-Петербургского государственного университета (Россия).
Почетными гостями Конференции стали господин Ашок Тхакур, пожизненный попечитель ММТР, госпожа Юлия Аряева, руководитель департамента культуры Посольства России в Индии, и господин Хари Чаухан, куратор Музея штата Химачал Прадеш (Шимла).
Открыли Конференцию Лариса Сургина, российский куратор ММТР, работающая в Тресте в соответствии с Договором между ММТР (Индия) и МЦР (Россия), и Суреш Кумар, индийский куратор ММТР. Они отметили, что основная цель Конференции – собрать вместе ученых и исследователей, занимающихся изучением культуры Гималаев и творчества семьи Рерихов и предоставить им площадку для заинтересованного обсуждения вопросов актуальности культурного наследия Гималаев и творческого наследия Рерихов. Для семьи Рерихов Гималаи всегда были вместилищем древней мысли, красоты и мудрости. Древнейшие культурные традиции сохраняются и продолжают жить в Гималаях, словно в огромном музее под открытым небом. Это богатство делает Гималаи сокровищницей всевозможных человеческих достижений, значение которых для будущего сложно переоценить.
С приветственным словом к собравшимся обратился доктор Хари Чаухан. Куратор Музея штата Химачал Прадеш вспомнил, как 10 лет назад впервые приехал в Международный Мемориальный Трест Рерихов для проведения работы по документированию наследия Рерихов (прим.: эта работа проводилась в сотрудничестве с группой музейных специалистов из Международного Центра Рерихов, Москва). Доктор Чаухан был настолько впечатлен широкими знаниями и творческой деятельностью Н.К.Рериха и той работой, которая проводится в Тресте, что счел необходимым продолжать сотрудничество Музея в Шимле и Треста Рерихов в Наггаре. В этом году куратор Музея в Шимле обратился к руководству ММТР, к российскому и индийскому кураторам с предложением организовать международный семинар/конференцию, где можно собраться вместе и обсудить достижения Рерихов и их неоценимый вклад в культуру Гималаев, а также другие аспекты гималайского культурного наследия. Господин Чаухан выразил надежду и уверенность, что все, о чем будет говориться на Конференции, составит важную главу в истории культуры Гималаев, и отметил, что творчество Рерихов имеет непреходящее значение для Будущего.
Представитель Российского Посольства Юлия Аряева напомнила о значении одного из важнейших деяний Н.К.Рериха – Пакта Рериха, первого международного договора о защите культурных ценностей, идеи которого являются базой для взаимопонимания между народами, для построения нового, справедливого мира.
Господин Ашок Тхакур, член Совета попечителей Треста Рерихов, выразил одобрение плодотворному сотрудничеству Музея в Шимле и Треста Рерихов. Он отметил, что мысли и идеи Н.К.Рериха намного опередили свое время, и очень важно, что участники и гости Конференции собрались сегодня, чтобы обсудить и нести в мир идеи Рерихов, в частности идеи Пакта Рериха.
Практическая часть Конференции открылась докладом Л.В.Хоменок, руководителя отдела развития Международного Центра Рерихов (Москва), «Духовные сокровища Гималаев в художественном творчестве Н.К.Рериха». Докладчик отметила, что древняя богатая культура Индии оказала исключительное влияние на творчество Н.К.Рериха. Индия появилась в картинах русского художника уже с 1905 года. В 1923 году, когда Рерих впервые ступил на землю Индии и, наконец, увидел Гималаи, – их величественные вершины стали главным источником вдохновения для тысяч полотен Мастера. Гималаи для Рериха связаны с именами величайших подвижников: риши, архатов, йогов, мудрецов. На его картинах мы узнаем знаменитого героя Арджуну, божественного Кришну, духовного подвижника Рамакришну, Целителя Чараку, самого Владыку Будду и его великих последователей. Все они для Николая Константиновича духовные Учителя, обогатившие мир новыми эволюционными знаниями. Рерих считал, что драгоценные жемчужины прошлого, настоящего и будущего нужно крепко соединить серебряной нитью подлинной религаре – Связи с Высшим, которая является основой всей индийской культуры. Когда это произойдет, тогда наступит Сатья-юга – Эпоха Света. Николай Рерих своим творчеством дает понимание этого светлого вектора будущего развития народов.
Господин Тобдан, независимый исследователь и писатель (штат Химачал Прадеш, Индия), выступил с докладом «Николай Рерих – великий художник, и его любовь к Кулу и Лахулу в Гималаях». Он отметил, что Н.К.Рерих был великим почитателем Гималаев, о которых он знал уже с ранних лет. В Гималаях Рерихи поселились в долине Кулу, которой художник посвятил много восхищенных строк. Он писал о древней культуре долины, о риши, мудрецах и героях, память о которых хранит долина: о Риши Вьясе, владыке Будде, Падме Самбхаве. О трехстах шестидесяти богах, которые живут в долине Кулу. По сохранившимся воспоминаниям, Рерихи жили в Кулу очень просто, помогали местным жителям, проявляли живой интерес к традиционным праздникам и фестивалям. В своих занятиях живописью Рерих посещал более высоко расположенные места в Гималаях, и одним из любимых мест его работы был Лахуль. Докладчик отметил, что в тибетской традиции Рериха рассматривают как воплощение Пятого Далай-ламы.
Выступление доктора О.К.Ханды, известного ученого, писателя, автора 47 книг по истории, искусству и культуре Индии, было посвящено «Традиционной бытовой архитектуре штата Химачал Прадеш». Доктор Ханда рассказал о некоторых видах традиционных домов и храмов, которые характерны для различных горных регионов штата. Он отметил, что биофизические и этнокультурные условия регионов, а также сложившиеся в них профессиональные обычаи определяют выбор строительных материалов, параметры планировки и организацию пространства в традиционных постройках. Так, например, в долине Кьярда Дун большинство традиционных крестьянских домов построены из древесины, бамбука и соломы, а стены и полы этих домов украшены богатой художественной росписью. С другой стороны, в деревянной архитектуре среднегималайских регионов открытые деревянные конструкции обильно украшены резьбой, что придает домам очень красивый вид. В низменных районах распространены дома, построенные из камня. А домашняя архитектура «кхаш» на востоке штата Химачал представляет собой отдельный класс благодаря своим отличительным особенностям, характеризующимся деревянной конструкцией, безупречными окнами, дверями и т.д., выполненными без гвоздей, высокоскатной кровлей и т.д. Таким образом, все старинные дома выглядят очень органично в своей естественной среде, отличаются красотой и практичностью. Они являются частью культурного наследия Гималаев и требуют особого бережного к себе отношения.
«Наследие Гималаев, отраженное в картинах Рериха» – так назывался доклад, подготовленный Викасом Бануалом, исследователем, консерватором Музея штата Химачал Прадеш, в сотрудничестве с доктором Хари Чауханом, куратором Музея. Проводя археологические и этнографические исследования в Гималаях, авторы доклада обратили внимание на древние наскальные изображения и барельефы, встречающиеся в различных регионах, таких, например, как Лахул и Спити. Они провели аналогии сохранившихся изображений с подобными изображениями на картинах Н.К.Рериха и сделали вывод о том, что в основе картин художника лежат реальные памятники культурного наследия Гималаев. Рерих видел их, изучал и очень точно запечатлевал на своих полотнах, наделяя их в то же время глубоким историческим, культурным и духовным смыслом и значением.
Доктор Лавлин Тадани, кандидат наук по русской литературе Московского государственного университета, бывший преподаватель JNU и председатель медиа-дома Мускан Продакшн (Нью-Дели), представила свой взгляд на «Культурные влияния, проявившиеся в творчестве Николая Рериха, и значение его наследия для развития искусства как общего достояния человечества». Доклад посвящен значению живописи Рериха в формировании духовного сознания личности, основанного на благоговении перед природой и единении с ней. Живя в Индии, изучая и впитывая лучшее из ее природного и культурного наследия, Рерих воспевал ценность различных культур и содействовал духу межкультурного взаимодействия. Основой философского мировоззрения его картин является представление о божественности как первооснове всего творения.
Доклад Натальи Р.Кравченко (Таврическая Академия, кафедра культурологии, Крым – Национальная галерея современного искусства, Нью-Дели), которая, к сожалению, лично не смогла присутствовать на Конференции, назывался «Гималайское путешествие: Николай Рерих и Бирешвар Сен». В докладе отмечается, что искусство и творческое наследие Н.К.Рериха оказали неизгладимое влияние на поколения индийских художников и интеллектуалов. Доктор Калидас Наг охарактеризовал Рериха как «первого русского посла Красоты, который принес в Индию бессмертное послание Искусства». Среди художников Индии, находившихся под влиянием своеобразного «стиля Рериха» и его видения Гималаев как священного пространства, был и Бирешвар Сен. В 1932 году он посетил в Наггаре студию Николая Рериха – встреча с известным русским художником во многом изменила его жизнь. Он посвятил свои таланты исключительно славе Гималаев, которые стали его духовным домом. На протяжении многих лет оба художника поддерживали отношения и культурное сотрудничество.
Харш Индер Лумба, старший научный сотрудник Министерства культуры правительства Индии, художница, исследователь из Нью-Дели, представила свой доклад «Рерих – столп искусства, культуры и наследия». Она обратила внимание на тот универсальный синтез, который был характерен для Н.К.Рериха и помогал решать самые трудные вопросы. Рерих всегда делал упор на самые позитивные, созидательные основы. Благодаря своему глубокому пониманию будущего развития общества Рерих провозглашал концепцию красоты, мира и знания. В картинах Рериха содержится ключ ко многим вопросам, возникающим у каждого думающего человека. Художник оставил в них послания будущим поколениям. Обладая глубокими знаниями и проницательностью, Рерих заслужил у индийцев высший титул – «Махариши», и это не просто благодарность, а признание достижения им тех высших знаний, которые были дарованы ему. Его картины – это окно в тот Высший мир, о котором мы не знаем, и желание показать нам наши возможности. Значение творчества Рериха для будущего – огромно!
В заключение перед собравшимися выступила доктор Дев Канья Какур, режиссер и писатель из Химачала. Она подняла перед присутствующими острую тему неравноправия женщины и необходимости принятия срочных решений на уровне правительства штата для облегчения положения женщин и обеспечения ее прав. Рерихи много писали о том, что равенство и сотрудничество мужчины и женщины – один из основных законов Космоса. Многие перекосы в истории человечества связаны с несправедливым отношением к женщине. Как писала Е.И.Рерих, птица человечества не может лететь на одном крыле. Почетный гость Конференции господин Ашок Тхакур, имеющий за плечами огромный опыт административной работы, пообещал Дев Канье Какур посодействовать в решении тех вопросов, которые она подняла.
Завершился первый день Конференции вопросами и ответами, оживленным обменом мнениями, а также активной фотосессией.
Источник: МЦР