Уважаемые авторы цикла передач «Апокалипсис», подготовленного и представленного на рутьюб-канале «Спас»! 4 апреля (повтор 30 августа) сего года вы показали видеосюжет «Апокалипсис. Глава 17». Тема передачи важна и актуальна, но хочу обратить внимание на следующее. В данном видеосюжете (время – 22:28 мин) ведущий, журналист Б.Корчевников, произнес имя Николая Константиновича Рериха в числе художников, увлеченных образом «вавилонской блудницы». В качестве иллюстрации к сказанному был, в частности, продемонстрирован фрагмент известной картины Рериха «Матерь Мира» (1924). Я профессионально занимаюсь исследованием творческого наследия семьи Рерихов более 20 лет и считаю, что подобная подача этого Образа является кощунством, которое произошло или по недомыслию сценариста, или, что еще хуже, по злостному намерению дискредитировать имя великого художника и его творческое наследие.
Образ «Матери Мира» – один из самых величественных и сокровенных в истории человечества. Он объединяет все те возвышенные Образы, которые в культурах народов мира связаны с Женским Началом. Восток почитает Всевидящую и Всезнающую богиню Дуккар, многорукую и Всепомогающую Гуаньинь; Запад почитает Пречистую Деву Марию; Россия величает Образы Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), Всескорбящей, Покрова, Нерушимой Стены… И можно много перечислять божественных Образов, которые хранит сердце каждого народа, которым посвящены храмы, культы, гимны, песни, предания… «Матерь Мира» – Образ, обобщающий перечисленные Имена в единый, светлый, величественный символ Матери, дающей жизнь, направляющей и охраняющей. Так у Рериха.
Для того чтобы постичь творчество художника, надо изучать то, к чему прикоснулся он сам, знать факты (не домыслы) его жизненного пути, глубоко понять направленность его мышления, мотивы его поступков, причины его деяний.
Н.К.Рерих много путешествовал по России (1903–1904 гг.), посетив более сорока древних русских городов; путешествовал по Европе и Америке (1909–1913, 1918–1923 гг.), имея там приглашения по персональным выставкам и театральным постановкам «Русских сезонов»; провел экспедиции по Азии (1924–1928, 1934–1935 гг.). Все это было связано с изучением культур разных народов, когда Рерих имел возможность обстоятельно исследовать традиции, обычаи, легенды и предания, мифологию и религии, иконографию, символы древних исторических сооружений и памятников зодчества. Он имел возможность изучать и сравнивать знания многих народов, находить в них много общего, в том числе и того, что связано у разных народов с Образом Матери Мира, известным, по сути, с доисторических времен, но и до сегодняшнего дня почитаемом на всем просвещенном Востоке. Этому величественному Образу художник посвятил несколько своих картин и очерков, находя для этого Образа не только превосходную живописную палитру, но и возвышенные, вдохновенные, полные глубокого сердечного чувства слова. Он дал нам этот Образ, чтобы мы объединились на мыслях о Высоком. Разве может быть задача более благородная? Над чем же и над кем вы позволяете себе говорить так уничижительно, а по сути, глумиться?
Советую вам познакомиться с такими очерками Н.К.Рериха, как «Великая Матерь» (1931), «Женщинам» (1931), «Миссия женщин» (1946) и другими. Возможно, вам будет более понятно, что изображено на картине Н.К.Рериха, показанной в вашем видеосюжете «Апокалипсис. Глава 17», и что надо об этом Образе говорить.
В творчестве Н.К.Рериха, нашего великого соотечественника, художника-мыслителя, писателя и путешественника, философа и ученого, завещавшего своей родине все свои достижения, вы не найдете ни одного факта, порочащего русскую культуру и историю, равно как и культуру и историю других народов. Человек, посвятивший себя и свое творчество служению родине и человечеству, не может быть безнравственным и бездуховным. Для чего же вы стараетесь унизить Рериха, который является нашей национальной гордостью? Для чего вы унижаете Восток и его многотысячелетнюю культуру? Поверьте, вы унижаете себя и то дело, которым вы занимаетесь. Если вы так говорите о великих Обликах, то кто же вы сами будете? Сегодня, когда по миру идет дискредитация всего, что связано с нашей отечественной культурой, недопустимо, чтобы этим занимались еще и у нас на родине. Недопустимо!
В завершение сказанного, требую удалить из сюжета «Апокалипсис. Глава 17» упоминание о Н.К.Рерихе и фрагмент его картины «Матерь Мира» как не соответствующие закадровому тексту и всей смысловой подаче материала.
Дьяченко Ирина Юрьевна,
кандидат культурологии,
Международный Центр Рерихов (Москва)
Источник: МЦР