18 мая, в Международный день музеев, в Копыльском районном краеведческом музее начал свою работу выставочный проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру».
Музей расположен в историческом здании конца XIX века. Его фонд располагает редкими коллекциями икон, произведениями изобразительного искусства, народного ткачества, стекла и фарфора. Наряду с проведением экскурсий, музей занимается реализацией культурно-образовательных программ: «Путешествие в прошлое», «Письмо из 1944 …», «Начальная школа», «Это наша с тобой история» и других.
На открытии выставки присутствовали учащиеся старших классов Копыльской гимназии, заведующая отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи Копыльского РИК Л.М.Юхо, а также председатель правления Копыльского районного отделения Белорусского Фонда Мира Н.В.Летченя.
Выставку открыла директор музея В.Л.Шуракова и рассказала о богатом историко-культурном наследии Копыльского района: памятниках архитектуры, археологии, истории, обрядах, включенных в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Валентина Леонидовна подчеркнула, что в наше неспокойное время идеи патриотизма, уважения к своему историческому прошлому особенно необходимы для воспитания подрастающего поколения.
Затем сотрудники Отделения «Международного Центра Рерихов» в Республике Беларусь Е.А.Чулкова, В.М.Попов и В.А.Куница провели экскурсию по выставке.
Николай Константинович Рерих – уникальная многогранная личность, чьи эволюционные деяния и огромный вклад в мировую культуру, науку, искусство, философию нам предстоит еще долго осмысливать.
Рерих-художник оставил нам более семи тысяч живописных полотен на исторические темы, темы, посвященные России, ее святым и подвижникам, а также героям и святым других народов, прекрасные Гималайские этюды, принесшие ему славу непревзойденного Певца гор, картины с глубоким сакральным смыслом, сюжетами, на которых Николай Константинович передавал идеи Учения Живой Этики, философии космической реальности. Литературное наследие Рериха-писателя (очерки, эссе, стихи, легенды и другие философско-художественные произведения) составляют десятки томов. Рерих-путешественник осуществил беспрецедентную по своим масштабам Центрально-Азиатскую экспедицию. В пути был собран огромный научный и художественный материал, для обработки и осмысления которого Рерихи основали в Индии Институт Гималайских исследований «Урусвати».
Выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» позволяет нам прикоснуться еще к одной грани личности Николая Константиновича – Рериху-миротворцу, гуманисту, общественному деятелю планетарного масштаба, неутомимому борцу за сохранение культурных ценностей человечества, просвещение и защиту истинной Культуры.
Удивительно то, что Николай Константинович Рерих, единственный человек, который смог выдвинуть идею о Мире через Культуру и собрать под объединяющий и охранный символ Знамени Мира людей со всего мира, объединить этой идеей представителей науки, религии, искусства, государственных и общественных деятелей самых разных стран и народов и воплотить эту идею в жизнь в первом в истории человечества Международном договоре об охране культурных ценностей, который носит имя автора.
Идея о необходимости создания специального документа для защиты культуры родилась у Николая Константиновича Рериха в начале ХХ века, когда он вместе с женой Еленой Ивановной совершал большое паломничество по древним городам России. Он изучал русскую иконопись, памятники архитектуры, наблюдал их разрушение от времени и человеческого равнодушия, многие памятники древнерусского зодчества запечатлел на своих полотнах.
Ратуя за «священность и красоту старины», Рерих становится соорганизатором различных обществ, фондов и комиссий по защите памятников искусства и истории. Пишет очерки, статьи в прессу, протесты против сноса архитектурных шедевров и их неграмотной реставрации. Считая защиту отечественной культуры делом всенародным, он содействует широкому распространению искусства, издавая открытки с репродукциями картин русских художников и фотографиями памятников архитектуры.
«Не знающий прошлого не может думать о будущем», – писал Н.К.Рерих. Произведения искусства Николай Константинович считал не просто музейными ценностями. Он видел в них пути в будущее. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – призывал он своих соотечественников.
Позже он разовьет эту мысль на основе идей Живой Этики и будет писать о том, что сокровища культуры созданы в первую очередь человеческим духом и несут в себе тонкую энергетику, способную напитать многие поколения людей, возвысить и облагородить их мысли и чувства.
Когда началась Первая мировая война, Николай Константинович обращается к верховному командованию русской армии, к правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов.
В осуждение действий Германии по варварскому разрушению готического собора XIII века в городе Реймсе во Франции и одного из старейших университетов в бельгийском городе Лувене, Рерих создает плакат «Враг рода человеческого», который рассылается по армиям и военным зонам как напоминание военным о бережном отношении к мировому наследию.
Во время масштабной пятилетней экспедиции по Центральной Азии (1924–1928), видя в этих регионах запустение и разрушение старинных монастырей и предметов культа, Рерихи еще раз убеждаются в том, что проблема защиты культурного наследия – проблема общемировая.
В 1929 году Н.К.Рерих подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта об охране культурных ценностей человечества. Комитеты Пакта и Знамени Мира создаются в Нью-Йорке, Париже, Брюгге. Проект получает всемирное признание. Известные деятели культуры, такие как Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Герберт Уэллс, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, поддерживают идею Рериха.
В 1931 и 1932 годах конференции, посвященные Пакту, проходят в бельгийском городе Брюгге, одном из самых богатых историческими памятниками городов Северной Европы. Знамя Мира освящается в Соборе Святой Крови. В 1933 году к Третьей Международной конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха подключаются страны Америки.
Пакт Рериха – международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. Николай Константинович говорил об этом знаменательном дне: «Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, все равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры».
Пакт Рериха утверждает, что ценности культуры, независимо от их государственной принадлежности, являются достоянием всего человечества, должны быть зарегистрированы и внесены в список с целью их защиты как в военное, так и в мирное время. Устанавливается специальный Знак для защиты культурных и исторических памятников – Знамя Мира. Охране подлежит и персонал культурных учреждений.
Символ Знамени Мира Рерих сравнивал с символом Красного Креста. Если Красный Крест напомнил миру о человеколюбии и сострадании, то Знамя Мира направит мысль человека к понятиям творчества, красоты, знания, будет служить развитию и обновлению жизни. Как отмечала Елена Ивановна Рерих, Пакт и Знамя имеют глубокое воспитательное значение: «…Значение Знамени Мира прежде всего в том, что путем охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к духовным ценностям, которыми живо человечество».
Пакт Рериха был предложен мировому сообществу накануне Второй мировой войны. В мире нарастала напряженность, разгорались военные конфликты в Испании, Абиссинии, в Германии и Италии поднимал голову фашизм при поддержке других государств. Принятие Пакта и Знамени Мира могли бы сохранить не только культурное наследие, но и человеческие жизни. Страшная трагедия Второй мировой войны подтвердила, насколько необходим был Пакт Рериха.
После войны Рерих вновь выдвигает идею Пакта: «Каждый пытливый наблюдатель может убеждаться, насколько наш девиз: “Пакс пер Культура” – “Мир через Культуру!” становится насущным, неотложным. Каждый может видеть, что война нервов, война психическая может разлагать человека сильнее войны телесной».
Последователи продолжили дело Рериха. В 1950 году Нью-Йоркский Комитет Пакта Рериха передал всю документацию ЮНЕСКО. В мае 1954 года Международная конференция ЮНЕСКО в Гааге, в которой участвовали 56 государств, включая Советский Союз, приняла Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подготовленную на основе Пакта Рериха. В последующие годы был принят еще ряд документов, предполагающих охрану мирового культурного и природного наследия, поощряющих разнообразие форм культурного самовыражения.
Однако идея об охране всемирных духовных сокровищ очень медленно входит в сознание человечества. По всему миру продолжаются локальные вооруженные конфликты, памятники культуры разрушаются и гибнут безвозвратно. Все говорит о том, что в наши дни Пакт Рериха остается таким же актуальным, как 87 лет назад. И вновь звучит завет Рериха «Мир через Культуру!» и его огненный призыв: «Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира».
После завершения экскурсии по выставке «Пакт Рериха – Мир через Культуру» от имени Белорусского Отделения МЦР были вручены благодарственные письма за сотрудничество в ее организации и проведении директору музея В.Л.Шураковой, заведующему отделом идеологии, культуры и по делам молодежи Копыльского РИК Л.М.Юхо и заместителю председателя Копильского РИК А.А.Дубине. В знак признательности Копыльскому краеведческому музею был передан сборник «Н.К.Рерих и духовно-историческое наследие России», изданный в МЦР, и буклет Европейской Ассоциации поддержки Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха «Музей, который нужен миру», предназначенный для информирования общественности и государственных структур в разных странах о ситуации вокруг Международного Центра Рерихов и его общественного Музея, о принудительном закрытии общественного Музея имени Н.К.Рериха и варварском разрушении его экспозиции в 2017 году, о ситуации с наследием Рерихов в России, которое передал даритель С.Н.Рерих Международному Центру Рерихов, и о нарушении воли дарителя государственными структурами России.
Выставка в Копыле продлится до 14 июня 2022 года.
Источник: МЦР.