Целью деятельности всех комитетов Пакта Рериха и Знамени Мира является утверждение Культуры. Ближайшие задачи: 1) Проводить просветительские мероприятия, в том числе празднование Международного Дня Культуры 15 апреля. Создавать всевозможные объединенные рабочие группы для изучения и распространения идей Пакта Рериха и Знамени Мира. 2) Собирать и публиковать «факты здорового духа», в том числе создавать каталоги истинных шедевров и творений человеческого гения. 3) Оберегать истинное культурное наследие Знаменем Мира, отслеживать состояние объектов, собираемых в каталогах, и активно действовать при опасности разрушения. Объединять усилия групп для сохранения и приумножения Культурных Сокровищ.
В XIX столетии в эпоху мировых войн была принесена идея Пакта Рериха и Знамени Мира, учреждено множество комитетов по Пакту Рериха во всем мире. Изучив деятельность и задачи этих комитетов, мы могли бы оценить своевременность подобных организаций на сегодняшний день. В данной статье собраны задачи комитетов Пакта Рериха (по письмам и публикациям членов семьи Рерихов и по публикациям бесед Б.Н. Абрамова).
Целью деятельности всех комитетов Пакта Рериха и Знамени Мира является утверждение Культуры.
Елена Ивановна Рерих пишет, призывая к действию: «Неужели же есть такие люди, которые, мня себя образованными и даже духовными, не понимают самого основного и главного значения Пакта и Знамени Мира? Не понимают, что значение Знамени Мира прежде всего в том, что путем охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к духовным ценностям, которыми живо человечество. Ведь не можем же мы называть великолепные храмы, библиотеки и музеи материальными ценностями! Неужели возможна такая степень невежества?!» (Е.И. Рерих — В.М. Сеплевенко, 23 апреля 1936 г.).
Елена Ивановна называет шаги, которыми через принятие идеи Пакта Рериха и Знамени Мира может быть улучшена жизнь вокруг. Сначала выделено изучение объектов, помеченных Знаменем Мира, затем подключение к работам по охране великих творений человеческого гения, и затем уже может быть сформировано уважительное отношение к духовным ценностям.
Рассмотрим подробнее последовательные этапы практического применения идей Пакта Рериха и задачи комитетов для каждого из выделенных этапов.
ЭТАП 1. ИЗУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДЕИ ПАКТА РЕРИХА
Николай Константинович представил мировой общественности концепцию Культуры как основы устройства и жизнедеятельности современного общества. Охрана Культуры и культурного наследия необходима для успешного развития общества. Поэтому широкое распространение идей Пакта Рериха является самой первой задачей Комитетов.
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ о «необходимости охранения Культурных Сокровищ, которые могут способствовать созданию здоровых будущих поколений» (Н.К.Рерих — М.Д. Во Фалипо 4 января 1932 ):
- Проведение художественных выставок всюду (например, перед Императором Николаем II и перед командующими Российской Императорской Армией, выставки в больницах, тюрьмах, приютах). Лекции по искусству Н.К.Рерих проводил даже по дороге, проходя Центрально-Азиатской экспедицией через территорию Сибири: в Барнауле, Бийске и др. По примеру деятельности Н.К.Рериха публикация различных разъясняющих и призывающих статей, организация многочисленных лекций.
- Утверждение мысли, что «нравственность — духовный хлеб, дающий утонченность чувств и мышления. <…> Не может он [человек] жить и без хлеба духовного, дающего утонченность чувств и мышления, через осознание Прекрасного и великих законов и тайн Природы.” (15.11.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ).
- Пример формы и содержания публикаций: маленькие ежемесячные «бюллетени, посвященные охранению Культуры с осведомлением о новых культурных достижениях и очагах». (Е.И.Рерих – В.Л.Дутко 08.09.1945).
1.2. ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ и ДЕТЕЙ:
- Создание школ, молодежных кружков и секций общеэстетического развития. Школа в Бангалоре была учреждена С.Н.Рерихом и на практике реализует концепцию Культуры (Г.А.Тесленко. Педагогическое наследие С.Н.Рериха).
- Привлечение детей и молодежи к переоценке ценности творческих произведений искусств, науки. «Сеять благие мысли. <…> Идея Знамени Мира имеет, прежде всего, нравственное и воспитательное значение, потому особенно полезно в школах, в клубах при чтении лекций на просветительные темы вносить предложение присутствующей молодежи об организации группы друзей Пакта и Знамени Мира среди них. Они могли бы уявить собирание некоторого материала, который потом мог быть представлен ими в Комитет. Именно, самое важное – это широкое привлечение молодежи к новой оценке творческой самодеятельности. Такие мысли должны быть бросаемы среди самых малых тружеников. Никогда не знаете, где идея найдет оплот и возможность приложения. Все приходит с людьми и через людей! <…> Основа и сущность этого движения принадлежит и зависит от Великого Владыки, потому будем хранить доверенное нам» (Е.И.Рерих — З.Г.Фосдик и Д.Фосдику, 8 ноября 1945 г.).
- Эта же задача более широко сформулирована Н.К.Рерихом: «Комитеты имеют назначение всеми мерами распространять культурную задачу Пакта, развивая в молодых поколениях осознание великой ценности творчества, выразившегося в бессмертных созданиях человечества» [1].
1.3. Всем комитетам ПРАЗДНОВАНИЕ «ДНЕЙ КУЛЬТУРЫ 15 АПРЕЛЯ»:
- Празднование «дней Культуры 15 апреля — ежегодный день, посвященный несению Знамени с процессиями молодежи, уже внедряет это благое начинание в сознание масс. Именно, нужно проталкивать это понятие в массы» (Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику 13.07.1948). В письме указано «хотелось бы как-то оживить и расширить деятельность Комитетов Пакта, если не сейчас, то в будущем».
- Торжество Знамени Мира до 1935 года проходило 27 декабря: предложенное художником Николаем Константиновичем Рерихом Знамя было представлено в Нью-Йорке на крупном международном «торжестве Знамени Мира», тогда же 27 декабря 1931 года было «объявлено о начале паломничества Знамени Мира по Земле» (письмо Н.К.Рериха — М.де Во Фалипо, 4.01.1932 г.).
Многогранность концепции Культуры Николая Константиновича требует самых широких подходов и самых разнообразных форм для распространения идей Пакта Рериха. Это могут быть и творческие школы, и мастерские, и выставки, и лекции, и издание репродукций картин, и издание книг и т. п.
Глубокое изучение трудов Н.К.Рериха помогает распознать объекты истинной Культуры. Некоторые явления сегодняшней жизни через 100 лет не вспомнятся, а некоторые традиции, явления и предметы людская любовь сохранит на века.
ЭТАП 2. УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ИМЕННО НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ —
ОЧАГИ КРАСОТЫ, ДУХОВНОСТИ, НЕ ПРЕХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ
Выявление культурных ценностей, которыми жив дух человеческий, — это уже второй этап практического применения идей Пакта Рериха и Знамени Мира. Две задачи Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи назвали задачами для всех комитетов Пакта Рериха и Знамени Мира. Это задачи 1.3. и 2.1.
2.1 Всем комитетам СОБИРАТЬ И ДАТЬ «ФАКТЫ ЗДОРОВОГО ДУХА».
«Пусть они разновидны, ведь Культура, как таковая, тоже многообразна, но все же остается Единой в своей светлой творящей основе. Лишь непредубежденные факты, в которых звучало бы сердце человеческое. Наша обязанность собирать, отмечать эти факты накоплений духа. Так образуются сокровищницы истинных ценностей. Собрать и опубликовать обзор и характеристику прессы и издательств. Пусть все наши европейские, китайское, японское, южноамериканские и южноафриканские общества дадут эти обзоры, которые составят ценнейшее собрание движений современной мысли». (Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. III.СЛОВО ИНДИИ).
2.2. Знать признаки истинных ценностей Культуры.
Что относится к истинному Искусству, что обладает высокой Культурной ценностью, через что можем иметь Свет? (Цит. по «Зов», 1 января: «Через искусство имеете свет»).
Ниже приведем признаки истинных ценностей Культуры:
- СОЗДАЮТ ТРЕПЕТ ВОСХИЩЕНИЯ: «Никакие фотографии с уже не существующих строений, храмов и прекрасных творений, никакие точные воспроизведения их не смогут создать того чудесного трепета вибраций восхищения и вдохновения, которые веками наслаивались на тех стенах, предметах и полотнах. Ведь каждый предмет (тем более высокие художественные творения) имеет свои излучения, и можно себе представить, какая пустота атмосферы будет ощущаться вокруг нового, механически воспроизведенного по фотографии, и, что самое главное, без вдохновенного участия психической энергии самого творца!» (З.Г.Фосдик, 23 марта 1943 г.).
- ИЗМЕНЯЮТ ЧЕЛОВЕКА: Через переписку Елена Ивановна руководила работами по переводу и изданию книг. Признак истинной Культуры в человеке приведен в одной из таких книг: «Запомним это определение. Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктивным, моральным, обобщающим, нераздражительным» («Иерархия», п. 326).
- Признак истинной Культуры — это синтез Искусства, Науки и Религии. «Круг – символ синтеза, всё вмещающего, всё объединяющего. Работающие под Знаменем постигнут всю мощь объединения, заключающегося во всевмещении. Соприкасание разных отраслей культуры даст им всем небывалое усиление – поразительно будет видеть результаты влияния Знамени Мира даже для знающих» (Из бесед Б.Н.Абрамова в 1953 г. // Н.А. Бикалова. Защита Культуры в творческом наследии Н.К. Рериха и Б.Н. Абрамова).
Примером успешной реализации этого второго этапа может быть названа Центрально-Азиатская Экспедиция под руководством академика Н.К.Рериха, одной из задач которой стояло выявление, посещение, фотографирование и зарисовка легендарных объектов культур и вечных ценностей ранее неизученных территорий и народов. Знамя Мира сопровождало экспедицию в пути.
При успешном выполнении задачи второго этапа комитетам удавалось донести важность идей Пакта. На этом этапе присоединялись новые помощники и будущие сотрудники.
Сегодня также видим успешные проекты, прославляющие выдающиеся произведения архитектуры, живописи, музыки.
Николай Васильев. Кинотеатр «Победа» 1983 г. Художник-архитектор.
Источник: Архитектурная академия
ЭТАП 3. ОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. УТВЕРЖДЕНИЕ ИДЕИ МИРА ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ
Третий этап освоения идеи Пакта Рериха и Знамени Мира — сохранение, охрана, защита культурного наследия. Невосполнимость утрат, хрупкость и беззащитность истинных ценностей Культуры откликаются в сердцах многих людей. Потеря каждого объекта культурного наследия — это потеря искры творчества автора, которая запечатлена в этом творении, потеря объекта Красоты и почитания, потеря кусочка нашей исторической памяти. Некоторые люди готовы изменить свою жизнь и начать деятельно защищать ОКН, предотвращать разрушения.
3.1.Основной задачей комитетов в 30-х гг. прошлого века было обеспечить ПОДПИСАНИЕ ПАКТА И ДВИЖЕНИЕ ЗНАМЕНИ МИРА:
- «Комитеты всячески способствуют ратификации Пакта от местных правительств» [5].
- «Комитеты способствуют тому, чтобы само Знамя, предлагаемое Пактом, выходило в жизнь как в государственных, так и в частных масштабах» [5].
3.2. ПОДГОТОВКА К ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ О ЗАЩИТЕ
- «О происшедшем вандализме с Музеем <Мастер-Музей Нью-Йорка> основателя Пакта Мира и всеми основанными им просветительными учреждениями и о прекращении в связи с предательством некоторых сотрудников деятельности Комитета Знамени Мира» (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2 08.11.1945).
- «Группы друзей музея могли бы выступать печатным словом и протестовать в случае каких-либо вредоносных попыток по отношению к учреждению» (Е.И.Рерих).
3.3. КАТАЛОГИЗИРОВАТЬ И СОХРАНЯТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
«Нужно будет приступить и к составлению Инвентаря Культурных Сокровищ. Кроме описи всего уничтоженного, частично разрушенного, нужен и инвентарь всего еще сохраненного. Именно, необходимо самое широкое осведомление, в каком состоянии находится мировая культура» (Е.И.Рерих – В.Л.Дутко 08.09.1945 и еще в трех письмах).
3.4. УПРЕЖДАТЬ КОНФЛИКТЫ И ВОЙНЫ
Н.К.Рерих через свое искусство боролся за мир. В художественном наследии имеем «Пророческую серию» о приближении военных действий. В публикациях Н.К.Рериха предостережение о возможности войны и призыв: «Мир через Культуру».
3.5. ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ
Во время Великой отечественной войны комитет по Пакту Рериха и Знамени Мира помогал России медикаментами. «Пришло письмо Зины, она избрана вице-председателем комитета по снабжению медикаментами России. Председателем – митрополит Вениамин, там же и князь Кудашев, а секретарем – жена Коненкова» (20.11.1941 Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерих – С.Н.Рериху).
Третий этап — охранение — формирует «уважение» к вечным ценностям, как пишет Е.И.Рерих.
Своевременное информирование стран о том, что ими ратифицирован Пакт Рериха и Знамени Мира, может удержать мир или хотя бы оградить памятники культуры от военных разрушений. От забвения объекты культурного наследия уберегает Знамя Мира при постоянном мониторинге и активной пропаганде.
«Через красоту подойдете. Помните и запомните. Вам Поручил сказать — Красота. Ты сказала — любовь. Тот сказал — действие, Вы сказали — красота. Если хотите открыть Врата, приложите этот знак Мой. Я сказал — Красота. И в бою, и в победе Я сказал — Красота. И неудача покрылась красотою. И горы зацвели красотою». |
(Зов, Июль 26, 1922 г.)
Есть еще четвертый этап воплощения идеи Знамени Мира, когда человек сам становится носителем Культуры. О ней можно составить представление, изучив подробно, например, рассказ художника — вестника Красоты — С.Н.Рериха «Как я стал художником» [III].
В данном материале собраны только задачи, которые ставились перед комитетами Пакта Рериха и Знамени Мира. Список может быть дополнен задачами из книг «Живая Этика», «Грани Агни-Йоги», и из писем членов семьи Рерихов и их ближайших учеников.
Итак, судя по публикациям и письмам Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, С.Н.Рериха и Б.Н.Абрамова, наши ближайшие задачи в обществах, организациях и комитетах следующие:
1) Проводить просветительские мероприятия, в том числе празднование Международного Дня Культуры 15 апреля. Создавать всевозможные объединенные рабочие группы для изучения и распространения идей Пакта.
2) Собирать и публиковать «факты здорового духа», в том числе создавать каталоги истинных шедевров и творений человеческого гения.
3) Оберегать истинное культурное наследие Знаменем Мира, отслеживать состояние объектов, собираемых в каталогах, и активно действовать при опасности разрушения. Объединять усилия групп для сохранения и приумножения Культурных Сокровищ.
Список литературы:
1. М.Шмидт. В ХАРБИНЕ СОЗДАН КОМИТЕТ ПАКТА РЕРИХА. Сборник «Знамя Мира». Страницы истории. Ссылки: https://lib.icr.su/node/1329, https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/znamya-mira/sbornik-znamya-mira/straniczy-istorii/m-shmidt-v-harbine-sozdan-komitet-pakta-reriha/.
2. М.Шмидт «КОМИТЕТ ЗНАМЕНИ МИРА НИКОЛАЯ РЕРИХА В ХАРБИНЕ». Сборник «Знамя Мира». Страницы истории. Ссылки: https://lib.icr.su/node/1330, https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/znamya-mira/sbornik-znamya-mira/straniczy-istorii/shmidt-komitet-znameni-mira-reriha-harbine/ .
3. С.Н.Рерих «ПАКТ РЕРИХА И ЗНАМЯ МИРА» «India» (India’s most popular pictorial news weekly), October 24, 1948. Перевод с английского Т.О.Книжник. // Сборник «Знамя Мира». Ссылки: https://lib.icr.su/node/1344, https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/znamya-mira/sbornik-znamya-mira/straniczy-istorii/svyatoslav-rerih-pakt-reriha-i-znamya-mira/.
4. Всеволод Иванов. ЧТО ТАКОЕ ПАКТ РЕРИХА? // Сборник «Знамя Мира». Ссылка: https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/znamya-mira/sbornik-znamya-mira/straniczy-istorii/vsevolod-ivanov-chto-takoe-pakt-reriha/.
5. Николай Рерих. РУССКОМУ КОМИТЕТУ ПАКТА РЕРИХА В ХАРБИНЕ // Сборник «Знамя Мира». Ссылка: https://xn—-7sbbtpj7albq2b.xn--p1ai/znamya-mira/sbornik-znamya-mira/straniczy-istorii/nikolaj-rerih-russkomu-komitetu-pakta-reriha-v-harbine/.
Дополнительные источники:
I. Л.А.Давдрикова, А.И.Макаров, Е.Ю.Широкова «Пакт Рериха: этапы развития» // Межрегиональная общественно-научная конференция «Сибирь и Кузбасс XXI века в условиях культурного многообразия и взаимодействия», г. Кемерово 11 октября 2018 года. Видеозапись доклада.
II. А.И.Макаров «Будущее Пакта Рериха и Знамени Мира»// IМеждународный съезд Рериховских организаций «Единение и сотрудничество рериховских организаций – путь к сохранению наследия Рерихов», Россия, г. Новосибирск, 7-9 февраля 2020. Видеозапись доклада.
III. С.Н.Рерих. Как я стал художником
Автор-составитель Д.Р.Голомолзина. 07.01.2022.
Новосибирская общественная организация «Культурное единение»
Источник: Адамант