- О первом дне саммита с Далай-ламой на тему «Сострадательное лидерство»
- Фотографии
- О втором дне саммита с Далай-ламой на тему «Сострадательное лидерство»
О первом дне саммита с Далай-ламой на тему «Сострадательное лидерство»
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 18 октября 2022 г. – Сегодня утром в зале для аудиенций Его Святейшество Далай-лама встретился с 15 молодыми лидерами из разных уголков мира.
«Я очень рад увидеться с вами сегодня, – обратился к ним Его Святейшество. – Вы, молодые люди, должны сыграть очень важную роль. Мы, 7–8 миллиардов человек, по сути своей одинаковы. Мы должны жить вместе, и этот мир – наш единственный дом. Заботиться только об интересах своей страны и накапливать оружие бесполезно. Разделение на “своих” и “чужих” устарело. Сейчас мы должны осознавать единство всего человечества».
Профессор психологии и психиатрии, давний друг Далай-ламы Ричард Дэвидсон представил ему группу сострадательных лидеров. Ведущий сообщил, что соорганизаторами встречи стали Тара Беннетт-Гоулман и ее супруг Дэниел Гоулман. Они не смогли приехать на саммит лично, а потому немного пообщались с Его Святейшеством по видеосвязи.
Тара Беннетт-Гоулман объяснила, что собравшиеся молодые лидеры занимаются не только общественной деятельностью, но и внутренним преобразованием. Они изучили книгу Дэниела Гоулмана «Сила добра», в которой изложено присущее Его Святейшеству видение мира. Дэниел Гоулман признался духовному лидеру, что надеется написать еще одну книгу на основе сегодняшней и завтрашней встреч.
Ричард Дэвидсон сказал Его Святейшеству, что каждый из молодых лидеров выступит с коротким докладом и задаст ему один вопрос.
Первой он представил Шабану из Афганистана. «Я родилась и выросла в Кабуле в то время, когда образование для девочек и женщин было объявлено незаконным. Мои родители дали мне образование тайно. Я стала той, кто я есть, благодаря мужеству моих родителей и всех афганских женщин. Ваше наставничество вдохновляет меня. Я считаю, что образование девочек – это одна из мер, которые мы можем предпринять в борьбе с глобальным потеплением».
«Я основала школу-интернат для афганских девочек, но в августе прошлого года нам пришлось покинуть страну. Теперь афганские девочки находятся в состоянии тревоги и не могут ходить в школу. Вся наша работа оказалась загублена, и мы вынуждены находиться за пределами страны. Я чувствую себя бессильной».
«Что для вас, человека, знакомого с жизнью в эмиграции, входит в понятие о доме?»
«Мы должны думать о будущем и заботиться обо всем человечестве, – ответил Его Святейшество. – Мы должны смотреть на вещи широко. Так много проблем возникает из-за того, что мы беспокоимся только о своей стране, о своем сообществе. Каждый человек хочет жить в мире, но порой наши лидеры проявляют недальновидность и прибегают к насилию. Это устаревший способ мышления».
«Нет никаких весомых оснований для того, чтобы делиться на “своих” и “чужих” и полагаться на оружие. Перед лицом глобальных проблем мы должны научиться жить вместе, осознавая ответственность за все человечество».
«Жизнь в качестве беженца дала мне неожиданные преимущества. Индия – свободная страна, и, приехав сюда, я встретил самых разных людей со всего мира. В итоге я пришел к выводу, что все мы одинаковы, поскольку принадлежим к человеческому роду».
Херонимо из Боливии сказал Его Святейшеству, что по отцовской линии родом из Анд, а по материнской – из Альп. Он сообщил, как его соотечественники в Боливии пострадали из-за того, что пытались защитить землю. Херонимо признался, что в юности был очень гневливым. Однажды друг познакомил его с учителем, который разъяснил ему ценность любящей доброты, и, опираясь на это понимание, Херонимо начал работать с активистами в Андах. Он спросил Его Святейшество, как в наше время ценить красоту.
«Нам, людям, важна любящая доброта, – ответил Его Святейшество. – Когда мы находимся в утробе матери, на нас влияет ее состояние ума – спокойна она или тревожна. Появившись на свет, мы выживаем благодаря ее доброте. Чем больше мы знакомимся с нашей действительностью, тем больше нужно ценить единство всего человечества».
Самая младшая из сострадательных лидеров, Эмма из США, рассказала, что ей 14 лет и что она родом с небольшого острова у побережья США. Когда ей было 11 лет, она вместе со своими друзьями попыталась сократить ущерб, наносимый этому прекрасному месту использованием пластика. Сначала местные жители поддержали их усилия, но постепенно чрезмерное потребление и другие проблемы привели к тому, что их перестали воспринимать всерьез.
Эмма поинтересовалась, когда следует покинуть место, где люди больше не могут поддерживать первозданную красоту природы, а когда лучше остаться. Далай-лама ответил, что мир меняется. Климат тоже меняется, а значит, бывают случаи, когда людям приходится задумываться о переезде. Однако, заметил он, опускать руки бесполезно. Жизнь не строится на безнадежности и отчаянии. Необходимо верить в лучшее.
Зишан из Индии рассказал, что в детстве потерял отца, который погиб в автокатастрофе, и в итоге он лишился материнской любви. Он чувствовал себя обиженным и опустошенным. На то, чтобы избавиться от этого чувства, ему понадобилось несколько лет практики медитации. Сегодня Зишан обучается на терапевта, чтобы помогать другим. Он спросил Его Святейшество, как помочь людям, не испытавшим материнской любви, делиться состраданием и принимать его в ответ.
«Как я упоминал ранее, мы общественные существа, – произнес духовный лидер, – поэтому нам от природы свойственно относиться друг к другу с любовью и теплотой. Представьте, что вы заблудились где-то в глуши и внезапно видите, что какой-то человек спускается с холма и идет в вашу сторону. Вам было бы все равно, друг он вам или родственник, откуда он родом и во что верит. Вы прежде всего порадовались бы тому, что просто встретили другого человека».
Шветал из Мумбаи призналась, что в возрасте 10 лет была потрясена бедностью, которую видела вокруг себя. В то время она мало что могла сделать, но когда ей исполнилось 18 лет, она попыталась помочь бездомным детям, обучая их английскому языку. Ей было больно осознавать, насколько ограничены их возможности. Шветал сказала, что хочет им помочь, но чувствует, что ей не хватает сил что-то изменить. Она спросила, как преодолеть чувство бессилия.
«Да, порой, несмотря на наши усилия, кажется, что мы терпим неудачу, но это еще не повод сдаваться и опускать руки, – подбодрил Далай-лама свою собеседницу. – Замечательный человеческий интеллект дает нам возможность оценить, достижимы наши цели или нет. Если мы не можем чего-то добиться, то, вероятно, стоит попробовать нечто иное».
Затем к Его Святейшеству обратилась Грейс из Ганы: «Я всегда представляла, каким был бы мир, если бы мы все делились друг с другом. Я здесь благодаря поддержке, которую мне оказывали. Моя мама многим ради нас жертвовала. Я основала фонд, который помогает людям делиться с другими. Как вдохновить себя и других на то, чтобы делиться своими благами и ресурсами?»
«Мы общественные существа, – повторил Далай-лама, – нам необходимо понимать, что само наше выживание зависит в первую очередь от наших матерей, а также от наших друзей и других членов нашей социальной группы».
Тензин Долкер, которая провела детство в Дхарамсале, рассказала, что прекрасно помнит доброту своей мамы и бабушек. Они учили ее быть доброй к другим, помогать даже червям, насекомым и так далее. Однако ей хотелось бы понять, почему она не может сказать того же о своем отце и дедушках. Она никогда не чувствовала в них подобного сострадания.
«В этом мы с вами похожи! – воскликнул Его Святейшество. – Моя мама была очень доброй, но мой отец не был таким. Он любил костный жир и постоянно втирал его себе в усы. Иногда я дергал его за усы, и это его очень злило. Мой дядя, монах, изо дня в день читал молитвы по тибетским книгам. Однажды, когда я был совсем маленьким и еще даже не научился ходить, я уронил его книгу и листы разлетелись. Он схватил меня и хорошенько отшлепал. Тогда мне было очень обидно и больно».
«Традиция Наланды учит нас методам взращивания таких качеств, как терпение и сострадание. Поэтому, просыпаясь по утрам, я читаю строфы, посвященные альтруизму и зависимому возникновению. Это дарует мне уверенность и внутреннюю силу».
Билал, семья которого происходит из Иракского Курдистана, родился и вырос в США, но еще в детстве осознавал, что не похож на своих соседей. Когда в 2011 году началась «арабская весна», он надеялся на перемены и трудился на Ближнем Востоке, чтобы принести людям пользу. Хотя родители просили его вернуться домой в США, он предпочел способствовать сострадательным переменам на Ближнем Востоке. Билал спросил Его Святейшество, как достигать благих перемен.
«Проявлять любовь и уважение к родителям очень важно, – заявил духовный лидер, – но разные поколения могут смотреть на вещи по-разному. Главное чувствовать единство с другими людьми, не заостряя внимания на существующих между нами различиях. Если мы будем усердно трудиться, мы сможем построить друг с другом отношения, основанные на чувстве единства».
«Что именно нужно делать?» – спросил Билал.
«Совершенно очевидно, что с биологической точки зрения все мы устроены одинаково, но еще важнее то, что все мы должны жить вместе на этой планете. Вы, молодые люди, можете спросить: “Если мы не можем жить здесь, куда нам отправиться?” Дать ответ будет очень сложно».
Ронан из Ирландии процитировал известное высказывание Мартина Лютера Кинга-младшего: «Власть без любви безрассудна и жестока, а любовь без власти сентиментальна и безжизненна. Власть в ее наивысшем проявлении – это любовь, играющая роль правосудия. Правосудие в его наивысшем проявлении – это власть, исправляющая все то, что стоит на пути любви».
«Одних слов недостаточно, их нужно подкреплять силой, – сказал Ронан Далай-ламе. – На сегодняшний день в Афганистане, который находится под управлением талибов, девочки и женщины по закону не имеют права получать образование. Я не верю, что изменить сложившиеся обстоятельства поможет идея о единстве всего человечества. Взывать к благой человеческой природе талибов бесполезно. Мы должны вести политическую борьбу. Мы проигрываем из-за злоупотребления властью. Сегодня Си Цзиньпин выстраивает тоталитарную систему, которую будет трудно победить».
«Действительность такова, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, побуждают нас осознать единство человечества, – возразил Его Святейшество. – В конце концов, мы найдем решения, только если будем учитывать интересы всего человечества. Упомянутые вами страны пекутся только о своей собственной выгоде и не задумываются о благе обширного человеческого сообщества».
Шабана сообщила, что прямо сейчас в Афганистане женщинам угрожают оружием. Они не могут пойти на работу. Они не могут пойти в школу. Они выходят из дома и заявляют о своем праве на трудоустройство и образование. По ее словам, талибы оправдывают свое поведение религиозными верованиями. Его Святейшество в свою очередь подчеркнул, насколько важно уважать религию как личный выбор человека, но при этом действовать сообразно принципам светской этики.
Ричард Дэвидсон завершил сессию, отметив, что для него большая честь встретиться с молодыми лидерами, которые трудятся в разных частях мира, движимые страстной приверженностью своему делу. Ведущий поблагодарил Его Святейшество за вдохновение, которое он им подарил.
«Мы должны быть реалистами, – ответил Его Святейшество. – Мы должны применять светский подход, поскольку мы люди и должны жить вместе. Моя собственная практика ежедневного развития альтруизма дает мне внутреннюю силу и бесстрашие, и это практический шаг в правильном направлении».
Фотографии
О втором дне саммита с Далай-ламой на тему «Сострадательное лидерство»
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 19 октября 2022 г. – Сегодня утром, в начале второго дня саммита «Сострадательное лидерство», Его Святейшество Далай-лама обменялся приветствиями и улыбками со всеми участниками и занял свое место.
«Прошу вас, начинайте», – произнес духовный лидер. Ведущий встречи Ричард Дэвидсон спросил Далай-ламу, выспался ли он сегодня.
«Да, как обычно, – ответил Его Святейшество, – я сплю по девять часов в сутки».
«Вчера мы обсудили, как сочетать общественную деятельность и воспитание доброго сердца, – объявил Ричард Дэвидсон. – Мы спрашивали вас, когда можно покидать свой дом и что вообще есть дом, как среди невзгод находить красоту. Мы рассмотрели роль отцов как учителей сострадания, поразмышляли, как сохранить надежду перед лицом таких проблем, с которыми эти молодые люди сталкиваются каждый день. Сегодня у нас семь участников, каждый из которых расскажет нам о своей жизни и задаст вам вопрос».
Первым к Его Святейшеству обратился Ронан из Ирландии: «Вчера вы побеседовали с нами о 7–8 миллиардах человек, живущих на планете, и о том, как необходимо признать, что все мы едины. Я подверг сомнению ваши слова. Сейчас я хотел бы подробнее рассказать вам о трудностях, с которыми столкнулся. Я руководил политической стратегией “Восстание против вымирания”, группы ненасильственного гражданского сопротивления, которая идет по стопам Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга-младшего».
«Мы мирные активисты, которых сажали в тюрьму за попытку разъяснить людям, что человечество не просто переживает кризис устойчивого развития, но находится перед лицом чрезвычайной климатической ситуации. Мы на пути к вымиранию, и силы сострадания недостаточно. Мое сердце разрывается от мысли, что изменить мир кажется невозможным. Из-за того, что идею о единстве, столь благую и прекрасную, кажется, невозможно претворить в жизнь, начинаешь воспринимать ее с некоторым цинизмом. Эта идея видится чересчур простой, сентиментальной и наивной».
«Мы здесь, чтобы излить свои страдания и положить их к вашим ногам. Когда я был участником организации “Восстание против вымирания”, я вышел за пределы своих физических возможностей. Мое тело стало отказывать. Мы живем в эпоху выгорания. Я подверг себя стрессу, который вызвал хроническую боль. Боль, подобная той, что вы чувствуете в коленях, пронзает все мое тело. Кажется, излечиться от этого нельзя. Я вынужден принять то, что вообще не должно быть приемлемо».
«Зимой 2019 года меня стали посещать мысли о самоубийстве. Я не лишил себя жизни потому, что понимал: нельзя поступать так со своими родителями, которые много лет назад уже потеряли одного сына. Мой брат ехал на велосипеде, и его сбили. Он погиб. Второй причиной, которая меня остановила, была мысль, что в марте 2020 года я встречусь с вами. Альбер Камю писал: “В разгар зимы я понял наконец, что во мне живет непобедимое лето. И это приносит мне счастье, ибо доказывает, что, как бы сильно ни давил на меня мир, есть нечто более сильное, более прекрасное, что противостоит этому давлению”».
«Вопросов у меня нет. Я хотел бы попросить, чтобы все мы посидели вместе в тишине».
После небольшой паузы Его Святейшество обратился к собравшимся.
«Вероятно, вы знаете, что у меня есть четыре основных обязательства. Во-первых, я человек и повсеместно вижу неудовлетворенность. Люди в большинстве своем сталкиваются не с физическими страданиями, а с ментальным напряжением, которое можно ослабить. Мы склонны мыслить негативно, мы даже не смотрим по сторонам и не видим, что мир прекрасен. Поэтому источником ментального напряжения, которое мы испытываем, отчасти становимся мы сами. Иногда нам нужно смотреть на вещи шире и видеть, что все не так уж и плохо. Во всех нас есть семя сострадания».
«Мы, люди, не похожи на таких хищных животных, как тигры. Мы заботимся о других, потому что мы общественные существа, и это закладывает в нас основу для развития благих качеств. Никто из нас не живет изолированно, каждый из нас – часть общества. Нас связывает дружба. Люди по природы своей склонны ценить чувство общности».
«Мы должны помнить, что этот мир – наш единственный дом. Если оставить в стороне последствия глобального потепления, то в целом этот мир приятное место. Я потерял свою страну, однако Индия оказалась очень гостеприимной. Я встретил множество людей здесь и в других странах и осознал, что с точки зрения тела, сознаний и эмоций мы, люди, устроены одинаково».
«Я беженец. Я потерял свою страну. Но где бы мы ни были, мы остаемся людьми. Когда я улыбаюсь другим, мне почти всегда улыбаются в ответ. Благодаря интернету, телевидению и радио мы можем поддерживать связь с миром. Все население планеты стало одним большим сообществом, все 7–8 миллиардов человек стали одной большой семьей. Мы должны жить вместе. Нельзя улететь на другую планету. Луна в небе прекрасна, но жить там невозможно».
Анджу из Индии рассказала, что росла в семье, раздираемой эмоциональными потрясениями. Она спросила, что лучше – страдать от головной боли, с которой можно справиться, или от внутренних переживаний.
«Существует два уровня страданий, или боли, – ответил Далай-лама. – Можно испытывать физические страдания и ментальное беспокойство. Нужно исследовать причины, по которым мы лишаемся покоя ума. Почти всегда есть пути и средства для их искоренения. Я столкнулся со многими проблемами, но, поскольку я анализировал их с помощью своего интеллекта, мне удалось сохранить покой ума».
«Одно из качеств, которые отличают людей от животных, – это способность не только реагировать на происходящее вокруг, но также планировать и готовиться к будущему».
«Мы, тибетцы, поняли, что не одиноки, ведь мы часть человечества. Нам оказали огромную помощь. Когда я покинул свою родину, я ехал через горы и думал, что же будет дальше. Но добравшись до Индии, мы встретили много людей, которые оказали нам теплый прием».
Кристин, семья которой родом из Тайваня, призналась, что росла в Техасе и чувствовала себя невидимкой. Она решила стать писательницей и журналисткой, чтобы сеять семена социального исцеления, однако работа в газете заставила ее видеть трагедию за трагедией. Кристин сказала, что постоянное наблюдение за страданиями других приводит к некоторой бесчувственности. Она спросила, как справиться с горем, когда оно кажется невыносимым.
«Наше мировоззрение, то, как мы смотрим на происходящее вокруг, в определенной степени зависит от того, как мы справляемся с проблемами и страданиями, – ответил ей Далай-лама. – У меня духовное мировоззрение. Я считаю, что у явлений есть причины и условия, и некоторые из них возникли, в том числе, благодаря мне. Некоторые дети помнят свои прошлые жизни, и я вижу в этом указание на то, что мы переходим из жизни в жизнь. Но больше всего я счастлив быть человеком».
«Знание дарует нам мужество. Если бы у нас была только одна жизнь, мы бы, скорее всего, теряли присутствие духа и опускали руки, но мысль о том, что впереди ждет много жизней, вселяет в меня оптимизм. В буддийских традициях есть целый ряд техник для тренировки ума, а потому не нужно впадать в уныние».
«Если вернуться к разговору о моих обязательствах, во-первых, я как человек стремлюсь помогать другим людям стать счастливее. Несмотря на материальное развитие, люди так или иначе постоянно испытывают ментальное беспокойство. Я полон решимости помочь им побороть страдания подобного рода».
«Во-вторых, как буддийский монах я предан делу продвижения межрелигиозной гармонии. Все религии признают ценность добросердечия. Последователи некоторых духовных традиций верят в Бога, другие верят в карму. Когда я слышу о конфликтах между религиозными людьми, мне становится очень грустно – возникает ощущение, будто лекарство стало ядом».
«В-третьих, я должен заботиться о тибетцах, поскольку они возлагают на меня надежды. Они обращаются ко мне, чтобы укрепить свою решимость. Традиционно тибетцы обращаются к Далай-ламе, чтобы поддержать свои нравственные принципы».
«Я считаю своим долгом способствовать сохранению буддийской Дхармы с опорой на знание, а не только на молитву. Это традиция, которая в том числе замечательно объясняет природу сознания и то, как во время смерти уровни сознания растворяются от грубых к тонким и проявляется врожденный ум ясного света. Вот что переходит в следующую жизнь и, в конечном итоге, достигает состояния будды».
Рамзес из Мексики заявил, что питает страсть к образованию. Он поинтересовался, как вдохновить молодых учителей быть сострадательными.
Его Святейшество прежде всего сказал, что образование особенно важно для людей, а не для животных, поскольку мы обладаем очень развитым мозгом, который нужно обучать.
«Я верю в силу альтруизма, – продолжил духовный лидер. – Каким бы способным ни был человек, он не сможет выжить в одиночку. Мы зависим от общества, в котором живем. Посвящая себя трудам во имя блага других, мы на самом деле приносим пользу самим себе. Каждое утро после пробуждения ото сна я обязуюсь помогать другим достичь счастья. Такая практика дарует мне уверенность в себе и внутреннюю силу».
Кристал из Нью-Йорка призналась Далай-ламе, что находиться в его присутствии – настоящий подарок. Она упомянула, что пять лет назад потеряла брата, который покончил жизнь самоубийством.
«Такие поступки показывают, насколько глубоко должен страдать человек, если смерть становится для него единственным решением, – с сожалением ответил Его Святейшество. – Вот почему, когда вы сталкиваетесь с проблемами, так важно смотреть на них с разных сторон».
«Я не могла понять, как он попал в эту ситуацию, – продолжила Кристал, – и шесть месяцев спустя почувствовала, что оказалась в таком же положении. Я испытывала боль, но ничего не могла поделать. Теперь я занимаюсь тем, что объединяю людей, переживших горечь утраты. Собираясь вместе, мы исцеляемся. Мой вопрос следующий: как вы, человек, переживший горечь утраты, справляетесь с этим?»
«Действительно, если вы заботитесь о других, вы перестаете думать только о себе, – заметил Его Святейшество. – Сталкиваясь с проблемами, мы можем использовать свой интеллект, чтобы их преодолеть. Мы должны говорить себе: “Я человек, и я не одинок”. Ни в коем случае нельзя терять надежду».
«В рамках ежедневной буддийской практики я размышляю над строфой, написанной индийским наставником Шантидевой:
Покуда длится пространство,
Пока живые живут,
Пусть в мире и я останусь,
Страданий рассеивать тьму. (10.55)»
«В долгосрочной перспективе такой подход принесет вам большую внутреннюю силу».
Випул из западной Индии спросил, какую практику Его Святейшество посоветует молодежи всего мира.
«Опять же, если вернуться к моей ежедневной буддийской практике, я считаю полезным повторять и другие строфы из поэмы Шантидевы “Путь бодхисаттвы” (Бодхичарья-аватара), а также размышлять о заложенном в них смысле:
Всякое блаженство, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления принести счастье другим.
Всякое страдание, какое только есть в этом мире,
Проистекает из стремления принести счастье себе (8.129)
К чему многословие?
Незрелые люди стремятся к собственной выгоде,
А Будды приносят благо другим.
Просто взгляни на различие между ними! (8.130)
Оседлав скакуна бодхичитты,
Разгоняющего всякое уныние и усталость,
Будет ли унывать тот,
Чей ум восходит от радости к радости? (7.30)»
«Эти строки напоминают мне, как важно развивать альтруистическую мотивацию».
Габриэла из Румынии назвала себя самой старшей участницей группы, а также защитницей самой младшей, которая находится в ее утробе. Она рассказала, что родилась в атмосфере страха под властью диктатора. Теперь, поскольку ее страна граничит с Украиной и Россией, былой страх вернулся. Габриэла отметила, что работает с бизнес-лидерами, которые ставят благо других выше собственной выгоды. Она спросила, как бороться со страхом.
«Противоположность страху – автономия, чувство, что вы сами управляете происходящим, – произнес Далай-лама. – Тоталитарные системы противоречат человеческой природе. Они уйдут».
«Что касается страха, он бывает двух видов: обоснованный страх, для которого есть веская причина, и страх, который коренится в наших ментальных проекциях. Одна тибетская поговорка гласит, что если дашь волю уму, то увидишь грабителя в пустом доме».
«Мы должны думать о действительности и напоминать себе, что наши сердца должны в первую очередь устремляться к альтруизму. Возникающий в результате покой ума также приносит нам физический комфорт. Мы становимся здоровее и спим крепче, начинаем использовать внутренние силы наилучшим образом. Когда мы следуем альтруистическому подходу, мы становимся более открытыми и дальновидными, иными словами – более мужественными».
Ричард Дэвидсон подвел сессию к завершению: «Я, будучи современным ученым, вижу в этом собрании усладу для своего сердца. Я хотел бы выразить глубочайшую признательность вам, творцам перемен, которые изменят мир к лучшему. Ваше Святейшество, спасибо, что уделили нам время. Спасибо Таре и Дэниелу за идею встречи. Ваше Святейшество, вы собрали нас вместе, и мы желаем вам доброго здоровья и долголетия».
В ответ Далай-лама произнес: «Я полон решимости изо всех сил трудиться, дабы служить другим. Спасибо».
Перевод: Инна Балтырева.
Источник: Сохраним Тибет