В течение многих лет лишайники и растительность, растущая в полостях и трещинах, уничтожают памятник сасанидского искусства.
Главная » SOS Культуры » 14.03.2022 Барельефы Тан-э Чоган в Иране находятся под угрозой уничтожения |
14.03.2022 Барельефы Тан-э Чоган в Иране находятся под угрозой уничтожения
ТЕГЕРАН. Сокровища сасанидского искусства — барельефы Тан-э Чоган — находятся под угрозой полного уничтожения из-за отсутствия технического обслуживания и естественных причин, таких как лишайники, грибки и сток воды через высеченные в скале рельефы, сообщает сайт Аrkeonews.
Бишапур — древний город, расположенный в провинции Фарс, Иран, недалеко от Персеполя. «Чоган» на персидском языке означает «поло» — одно из традиционных развлечений персов. Предполагают, что эта долина (танг-э) была местом, где персы в древние времена играли в поло.
В течение многих лет лишайники и растительность, растущая в полостях и трещинах, постепенно уничтожают эти выдающиеся древности в Танг-э Чогане, расположенном в разрушенном древнем городе Бишапур на юге Ирана. А теперь стоки воды ускорили такое разрушение.
«Шестой рельеф Танг-э Чоган сильно поврежден, и вытекающая из него вода еще не остановлена», — сообщило информационное агентство Mehr. Агентство ранее сообщало о «хаотичном положении» рельефа.
Ранее эксперты предупредили о росте различных видов грибов, лишайников и растений на каменных сооружениях Персеполя, внесенного в список ЮНЕСКО.
Лишайники и растительность хорошо видны на всех шести барельефах. Однако не было предпринято никаких надлежащих действий для решения серьезных проблем этого огромного произведения искусства.
«К сожалению, этот барельеф (№ 6) пострадал от потока воды, проникшего на его поверхность из-за горных стен, вызвав лишайники и массовую эрозию», — говорит эксперт по культурному наследию Мохсен Аббаспур. Он добавил, что другие [соседние] барельефы естественным образом подвергаются воздействию света, ветра и дождя, что ускоряет их эрозию.
«Чтобы не допустить полного уничтожения этих ценных исторических памятников, в первую очередь необходимо провести всестороннее научное исследование каменных слоев за рельефами», — отметил Мохсен Аббаспур.
«В противном случае любое действие, будь то укрепление или восстановление, будет практически нестабильным, и со временем мы снова увидим истечение и воздействие воды на внутреннюю и внешнюю оболочки барельефной резьбы», — пояснил эксперт.
Ущелье Тан-э Чоган когда-то было местом традиционной игры в поло, посвященной сасанидским царям и придворным. Здесь находятся шесть барельефов, связанных с Шапуром I, и Бахрамом I и Бахрамом II. Также есть большая статуя Шапура I высотой шесть метров, расположенная в пещере Шапур, на высоте около 700 метров от русла реки.
Танг-э Чоган включает в себя более крупные и многофигурные рельефы, чем любые другие рельефы эпохи Сасанидов, причем три из них имеют размер более 30 квадратных метров, а на каждом рельефе изображено более 30 человек. Так что рельефы этого ущелья уникальны для Ирана и с ними сравним только древний рельеф сцены охоты Хосрова Парвиза в Таке Бостане в Керманшахе.
Первый рельеф, который больше и «многолюднее» любого другого рельефа, представляет собой сцену, посвященную победе Шапура I над Римской империей. В центре рельефа можно увидеть Шапура I верхом на лошади, труп императора Гордиана находится под ногами лошади Шапура, руки императора Валериана захвачены в руке Шапура, а император Филипп становится на колени перед лошадью Шапура и просит мира. Персидские военачальники на лошадях также стоят позади Шапура в пяти рядах, а римские военные и патриции видны в 5 рядах с подарками и подношениями перед царем Шапуром I.
Второй рельеф представляет собой победу царя Бахрама II над арабами. Слева изображен Бахрам верхом на лошади, а арабов ведут иранские военачальники, чтобы предложить царю в дар лошадей и верблюдов.
На третьем рельефе изображена церемония получения Бахрамом I царского кольца от Ахура-Мазды. Гравировка этого удивительного рельефа очень художественна, и даже морщины и детали одежды и прочее прекрасно моделированы. В этом рельефе все сочетается удивительно удачно. Реалистично показаны даже физические детали лошади и вены на ее ногах.
На четвертом рельефе изображена сцена победы Бахрама II над повстанцами, в которой царь сидит на троне в центре, а справа от него стоят с уважением иранские полководцы и солдаты, а слева — повстанцы и пленники. Их доставляют к царю иранские солдаты.
Пятый рельеф, расположенный на правой стороне ущелья, является наиболее сохранным и полным рельефом среди остальных. Речь идет о победе Шапура над Римской империей.
Шестой рельеф, расположенный с правой стороны ущелья и непосредственно у дороги, пострадал от времени больше всего, и его верхние части почти разрушены. На этом рельефе изображена церемония получения Шапуром I Фаре-Изади (царского кольца) от Ахура-Мазды, а также его победа в войне против римлян. На этом рельефе и царь, и Ахура-Мазда (высшее божество зороастризма) изображены верхом на лошадях лицом друг к другу. Шах берет королевскую диадему у Ахура-Мазды. Под ногами коня Ахура-Мазды лежит Ариман (дьявол), а под ногами коня Шапура труп императора Гордиана.
Источник: Седмица.ру