РУССКИЙ КОМИТЕТ ПАКТА РЕРИХА и ЗНАМЕНИ МИРА
Сегодня памятный день Бориса Николаевича Абрамова.
«Сознательное несение Света в себе, который светит миру и людям, является высшим достижением человека«, – утверждал Борис Николаевич Абрамов, ученик и последователь Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, составитель книг «Грани Агни Йоги».
Борис Николаевич Абрамов родился 2 августа 1897 года в Нижнем Новгороде. Окончив в 1915 году с отличием Нижегородский дворянский Александровский институт (который приравнивался к классической гимназии), он поступил на юридический факультет Московского университета. Но в связи с призывом его на военную службу в 1916 г., он вынужден был оставить 2-й курс университета. После окончания в феврале 1917 г. Школы прапорщиков по адмиралтейству он начал службу военным моряком. Участвовал в Гражданской войне и Великом Сибирском Ледяном походе. Эмигрировал в город Харбин (Китай), где работал в химической лаборатории, заведовал студенческим клубом в Христианском Союзе молодых людей, преподавал русский язык в Харбинском политехническом институте.
Б.Н. Абрамов был человеком высокой культуры, всесторонне образован. Любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись. Писал стихи и рассказы на духовно-нравственные темы, рисовал акварели – пейзажи и символические картины, сочинял музыку.
В 1934 году 2 сентября – Создание Русского Комитета Пакта и Знамени Мира в Харбине (Маньчжурия). Также в 1934 году в Харбине опубликована серия статей о подписании Пакта Рериха и о движении Знамени Мира во всем мире, выходит сборник статей «Знамя Мира» («Знамя Мира. Русский комитет Пакта Рериха в Харбине. Отчёт»), издаются и другие книги на русском языке.
В 1934 г. произошла важная в судьбе Бориса Николаевича встреча с великим русским художником и гуманистом Н.К. Рерихом. С этого времени он стал последователем культурно-просветительских идей семьи Рерихов и Учения Живой Этики (Агни Йоги). В Харбине он стал одним из сотрудников Русского комитета Пакта Рериха и Знамени Мира.
Очерк Б.Н.Абрамова к Международному Дню Культуры 15 апреля
«ЗНАМЯ МИРА»
Захоронено зерно. Его не видно, о нём забыли. Но вот приходит срок, и из земли появляется росток. Он растёт, крепнет, превращается в мощное дерево. Незнающие порадуются о дереве, знающие вспомнят с признательностью о зерне.
Утверждается искусство. Входит в жизнь повседневную, не как роскошь, но как долг и радость. Расширяются музеи, реставрируются художественные памятники старины, музыка идёт в народ без ограничений, украшаются здания изысканной отделкой, деятели искусства получают премии и награды, превозносятся и прославляются. Искусство сливается с жизнью. Значение и ценность его входит в сознание людей.
Много было войн в истории Земли. Люди воевали, залечивали раны и воевали снова. Но вот стала утверждаться идея мира. Она растёт и ширится, как пламя лесного пожара, зажигая сердца всех, способных к эволюции. Люди вдруг стали понимать, что кроме войны есть также и мир, стали понимать, что такое мир и почему он нужен. Стали активно стремиться к миру. Не молитва, но суровая борьба за мир нужна, и в этом истинная молитва. Стихийно пламя борьбы за мир. Оно расплавит дула орудий, оно повернёт ураган разрушений на врагов мира. Идея сильнее бомб.
Люди не помнят о зерне. Многие не знают. Но мы знаем и помним. Невидимо возносится Знамя Мира на конгрессах мира, на митингах за мир, на демонстрациях протеста против войны. Незримо покровительствует искусству. Незримо зажигает народы. Потом вспомнят. Как всегда — потом. И воздадут должное, и оценят, и найдут следы его повсюду. Но для нас радость — находить их теперь, в самый разгар боя. Не вид ли знамени вдохновляет воинов?!
И белый голубь, начертанный на камне почитания Иерархии, реет над борьбой за мир.
12 апреля 1951 г.
Очерк Б.Н.Абрамова
«О МИРЕ«
Белый голубь и мир – вот два понятия нашей эпохи, неразрывно связанные между собой. Мир летит на белых голубиных крыльях. Что может быть радостнее и желаннее для человечества?! Белый голубь – символ чистоты и невинности – прочно входит в жизнь как вестник мира. Лучшие умы человечества, лучшие люди земного шара борются за мир. «Мир» – это слово, которое живёт в сердце каждого человека, каждого взрослого, каждого ребёнка. Слово «Мир» символизирует собой радость и жизнь и наполняет сердца надеждою. Оно несёт возрождение к новой, светлой эпохе, несёт счастье и приближает будущее. Да, в будущем всегда будет мир, и войн больше не будет. Белый голубь победит войну – этот страшный, костлявый скелет с косой через плечо. Белоснежный голубь развеет ужас настоящего и принесёт надежду на радость в грядущем дне.
Но, борясь за мир и мечтая о будущем, нельзя забывать, кем принесена нам весть об этом будущем и кем впервые был заложен фундамент борьбы за мир. Ещё в 1935 году был подписан Пакт Мира Рериха. Ещё тогда была признана необходимость учреждения Знамени Мира, которое должно развеваться над городами и охранять духовные ценности человечества, призывая прекратить вражду и войны. И вот теперь на заложенном Рерихом фундаменте начинают воздвигать грандиозное здание мирной созидательной жизни. Великий русский мыслитель посеял зёрна, которые на наших глазах дали всходы. Они проросли именно теперь, когда это нужнее всего для жителей нашей планеты.
Пора, давно пора одичавшему человечеству разоружить свои сердца и попросту, по-человечески подойти друг к другу и протянуть руку дружбы.
Конец войне. Мир всему миру. Так завещано, так и будет.
14 апреля 1952 г.
Очерк Б.Н.Абрамова к Международному Дню Культуры 15 апреля (без названия)
История отмечает много случаев, когда самые значительные события, имевшие впоследствии всенародное значение, проходили недооценёнными или даже незамеченными для современников. О Пакте и подписании его, конечно, много говорили и писали в своё время, и лучшие умы и сердца радовались и приветствовали небывалое в истории событие. Но оно осталось как бы без продолжения, и последовавшие за ним перевороты, войны и бедствия затмили случившееся в памяти людей. Прошло много лет, и войны и раздоры дошли до того рокового предела, за которым вплотную стоит гибель планеты и человечества. И тогда вдруг стихийно в планетарном масштабе поднялась идея мира, приобретя такую мощь и несокрушимость, с какой никогда ещё не возникала в сознаниях и сердцах нашего воинственного человечества. Как будто зерно идеи, пролежавшее много лет во мраке забвения, ко времени выросло до размеров гигантского древа. Не так ли бывало со всеми величайшими идеями?
Мысль об охране ценностей культуры, искусства и науки таила в себе замысел охраны всего живого на земле. Знамя несло в себе мощный заряд высшей энергии на объединение человечества, ибо только звери в образе двуногих не ценят и не любят искусства и знания. На лучшем совершается истинное объединение. Но тогда не смогли ещё сговориться люди, и результатом была гибель десятков миллионов и страшные страдания и слёзы сотен миллионов. И теперь уже не только об охране ценностей культуры встал роковой вопрос, но об охране жизни всей планеты и людей, всех до единого.
Для сеятеля зерна важен рост его. В этом радость сеятеля. Историческая и космическая справедливость утвердят и его имя, когда человечество дорастёт до того. И это будет скоро, ибо страдания и отчаяние безысходности — лучшие пробудители духа. Проснётся дух, проснётся и память о Сеятелях лучших зёрен. Благо Им!
15 апреля 1952 г.
Сборник Б. Н. Абрамов «Устремлённое сердце» ИЦ РОССАЗИЯ , Новосибирск, 2012.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ РЕРИХА В СИБИРИ
По завету Н.К. и Е.И. Рерихов Б.Н. Абрамов вернулся в Россию. В 1959 году Б.Н. и Н.И. Абрамовы прибыли в Новосибирск. Об их жизни в Новосибирске известно немного. Год и четыре месяца они жили, занимая комнату в квартире их харбинских знакомых.
«Известно, что Борис Николаевич работал один месяц в марте 1960 г. в Новосибирской областной библиотеке. 27 сентября 1960 года в Картинной галерее Новосибирска открылась постоянная выставка картин Н. К. Рериха. Основу этой коллекции составили 60 полотен, которые передал в дар Сибири Ю. Н. Рерих. В организации выставки активно помогал и Борис Николаевич. Он принимал участие в развешивании картин и информационной разработке экспозиции. Есть сведения, что он публиковал статьи в местных газетах.» [1]
Борис Андреевич Данилов, ученик Абрамова, пишет. «В это время [лето-осень 1960 г.] происходит замечательное событие в культурной жизни Новосибирска. Выполняя наказ Николая Константиновича, Юрий Николаевич передает в дар новосибирцам в 1960 году 60 картин Николая Константиновича. Готовится первая выставка, все это было новым и необычным. Сейчас мы уже многое узнали, тогда же картины содержали в себе таинственность, отпугивающую одних зрителей и неудержимо влекущую к себе других. Почти на всех посетителей особое впечатление производила гамма красок, которые наполняли картины, доселе не виданных посетителями и не подозревавших, что это не плод фантазии художника, а реальность, которую могут творить силы природы. Картины Николая Константиновича раздвинули завесу обыденности и серости представлений об окружающем мире. Как сильный луч солнца прорывается сквозь туман и тучи и ярко освещает все вокруг и наполняет мир ликованием, так и картины Николая Константиновича наполняли зрителей восторгом. Выставку посещали взрослые и дети. Просматривая книгу отзывов, можно было отметить одну деталь: дети более тонко и эмоционально реагировали на творение великого художника, картины и их краски не вызывали у них несогласия, а принимались как реально существующие, они чувствовали необычность выражения Красоты и радостно принимали ее. В организации выставки участвовал и Борис Николаевич, его консультации и советы учитывались администрацией картинной галереи и помогали правильно решать многие организационные вопросы. Борис Николаевич в разговоре о картинах Николая Константиновича давал пояснения, что смотреть их надо только с определенного расстояния, которое должен выбрать зритель, и, только найдя это оптимальное отдаление от картин, можно воспринимать всю полноту красок и замысла художника. Также указывалось и на то, что при внимательном рассмотрении картин и своем настрое на созвучную волну картины как бы оживали и начинали излучать тот энергетический потенциал, который закладывался художником в них, когда он писал. Но от зрителя требуется добрый глаз и чистое сердце, чтобы можно было выходить на такой контакт и получать не только эстетическое удовольствие, но и приобщаться к сокровенному. Борис Николаевич иногда говорил: картины Николая Константиновича приобщают нас не только к Красоте, но и зовут в область неопознанного. Так понимал ученик – Борис Николаевич своего Гуру – Николая Константиновича» [2].
В сентябре 1960 года в Новосибирске открывается выставка картин Рериха. Борис Николаевич познакомился с некоторыми сотрудниками Картинной галереи, которые впоследствии вспоминали, что к Абрамову в галерее было особое отношение. «Ангел приходил» – так отзывались сотрудники о его визитах в канун открытия выставки [3].
С 1961 по 1972 гг. он жил в г. Венёве Тульской области.
1. Башкова Н.В. Б.Н. Абрамов – ученик Н.К. и Е.И. Рерихов. Вехи биографии
по документам из государственных архивов. Сайт: http://bn-abramov.ru/biography/17257/.
2. Данилов Б.А. Весть принесший. — Новосибирск: Алгим, 1997. Сайт: https://etikavomne.agni-age.net/biograph/abramov.htm.
3. Деменко Т.М. Борис Николаевич Абрамов и круг его общения на Родине. 1959-1972 гг. Сайт: https://bn-abramov.ru/readings/47/15408/
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ИДЕАЛОВ ЭВОЛЮЦИИ
С 1940-х гг. и до конца жизни Борис Николаевич работал над составлением записей, которые вошли в его главный многотомный труд «Грани Агни Йоги» (более 18 томов). Эти книги развивают и поясняют многие философские идеи Живой Этики — духовно-космическая эволюция человека через его нравственное преображение и расширение сознания, законы Общего Блага и мирового сотрудничества. Тома «Граней Агни Йоги» впервые начали публиковаться в России с 1993 г.
«Идея Знамени Мира, охраны сокровищ искусства и памятников, – Пакт Мира, объединение лучших представителей человечества под стягами культуры – все это прообразы тех форм жизни, в которые выльется судьба планеты в наступающей Светлой Эпохе» (запись 13 декабря 1971 года).
«Записи Бориса… мною сохраняются и оцениваются глубоко» (Письмо Е.И. Рерих от 24.01.1954 г.).
«Родной мой Борис, отбросьте все сомнения. Помните, что пока Вы связаны любовью, преданностью к Великому Образу, никто и ничто не может нарушить эту связь. Конечно, понимаю сердцем, как Вам хочется слышать подтверждение об этой связи и с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника. …Не опасайтесь некоторого сомнения в себе, в свои силы…» (Письмо Е.И. Рерих — Б.Н. Абрамову от 28.12.1954 г.).
ЖИВОПИСЬ
ПОЭЗИЯ
Поэзия Бориса Николаевича, как и всё его творчество, поднимает сознание над земной обыденностью и устремляет в бесконечные Обители Красоты.
Родина Духа
В душе горит неизреченный Свет,
Она поёт, как солнечная песня,
Она звучит, как солнечный привет,
И говорит, что здесь ей стало тесно,
Что на земле она в гостях пока
И здесь не может долго оставаться,
Что далеко вверху, в прозрачных облаках,
Там дом её и с ним нельзя расстаться.
И вспоминая свой далёкий дом,
Здесь, на земле, душа в тоске томится
И, устремлённая, в горенье неземном,
С Отцом своим спешит соединиться.
Ёлочка
Ёлочка стройная , вечно зелёная
Скромным нарядом горда
Лето ли, осень , зима ли суровая
Ты неизменна всегда.
Ёлочку дальнюю, ёлочку дикую
Хочется просто спросить:
« Как равновесие, силу великую ,
в жизни земной сохранить?»
Абрамов Б.Н. СРЕБРОТКАННАЯ НИТЬ. Стихи
Все стихи:
МУЗЫКА
Борис Николаевич хорошо знал классическую музыку. Одним из его любимых произведений, которое он сам часто исполнял, была первая часть Лунной сонаты Бетховена.
Для тех, кто знаком с творчеством Б.Н. Абрамова, было большой радостью узнать, что он был также и автором музыки, написанной на свои стихи: в архиве Б.А. Данилова сохранились ноты 15 музыкальных произведений Абрамова.
НОТЫ
Использованы материалы: Музей Б.Н.Абрамова в Веневе, Этика во мне.