5 октября 2022 года Международный выставочный проект «Пакт Рериха – Мир через Культуру» Международного Центра Рерихов (МЦР) открылся в Логойском историко-краеведческом музее имени Константина и Евстафия Тышкевичей.
Пакт Рериха, Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, стал основой современной международно-правовой системы защиты культурных ценностей. Его принципы и нормы, его идея о Мире через Культуру нашли отражение в конвенциях и протоколах, направленных на охрану культурного наследия, а также в Преамбуле Устава ЮНЕСКО и в ряде международно-правовых актов ЮНЕСКО.
Историко-культурное наследие города Логойска тесно связано с деятельностью семьи графов Тышкевичей. Род Тышкевичей ведет свое начало с ХVI столетия. Наиболее известные и влиятельные представители этого рода – Пий Тышкевич и его семья, жившие в Логойске в начале XIX века и заложившие основы белорусского краеведения. Они были одними из самых образованных людей своего времени. Пий вел семейную хронику, интересовался древностями и состоял почетным членом Виленской археологической комиссии. Его жена Августа собрала огромную коллекцию книг, картин, исторических документов. Увлечение историей родного края передалось их сыновьям Константину и Евстафию. Братья Тышкевичи, чьи имена носит Логойский историко-краеведческий музей, обследовали многочисленные городища, вели археологические раскопки курганов. Результатом этих исследований стала монография К.Тышкевича «О курганах в Литве и Западной Беларуси». Позже, в 1842 году, на основе собранных материалов братья создали первый на территории Беларуси музей древностей. Музей обладал богатой нумизматической коллекцией, в отделе искусств были выставлены полотна наиболее известных белорусских, польских и литовских художников того времени. Библиотека музея насчитывала более 3000 книг, среди них около 500 древних памятников книгопечатания, рукописей, старинных географических карт и грамот. Гордостью музея были 200 произведений мастеров Рима, Флоренции, Неаполя, 48 копий с зарисовок западноевропейскими художниками греческого Парфенона, а также предметы из раскопок в итальянских Помпеях.
В пейзажном парке города Логойска можно увидеть остатки дворца Тышкевичей – памятника архитектуры эпохи позднего классицизма, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.
Выставку «Пакт Рериха – Мир через Культуру» открыла заместитель директора музея Вера Владимировна Казак. Она отметила: «Война – это разрушительное явление, которое, к сожалению, стало привычной частью нашей жизни. Если мы вдумаемся, то ни одно поколение людей не обходится без войны. В пламени военных событий погибают не только миллионы людей, но и разрушается материальная и духовная культура, бесценные творения человечества просто превращаются в пыль. XХ век стал самым разрушительным за всю историю культуры. За одно столетие была уничтожена огромная часть культурного наследия. Но в первой половине ХХ века известный художник Николай Константинович Рерих разорвал этот замкнутый круг и предложил международный договор по защите культурного наследия во время военных конфликтов и в мирное время. Главная идея этого документа в том, что Мир может быть достигнут только через Культуру».
Первый заместитель председателя Отделения МЦР в Республике Беларусь Е.А.Чулкова рассказала о продвижении выставочных проектов «Пакт Рериха. История и современность» и «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Беларуси, о целях и задачах Международного Центра Рерихов.
Член Отделения В.М.Попов провел экскурсию по выставке, рассказав о том, как у Н.К.Рериха зародилась идея о защите культурных ценностей, какой путь развития она прошла, прежде чем оформиться в международный Договор – Пакт Рериха.
В качестве символа Пакта Николай Константинович предложил Знамя Мира. Оно представляет из себя белое полотнище с расположенным в центре знаком Триединства, одним из самых древних знаков, который встречается во всех религиях мира и на протяжении всей человеческой истории изображался на различных предметах искусства и культа. Знак Триединства Николай Рерих взял в круг и трактовал его, как единение прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности, а также как искусство, наука и религия в едином поле Культуры. Знамя Мира призвано объединить человечество под знаком Культуры. Однако на момент подписания Пакта Рериха в 1935 году не всеми странами была осознана глубина и дальновидность этой общественной инициативы. И, как следствие этого пренебрежения к самому насущному и жизненному, человечеству пришлось пережить Вторую мировую войну, самую трагическую и кровопролитную за всю историю. Советский народ вынес на своих плечах все тяготы этой войны и явился спасителем не только своей Родины, но и всей Европы. Общие человеческие потери за время войны составили, по разным оценкам, от 50 до 80 миллионов погибших с учетом военных и мирного населения. Советских граждан погибло около 27 миллионов. Один миллион советских воинов погиб, освобождая от фашистов города Европы. И никем не учтено количество уничтоженных памятников.
В своих очерках Н.К.Рерих обращал внимание на то, что памятник Культуры – творение рук и духа человеческого несет в себе определенную энергетику. Любой художник знает, что с каждым мазком кисти он наносит на полотно частицу своего внутреннего мира. Древние памятники искусства хранят как энергетику своих великих создателей, так и наслоения энергетики всех, кто веками восторгался этими произведениями. Энергетика красоты, заложенная в произведениях человеческого гения, создает энергетическое поле Культуры нашей планеты. Когда уничтожается окружающая нас красота, мир погружается в хаос.
Пакт Рериха в наши дни остается таким же актуальным, как и 87 лет назад. Ежегодно во многих странах мира исчезают памятники архитектуры. Не потому, что их кто-то преднамеренно разрушает, а от человеческого невежества и невнимания к ним. Государство не в состоянии финансировать восстановление всех памятников, многие из них восстанавливаются благодаря инициативе общественности. Н.К.Рерих писал о необходимости консолидации усилий и государства и общественности в деле защиты культурного наследия.
После Великой Отечественной войны вся Беларусь лежала в руинах. Каждый третий житель нашей республики погиб. Более 9 тысяч деревень и 209 городов были уничтожены фашистами.
В наши дни благодаря государственным программам по сохранению историко-культурного наследия Республики Беларусь были восстановлены многие памятники культуры, такие как Софийский собор XI века в Полоцке, Благовещенская церковь XII века в Витебске, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно. Архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже и замковый комплекс «Мир» внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. «Разрушены человеческим заблуждением, восстановлены человеческой надеждой», как писал Николай Константинович Рерих. Так называются два баннера, представленные на выставке, где изображены исторические памятники Республики Беларусь, разрушенные в свое время человеческим заблуждением и восстановленные государством.
О Рерихе как художнике и ярком представителе Серебряного века русской культуры, и его картинах рассказала член Отделения МЦР, художник и педагог Виктория Александровна Куница. Каждая картина Н.К.Рериха несет в себе символ, посыл, который каждый из нас может расшифровать по уровню своего сознания. Он не правил свои полотна, как это обычно делают художники, а выстраивал в своем воображении законченный образ картины и потом переносил его на полотно. Такой техники требовал и материал, которым работал Николай Константинович, – темпера. Сегодня известно о 7000 работ, созданных художником. Именно благодаря высокому мастерству, внутренней дисциплине и сосредоточенности, он смог написать такое огромное количество прекрасных полотен.
В честь открытия Международного проекта Логойскому музею были подарены брошюра «Музей, который нужен миру», изданная Европейской Ассоциацией поддержки Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, и сборник очерков «Н.К.Рерих и духовное наследие России». Военнослужащие получили в подарок сборники «Мир через Культуру» и «Н.К.Рерих о Великой Отечественной войне». Всем руководителям Логойской администрации, принимавшим решение о демонстрации выставки в музее, а также директору музея от имени Отделения МЦР вручены благодарственные письма.
Подготовила Елена Чулкова,
Фото Владимира Попова
Источник: МЦР