Что же представляет собой это словесное выражение высшей мудрости, отражающее многолетний духовный поиск автора, его устремлённость к общечеловеческим этическим идеалам, к познанию Божественного и самого себя?..
Павел Фёдорович Беликов, известный исследователь жизни и творчества семьи Рерихов, в своей книге «Рерих (опыт духовной биографии)» (Н., 1994 г.) по мере возможности раскрыл значение этого стихотворения, показал отношение Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов к Указам, Наставлением, Советам и Предупреждениям Учителя.
«Указ. Осознание и немедленное исполнение. Подробная расшифровка значения Указа.
Наставление. Наставления «Старшего младшему» на перспективу.
Совет. Как лучше исполнить Указ или Наставление.
Звучание Указа: «Помогите строить Мою Страну».
… В октябре 1920 года Рерихи прибыли в США, а в декабре в Нью-Йорке состоялась первая из запланированных выставок Николая Константиновича. На ней экспонировались привезённые из Европы работы: «Сокровище ангелов» (1905), «Вечер» (1907), «Варяжское море» (1910), «Ангел последний» (1912), «Экстаз» (1917), «Дочь викинга«(1917), «Зов солнца» (1918), «Ещё не ушли» (1917), «Дочери земли» (1919), эскизы из серий «Героика» и «Сны Востока», эскизы декораций к «Принцессе Малэн», к «Снегурочке» и многие другие — всего 115. Выставка прошла с большим успехом и привлекла к его творчеству как представителей прессы, так и целый ряд новых сотрудников, первым из которых стала русская эмигрантка, пианистка Зинаида Григорьевна Лихтман, во втором браке Фосдик, в будущем — директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, которая посвятит всю дальнейшую жизнь сохранению наследия своего учителя.
По воспоминаниям Зинаиды Григорьевны, впечатления от увиденного на той первой выставке были колоссальны: «Перед глазами вставала Древняя Русь, растущая в муках, трудах и устремлениях к будущему. Яркость красок, насыщенность и смелость линий и рисунка — всё это оказывало огромное влияние на посетителей, они долго стояли перед картинами, всматриваясь в них, в эту чужую, совершенно незнакомую жизнь славян, искания и устремления героического народа».
Постепенно вокруг Рерихов образуется сообщество единомышленников, в которое входят и американцы, и русские эмигранты. Елена Ивановна и Николай Константинович становятся руководителями вновь образованных учреждений. В развитие своих идей художественного образования молодёжи, вынашиваемых ещё со времени руководства школой Общества поощрения художеств, в ноябре 1921 года Рерих создаёт в Нью-Йорке «Мастер-институт объединённых искусств». Его основой становится фортепианная школа супругов Лихтман. Николай Константинович обозначает задачи института таким образом: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство — для всех».
Стремительно развивая интенсивную просветительскую деятельность по прибытии в Америку, Николай Константинович нисколько не сомневался в успехе. Пропаганда русского искусства и исконно русской культуры заняла в этой деятельности не последнее место. Так началось «служение родине и человечеству». Так Рерих приступил к реализации высшего Указа — «Помогите строить Мою Страну».
Поездка в Индию не отменялась, а была лишь отодвинута на некоторый срок. Об этом, собственно, и свидетельствует «Наставление Ловцу, входящему в лес».
По поводу его Рерих пишет из Америки Владимиру Анатольевичу Шибаеву, своему многолетнему сотруднику, основателю Латвийского Общества Рериха: «Перед отъездом из Чикаго мне было повторено о начинании и, кроме того, было дано „Наставление Ловцу, входящему в лес“. Юрик перепишет его для Вас. Вообще, мы ясно видим, почему я должен был до Индии побывать в Америке». (25 июля 1923 г.)
Как это часто бывает: всё значение Указа расшифровывается лишь после его выполнения. Так что между необходимостью немедленного выполнения Указа и работой собственного сознания, которое действует «питаясь всеми энергиями пространства», нет ни малейшего противоречия.
Как пишет Павел Беликов, «… кроме Указов, требовавших немедленного выполнения, Николай Константинович получил также Наставления, в которых раскрывалась дальнейшая перспектива действий, связанных со Служением, давались советы и предупреждения. Примером такого наставления служит стихотворение „Ловцу, входящему в лес“. Вообще подавляющее большинство стихов Рериха есть своего рода „наставления“ от Старшего младшему. Напоминаем ещё раз, что не случайно они собраны в книге под названием „Цветы Мории“. К сожалению, на это не обращают должного внимания даже самые рьяные поклонники „Агни Йоги“, для которых последняя начинается лишь с 1920 года. В „Ловце“ эта связь особенно ярко выражена и не оставляет места для сомнения, само начало уже перекликается со вступлением к „Зову“. Если в „Зове“ преамбулой служат строки: „В Новую Россию Моя первая весть, ты, давший Ашрам, ты, давшая две жизни, — возвестите“, то „Ловцу“ предваряют следующие строки»:
Дал ли Рерих из России —
примите.
Дал ли Аллал-Минг-
Шри-Ишвара из Тибета —
примите.
Я — С НИМ.
В стихотворении Рерих уподоблен «Ловцу», который принуждён охотиться в лесу. Этим даётся ясный намёк на то человеческое общество, где ему надлежит временно пребывать. Наметив себе «большую добычу», он укреплял свои сети трудом, другими словами — «руками человеческими». Здесь же следует предупреждение, что при малейшей ошибке, при неумении пользоваться орудием лова, есть опасность превратиться из ловца в простого загонщика. Даются советы, какие качества нужно воспитывать в себе, дабы избежать этого. Необходимо быть всегда начеку и, почувствовав врага, нападать, а не защищаться, ибо «сильны нападающие и бедны оправдывающиеся». Мужество и знание, ради чего вышел на лов и что предшествовало этому (намёк на настоящее и прошлые воплощения), уберегут от ненужных огорчений. Так как:
И ты проходишь овраг
только для всхода на холм.
И цветы оврага — не твои
цветы. И ручей ложбины не
для тебя. Сверкающие водопады
найдёшь ты. И ключи родников
освежат тебя. И перед
тобой расцветёт вереск
счастья. Но он цветёт
на высотах.
И будет лучший загон не
у подножья холма. Но твоя
добыча пойдёт через хребет.
И пылая на небе, поднимаясь над
вершиной, она остановится.
И будет озираться. И ты не
медли тогда. Это твой час.
Как мы убеждаемся, слова эти оказались пророческими. Даже пожелав «спуститься в долину», дабы закончить свою миссию, Рерих умер в горах. Его «час», его «улов» оказался больше его земных достижений и не был ими омрачён.
Дальше мы узнаём, что вместе с Учителем шла подготовка к «лову». Что нужно было познать океан жизни до того, как приступать к лову, и что Учитель наставлял его на это. Без руководства Учителя не было бы нужных достижений, но и Учитель без Ловца не познал бы радости счастливого лова. Так утверждалась ценность сотрудничества, в котором ученик и Учитель взаимно связаны, взаимно помогают друг другу.
Учитель выражает уверенность, что его ученик выполнит данное задание, несмотря на трудности пути, что он увлечёт за собою многих, даже не подозревающих о наличии Плана Владык:
Не разгласи о лове незнающим
о добыче. В час огорчения, в час
бедности они наймутся
загонщиками и через заросли
примут участие в лове.
Этому наставлению Николай Константинович Рерих всегда следовал. Он не выпытывал у людей, во что они верят и как именно они верят: для него существенным было, как они живут и что они делают. Потому тысячи «загонщиков» шли за ним и, как знать, не станут ли они все со временем «ловцами»?.. Для Рериха было не столь важным, что тот или иной сотрудник не разделял полностью его мировоззрения. Да и много ли их было — таких, кто в полной мере возвышался до этого?.. Для него самым важным оставалось сознание человека относительно строительства Нового Мира: пригоден ли человек войти в него сам и поведёт ли за собой других. Эта мера вещей преобладала в оценках Рериха. С этой мерой подходил он к людям.
Далее в стихотворении Рерих предупреждался о неизбежности циклов подъёма и упадка сил. Это — закон Космоса. Надо понять его и действовать осмотрительно:
Не внимай часам
утомления. В эти часы ты
не ловец. Ты — добыча! Вихрь
пройдёт. Промолчи. И опять
возьмёшь рог свой. Не опаздывая,
не бойся опоздать. И настигая,
не оберни голову. Всё понятное
непонятно. И всё объяснённое
необъяснимо. И где предел
чудесам?..
Так даётся понятие об относительности человеческих знаний, где каждая ступень открывает следующую, каждое понятое положение открывает непонятые, но вытекающие из него. Их все надо пройти. Мало того, нужно разуметь и считаться с тем, что многие проходят ступени, уже пройденные тобой, и в то же время многие находятся на ступенях, тебе ещё недоступных.
Нет предела чудесам, ибо перед тобой — Беспредельность.
Завершается наставление утвердительными строками, обращёнными к Рериху, ибо он уже трижды призывался на служение в Братстве и знает радость выполнения долга:
Знающий ищет. Познавший —
находит. Нашедший изумляется
лёгкости овладения. Овладевший
поёт песнь радости.
Радуйся! Радуйся! Радуйся!
Ловец,
трижды позванный.
Идти «трижды позванному» легче, поскольку он уже накопил в Чаше Сердца богатый опыт служения. В Елене Ивановне и Николае Константиновиче Рерихах Учитель был уверен, так как они уже неоднократно призывались, и земные их воплощения находились под неусыпным наблюдением Владык.
Под «Наставлением Ловцу, входящему в лес» стоит дата — 15 апреля 1921 года. Книгу же «Цветы Мории» замыкает другая дата — 1920 год. Почему же 1920 год, когда в книгу вошли стихи 1907–1921 гг.? Не исключено, что эта дата указывает на то время, когда была начата запись Учения, предназначенная для публикации (24 марта 1920 г.). Это ещё раз подтверждает тесную связь стихотворений Рериха, включённых в сборник «Цветы Мории», с Учением Живой Этики. Так что, с какой бы стороны мы ни посмотрели, «Цветы Мории» должны рассматриваться в качестве прелюдии к Учению. В них отражён буквально весь предварительный путь семьи Рерихов, который является примером для каждого, кто стремится к познанию Истины. Пройти суждённый путь надлежащим образом учит книга «Цветы Мории», и в этом её величайшая, забытая или не понятая с самого начала, ценность.
Особенно это касается стихотворения «Наставление Ловцу, входящему в лес». В нём мы находим те качества, которые необходимы для ученика: глубокое осмысление атмосферы окружающего «леса», принятие присутствующего в нём Учителя и сердечная вера в него. Всё это Рерих передаёт в запоминающихся художественных образах, ибо он знает, о чём говорит, и имеет право обращаться к себе от Имени Учителя. Это право он заслужил ещё в прошлых своих земных жизнях, о которых получил возможность вспомнить, чтобы и в настоящей утвердить себя на избранном пути:
Но пойдёшь
ты вперёд, ловец! Всё
оставленное позади — не твоё.
И ты знаешь это так же,
как я. Ибо ты знаешь всё.
И припомнить всё можешь.
Николай Константинович, действительно, знал о своих прошлых воплощениях. В письме к Владимиру Шибаеву от 30 апреля 1922 года он пишет: «Жена моя видит перевоплощения. На мне она видела 10 ликов. Особенно яркий китайский III века до Р. X. и тибетский около 200 лет тому назад». Он, «трижды позванный», знал по опыту прежних жизней, что нелегка задача, стоявшая перед ним. Ему предстояло сплотить представителей разных мировоззренческих и политических направлений — в едином круге Культуры. «Ловцу» нельзя было прельститься «лёгкой добычей». Каждый привлечённый сотрудник имел право и основание думать, что он служит «Господу Богу своему», и нужно было с этих позиций убедить его служить «Богу, Единому для всего человечества».
«Наставление Ловцу, входящему в лес» является некоторым повтором пройденного пути, напоминанием о прошлых достижениях — перед тем, как пуститься в новую нелёгкую дорогу через густой «лес» человеческих несовершенств.
«Лес» — это человеческое общество как оно есть. В него необходимо войти, чтобы исполнить поручение и успешно возвратиться на горные вершины с новой добычей. И именно так воспринял «Наставление» Рерих, который каждое погружение в «дела человеческие» считал необходимым условием подлинного служения, ибо только в «лесу» скрывалась «добыча». Каждый дух, даже с самыми высокими достижениями в прошлом, обречён на блуждание в текущем воплощении, ибо воистину велик разрыв между мирами. Погружаясь в пучину человеческого общества, Рерих знал, что там он найдёт как тех, кто уже ждёт его и сразу безоговорочно примет Слово Истины, так и тех, кто примет это Слово через трудное преломление временно существующих общественных формаций, мнений и догм.
О том, что везде ждёт «улов», так как нет на земле места, куда бы не проникала Мысль и Воля Владык, Рерих говорит в стихотворении «Дар», написанном им в Америке 22 января 1922 года:
Мутны волны, и бурно море.
Неужели и здесь должен быть
наш улов? И здесь должны
мы закинуть сеть нашу.
Иначе лишимся пропитания
нашего. В жёлтые волны
бросили мы нашу сеть.
Вес её стал отягчаться.
Ах, сколько ила и грязи
соберёт наша бедная пряжа!
С трудом извлекаем наш
тяжёлый улов. Усмешка судьбы!
Она бросила нам все ненужные
вещи. Звёзды морские и мёртвые
крабы для еды непригодны.
Но среди хлама мелькнул
блеск чешуи. Господи, даже
среди мутного моря всё же
послал нам золотую
рыбку. Но мало того, среди
грязи мы находим
замечательный ящик. Дома,
только там, за порогом,
мы раскроем его. Сладость
какая — нести запечатанный дар!
Рерих находит «запечатанный дар», то есть Слово Владыки, даже среди бурного американского образа жизни. Находит он там и верных сотрудников.
Сразу же по выходе книги «Цветы Мории» из печати Рерих пишет Владимиру Шибаеву: «В Берлине только что вышла в пользу голодающих в России моя книга „Цветы Мории“. Просите выслать её Вам и, если можно, распространите в Лондоне. Эта книга издана по указанию Мастера».
… Книга эта, несмотря на имя Учителя в её заглавии и более чем прозрачное предисловие, до сих пор остаётся не до конца понятой. Слова предисловия: «И мы знаем, что эта поэзия тайны, мужества и любви будет настольной книгой каждого русского и напомнит о долге утоления русского голода» — зачастую принимаются буквально. Как будто только лишь о «хлебе насущном» заботился Николай Рерих для его родной России и только для этого дал такое название своим стихам. Даже люди, искренне принимающие Рериха за Посланца Белого Братства, истолковывают его стихи как не имеющие ничего общего с Учением Живой Этики. К примеру, не однажды приходилось слышать мнение, будто цикл «Мальчику» есть не что иное, как родительское обращение Рериха к своим сыновьям, Юрию и Святославу. Спрашивается, зачем же было широко опубликовывать его? Да ещё в общем заголовке ставить Имя Учителя?.. Конечно, это не так. Вернее сказать, каждый из нас является «сыном» Владыки, и каждому из нас Рерих передаёт в своих стихах опыт приближения к Учителю, опыт общения с Ним.
Разумеется, стихи Николая Константиновича Рериха ещё нуждаются в глубоком последовательном осмыслении со стороны читателей. Только сопоставляя их с постепенным ростом своего духа, мы можем, в конце концов, правильно их понять. Может быть, тогда будет меньше грубого, панибратского отношения к Учителям Востока. Как и слепого, бездумного поклонения. Они не нуждаются в нём, призывая лишь к сознательному сотрудничеству, основа которого — Любовь ко всему сущему.
Стихи Николая Константиновича Рериха указывают, какую колоссальную работу над собой следует проделать каждому из нас, чтобы принять участие в этом сотрудничестве. До того, как получить Весть от Учителя, многое надлежит продумать и прочувствовать, всесторонне подготовить себя к верному пониманию действий Учителя, всегда направленных на общее благо, а не на благополучие отдельных личностей. И ещё: необходимо учиться задавать Учителю вопросы и быть готовым получить или не получить ответ. Либо получить его в форме загадки, разгадать которую удастся, может быть, лишь много лет спустя. И только когда будет понято, что делается это не из прихоти Учителя, а для соблюдения Кармических законов, можно рассчитывать на регулярный диалог. Почувствовать близость Учителя можно, лишь ощутив разницу между собственным узким человеческим мышлением и Космическим, «симфоническим» мышлением Владык, которые всегда обозревают целый комплекс проблем, связанных с эволюцией планеты Земля. Вот почему сказано, что Посланцев Белого Братства иногда можно одновременно обнаружить в двух враждующих между собою человеческих группах. Ни одна из них не осознаёт поставленные эволюционные задачи полностью, но каждая в определённой мере соответствует общему Плану эволюции. И пока человечество будет идти разными путями, на этих различных путях оно и будет получать помощь Владык. Помощь эта, конечно, будет касаться лишь отдельных деталей, способствующих выходу из рамок человеческой ограниченности.
Направляемые отдельным личностям Указания из Тонкого Мира могут напоминать об очередных задачах, об отдельных событиях, предупреждать об ошибках, наставлять на истинные пути. Но беда, когда человек в заблуждении своём начинает считать, будто эти пути показаны всем, будто в следовании им заключено немедленное спасение всего человечества. Дело в том, что далеко не всё, получаемое из Высшего Мира, является Истиной для всех, далеко не каждый, кто в силу Кармических заслуг получил Весть или Предупреждение Владык, тем самым приближается к Нему и может рассчитывать на постоянную связь в качестве Вестника для человечества. Подобных обольщений множество, и преодолевать их труднее всего. Открытая часть Истины всегда опаснее полного незнания, зачастую это совсем не учитывается людьми. Полного же знания, по многим причинам, дать нельзя: человек не вместил бы его в сознание в силу своей земной ограниченности и наделал бы ещё больших бед, чем в том случае, если бы не знал ничего или ведал бы частично. Из возможных неприятностей, грозящих в случае непонимания, выбирается меньшая. Так выдача новых знаний человечеству всегда сопряжена с риском.
… Рерихам, как призванным «ловцам», также суждено было блуждать по «лесу», однако при своих кармических связях они не могли в нём заблудиться. Они, как и все, могли ошибаться, однако были гарантированы от смертельного предательства. С ранних детских лет они находились под наблюдением и покровительством Учителя и, не однажды позванные на служение в прошлых жизнях, в настоящем воплощении неукоснительно выполняли вручённую миссию.
Приближение в прошлых жизнях и прямое поручение в текущем воплощении даёт право на установление постоянной связи с Учителем, на Его постоянное руководство. Но это совсем не значит, что План Владык открывается исполнителям моментально во всех своих деталях. Всегда происходит поэтапное пояснение миссии. Не по причине недоверия, не потому, что открыть План сразу в полном объёме было бы опасно, а потому, что его выполнение всегда зависит от свободной воли людей.
Нельзя забывать о подвижности Плана, о многочисленных коррективах, вносимых по мере его выполнения. Ведь, в конце концов, всё зависит от вольного выбора людей, судьба планеты находится в их руках — сколь ни сложно поверить в этот факт… И невозможно с точностью предсказать, каков будет окончательный выбор, как именно придётся действовать, чтобы вовремя выступить со спасительным (и, вместе с тем, не затрагивающим свободной воли) вмешательством.
Всего этого большинство людей как раз и не допускает. Для них Владыки — облечённые непререкаемым авторитетом Пророки, и сказанное Ими пятьсот лет тому назад не подлежит пересмотру (хотя сами же люди в течение этого времени не только пальцем не шевельнули, чтобы благое пророчество исполнилось, но даже всеми силами противодействовали его выполнению, впадая во всевозможные помрачения разума). Люди предписали событиям свой собственный ход и поставили себе в заслугу верность Слову, которого не послушались, которое уже заменено Другим.
В Учении по этому поводу сказано: «Мы можем позвать, Мы можем показать картины соответственного направления, но применение Нашего Зова предоставлено доброй воле». («Листы Сада Мории», книга 2, ч. 2). И ещё: «Что есть пророчество? Предуказание определённого сочетания частиц материи. Потому пророчества могут быть выполнены, но и испорчены непригодным отношением, совершенно как при химической реакции. Именно это не могут понять люди, хотя вместили значение барометра. Можно пророчества разделить на срочные и бессрочные. Когда мы имеем дело со срочным пророчеством, значит, надо понимать все условия междусрочные. Большой срок состоит из малых сроков, потому правильно соблюсти малый срок. Нужно помнить, что тёмные работают над малыми сроками, пытаясь осложнить большой. Могут ли пророчества остаться невыполненными? Конечно, могут. У нас целое хранилище упущенных пророчеств. Истинное пророчество предусматривает лучшую комбинацию возможностей, но их можно упустить. Тема об исполнении пророчеств очень глубокая, в ней соединены кооперация и высшее знание духа». (цикл «Агни Йога», книга «Община», §§ 24–25).
Выполнение Плана Владык разделено на две части — стратегию больших сроков и тактику малых сроков. Очень много Указаний даётся по малым срокам, хотя их-то как раз реже всего выполняют.
Следует ли в таком случае вообще выдавать их?.. Не только следует, но и необходимо. Они стимулируют людей на более активные действия, создают нужные предпосылки. Таким образом, творится благоприятная атмосфера, и какая-то часть общего Плана реализуется или переносится на ближайшее будущее. От выполнения малых сроков зависят сроки большие, то есть стратегические. Предусмотренное ими должно быть выполнено более или менее точно, передвижки возможны лишь во времени. (Не касается это Планов Вселенского характера: их сроки непреложны, поскольку связаны с эволюцией или правом на существование иных планет).
Большие сроки Плана выдаются гораздо реже и лишь в общих чертах, ибо их выполнение требует особых знаний и особенной преданности. Требуется при этом и мужество, так как надо не дрогнуть духом, наблюдая, как рушатся малые сроки, и менять тактику наступления. Для этого необходим уже не спонтанный контакт с Миром Тонким, а закономерный, глубокий, основанный на приближениях во многих воплощениях.
«Для важных поручений Мы соединяем гармонических людей — их батарея особенно сильна». («Листы Сада Мории», книга 1, 1921 г.).
Так Николай, Елена, Юрий и Святослав Рерихи были соединены Учителем в единую семью, чтобы на большом отрезке времени показать людям План Владык в действии. Они знали не только малые и большие сроки, но также и соотношение между ними, взаимосвязь Большого и Малого. Все изменения малых сроков учитывались ими, и срок большой выполнялся с учётом всех изменений. Они являли пример Живой, Движущейся Жизни, а не мёртвых, законсервированных догм.
В связи с этим хочется напомнить о неразумности попыток разъединить то, что было соединено самим Владыкой. А такие попытки делаются постоянно. Вам известно, как часто обсуждается так называемое «главенство» среди Рерихов. В то время, когда трое из них уже покинули этот мир, а на четвёртого — Святослава — легла задача продолжить их дело, среди «рериховцев» нашлось немало любителей указывать, что и как надо делать, дабы Учение Живой Этики достойным образом входило в жизнь. Вопрос «старшинства» затрагивался не раз, и сейчас скажем только, что Елена Ивановна не смогла бы одна выполнить порученное ей, если бы не было рядом Николая Константиновича и двоих сыновей. На всём протяжении их жизни шла слаженная общая работа, осознанное общее делание того, что можно назвать претворением Плана Владык.
А следовать за постоянным изменением, за постоянно вносимыми в План коррективами было нелегко. Тяжесть эта испытывается до сей поры. Известно, как внимательно и с какой ответственностью следила Елена Ивановна за всеми событиями, как чутко она прислушивалась к каждому явлению Тонкого Мира, сопоставляя его с явлениями здесь, на Земле. Она знала, что один человек не в состоянии охватить всего происходящего в мире, что для эволюции используются тысячи источников, что во всех странах и на всех языках Земли звучит слово Истины. Знали это также и все Рерихи, когда им было поручено распространение Агни Йоги как Учения синтезированного, совмещающего в себе всё ранее сказанное и не претендующего что-либо зачёркивать. Агни Йога оставляет место и для всего нового, что только должно ещё прийти: «Спросят — почему учение не имеет законченных положений? Отвечайте, ибо в законченности смерть». Яснее и короче нельзя сказать.
Начало записям «Живой Этики» было положено в 1920 году в Лондоне. Первоначально они носили отрывочный характер. Лишь в Америке Елена Ивановна приступила к регулярным записям. Не исключено, что сначала записи делались только для себя, появившись в результате сеансов общения с Учителем. Когда записей набралось достаточно, пришло Указание издать их. Первое упоминание об этом имеется в письме Рериха Владимиру Шибаеву от 31 мая 1922 года. «Вчера нам было указано М. издать его message отдельной книгой — „Листы Сада Мории“ и сделать это через Вас в Риге», — пишет Рерих Шибаеву, который к этому времени переехал из Лондона в Латвию. Однако обстоятельства изменились. Книга была напечатана в Париже и помечена 1924 годом, хотя 7 марта 1923 года Рерих сообщает Шибаеву: «Сегодня же была принесена первая корректура Книги. Значит, в апреле сможем послать её Вам, а за лето напечатаем в Берлине». 23 сентября 1923 года Николай Константинович пишет Шибаеву: «Вчера послал Вам Книгу, остальные экземпляры вышлю с „Адамантом“. Вышлю и санскритское изречение — выдавая Книгу, наклейте изречения, закрывая им название типографии в Париже». Книга была отпечатана в типографии «Франко-Русская печать». Очевидно, принадлежность типографии к определённой политической группе могла быть для кого-то неприемлемой. Впоследствии Рерих указал, чтобы из книги была изъята первая страница с обращением: «В Новую Россию Моя первая весть». Слишком уж прямо было здесь сказано, куда и через кого даётся Учение. Раскрывать это с первой же страницы было преждевременно, а в условиях жизни Запада — даже опасно. Кроме того, это могло отпугнуть многих нужных сотрудников. Не забудем, что в 1920-х годах взгляды людей на Советскую Россию были, в основном, отрицательные. То же самое сделал Николай Константинович в своей книге «Цветы Мории», изданной в Нью-Йорке в 1929 году под названием «Огненная чаша». Начальные строки из «Наставления Ловцу, входящему в лес»: «Дал ли Рерих из России — примите» — были заменены строками: «Дал ли Рерих — примите», а предшествующие предисловию строки:
Поверх всякой России есть одна
незабываемая Россия.
Поверх всякой любви есть одна
Общечеловеческая любовь.
Поверх всяких красот есть одна красота,
Ведущая к познанию Космоса. —
вообще в книге «Огненная чаша» отсутствуют.
Таким образом, на Западе связь между даваемым Новым Учением и обновлённой Россией не только не подчёркивалась, но даже замалчивалась.
Книга «Листы Сада Мории», распространённая в западных странах, начиналась с даты: «Лондон, март 24, 1920 г.», с обращения Учителя к ученикам и Его Указа — оставить все предрассудки, мыслить свободно и не уходить от жизни.
В дальнейшем тексте есть много намёков и прямых указаний на то, какой стране и какому народу даётся Учение, и что именно этот народ будет воплощать Его в жизнь.
В истории человечества уже были примеры того, как группа объединённых одной идеей стран несла миру новые мысли, которым суждено было изменить условия жизни на Земле. К сожалению, эволюция человечества протекает очень неравномерно. Люди, далеко ушедшие в своём развитии, соседствуют на Земле с людьми, неизмеримо отставшими интеллектуально. Мало того, существуют интеллектуально развитые, но при этом глубоко безответственные в нравственном отношении учёные — и, наоборот, интеллектуально невежественные, но истинно нравственные люди, тонко чувствующие, где Добро, где Зло. И всё это соседствует друг с другом, и должно уживаться, и идти в чём-то друг другу на уступки…
Основная, необоримая на данном этапе трудность Высшего Водительства, собственно, и заключается в грандиозной по своему диапазону шкале различных человеческих сознаний, вырабатывающих непримиримые между собой мировоззрения. При этом в каждом из существующих мировоззрений есть доля Правды для определённой ступени эволюции, но пока нет Истины, единой для всех…
Маргарита Серебрянская, председатель Общественного Союза «Совесть»
Источник: Центр гражданских инициатив Звезда Крама