Сотрудники Кременчугского Рериховского общества из фондов Музея жизни и творчества семьи Рерихов экспонируют две выставки «Пакт Рериха – Мир через Культуру»: в музее и библиотеке Кременчугского педагогического колледжа им. А.С. Макаренка. Выставки приурочены к 85-летию Международного договора по защите культурных ценностей, который назван именем Николая Константиновича Рериха, являющегося его инициатором
В музее посетители выставки могут познакомиться с фотоматериалами Пакта Рериха, репродукциями картин Н.К. Рериха , информационным материалом, прослушать экскурсию. Вся выставка состоит из 4-х разделов: «Всемирное признание Пакта Рериха», «Священный знак в веках и культурах», «Знамя Мира несет лучшее Будущее», «Актуальность Пакта Рериха».
Н.К. Рерих относится к выдающимся деятелям русской и мировой культуры. Личность многогранного таланта, великий художник, уникальный философ, известный ученый, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель мирового масштаба, миротворец XX столетия.
Остановить разрушение ценностей культуры у Николая Константиновича возникает мысль в 1903-1904 годах после путешествия по древнерусским городам, во время которого он видел как тихо разрушаются культурные ценности. Рерих начинает борьбу по их защите. В разных издательствах выходят его статьи на темы охраны памятников, протесты против их разрушений и недобросовестных реставраций. С этой идеей Рерих выступает в годы Первой мировой войны, во время которой уничтожаются накопленные веками духовные и материальные сокровища.
Звучат его призывы ко всем нациям. Рерих обращается к правительству США выступить с протестом против варварского разрушения ценностей культуры, обращается с документами к императору Николаю II о необходимости охраны культурных сокровищ, от имени преподавателей Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств пишет письмо к президенту Франции с сочувствием и болью на разрушение Реймсского собора.
Объекты культурного наследия – ценности Культуры, являются хранилищами энергетики Культуры, основу которой составляет энергетика Красоты, которую академик Л.В. Шапошникова отмечала как энергетическое начало творчества, как силу, преображающую и утончающую земную материю, сознание и мышление человека; как сердце Культуры.
В Культуру Рерих вкладывал особый смысл. Он понимал ее как почитание Света, как любовь к человеку, как сочетание жизни и Красоты, как человечность, сердечность. Понимал как духовную основу бытия отдельного человека, как средство выживания всей планеты. Падение Культуры во всемирном масштабе, которое мы наблюдаем сейчас, влияет негативным образом на эволюцию человечества. Николай Константинович отмечал значение Культуры как опоры и основы эволюции, поэтому считал, что Культуру надо не только развивать, но и защищать. Где процветает культура, там утверждается мирное сосуществование в содружестве и сотворчестве, а значит, расширение пространства культуры неминуемо ведет человечество к миру. Претворению этой идеи в жизнь была посвящена многогранная деятельность Н.К. Рериха.
Человечество задыхается от военных конфликтов и войн, смертоносных эпидемий, экологических и экономических кризисов, причиной которых, как утверждает Рерих, является кризис Культуры.
« Все мечтают о мире,- пишет Рерих, — о крепком мире, но он не придет через международную полицию, не установится запретами и угрозами. Желанный мир придет только через Культуру».
Николай Константинович возвращается к идее защиты сокровищ Культуры после Центрально-Азиатской экспедиции, во время которой он отмечает гибель многих религиозных храмов, монастырей, их реликвий на территории Китайского Туркестана, Тибета, Монголии. Рерих приходит к выводу, что этот вопрос надо решать на международном уровне, защищать ценности Культуры во всем мире.
Первый раздел выставки «Всемирное признание» информирует зрителя об истории Пакта и его подписании
В 1929 году Н.К. Рерих с доктором международного права Парижского университета М.К. Шклявером готовит и публикует на нескольких языках проект Договора о защите культурных ценностей.
Для продвижения идей Пакта в Нью-Йорке, Париже, Брюгге создаются Комитеты Пакта и Знамени Мира. Во многих странах в его поддержку создаются объединения. Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, Т. Манн, А. Эйнштейн, король Югославии, король Бельгии, Папа Римский и многие другие поддерживают идею М.К. Рериха. Проект Пакта получает мировое признание.
О резонансе, вызванном предложением Рериха, говорит выдвижение художника на получение Нобелевской премии мира в 1929 году. Проводятся три международные конференции, посвященные Пакту, фотографии которых представлены в этом разделе. Был основан Международный союз, который также выступал за принятие Пакта всеми странами мира.
15 апреля 1935 года в Белом доме в присутствии президента Рузвельта Соединенные Штаты Америки и представители 20-ти стран Пан — Американского Союза подписали «Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха).
В рамках Договора было утверждено, предложенное М.К. Рерихом знамя для определения охраняемых объектов, которые будут рассматриваться в качестве «международной нейтральной территории». Знамя, как его задумал Рерих, «имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения», которое получило мировое признание как Знамя Мира.. Три круга, символы вечных ценностей – Знания, Красоты и Любви, в круге Культуры; как прошлое, настоящее и будущее в круге Вечности
Пакт Рериха действует как в мирное, так и в военное время. Основной идеей Пакта Рериха является — Мир через Культуру. Репродукции картин Н.К. Рериха, среди которых есть пророческой «Предвоенной» серии, предупреждающие о Второй Мировой войне, подтверждают необходимость защиты культурных ценностей.
Среди них: две репродукции картин «Армагеддон» (1936 г. и 1940 г.), «Зарево» (1931г.), «Огни Тимура» (1940 г.), «Весть Тирону» (1940г.) 1942 год представлен репродукциями картин «Поход Игоря» и «Победа». В 1942 году, в самом начале, когда еще никто не мог думать об исходе войны, Рерих пишет полотно
Второй раздел — Священный Знак в веках и культурах
«Знак триединости оказался раскинутым по всему миру,» — писал Николай Рерих. Будучи еще и одним из величайших археологов своего времени, он прекрасно знал насколько древний и встречающийся у всех народов знак, который он взял для Знамени Мира. «Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия, — писал Рерих в очерке «Знамя Мира», -… Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских».
Представлены репродукции картин Н.К. Рериха, среди которых четыре связаны с темой Пакта, где изображен Знак: «Орифламма», «София Премудрость», «Чинтамани», «Белый конь».
Третий раздел – Знамя Мира несет лучшее Будущее
«Без культуры не может быть международного согласия и взаимопонимания, потому что Знамя Мира содержит все тонкие концепции, которые приведут народы к принятию культуры… Человечество не может процветать без знаний и величия культуры. Знамя Мира откроет Врата в лучшее Будущее. <…> Поистине, спасение в культуре. (Иерархия, 331)
Определение Знамени Мира как новой ступени человечества связано с целым рядом эволюционных задач нашего времени и, прежде всего, с культурой как основой космической эволюции человека.
Фотоэкспозиция в данном разделе выставки свидетельствует о распространении идей Пакта Рериха – Пакта Культуры и Знамени Мира, об осознании первостепенной важности Культуры, о призыве к сотрудничеству под Знаменем Мира.
Знамя Мира поднимают в различных точках Земли. Знак Мира был поднят в ООН, музеях и культурных центрах мира, на Северном и Южном полюсах, на Эвересте и других вершинах мира, на самой высокой точке Украины — горе Говерла. В 1990 году впервые в космос было поднято Знамя Мира. В 1997 году Знамя Мира, доставленное на борт станции «Мир», в течение года сопровождало работу многих международных экипажей.
Наш современник, космонавт Павел Виноградов, участник космического полета со Знаменем Мира на борту станции «Мир», сказал: «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство культуры навсегда вытеснило пространство войны и вражды с нашей планеты». Космонавт А.А. Леонов назвал Знамя Мира «символом человеческой совести и справедливости». Американский астронавт Майкл Фоэль сказал: «Мы поднимаем Знамя Мира в космос, чтобы еще раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты».
Четвертый раздел – Актуальность Пакта Рериха
Пакт Рериха был предложен мировому сообществу накануне Второй мировой войны, когда росли военные конфликты, поднимал голову фашизм. Страшная трагедия Второй мировой войны, во время которой были уничтожены миллионы людей, разрушены памятники культуры, подтвердила, насколько необходим Пакт Рериха. В 1950 г. Комитет Пакта в Нью-Йорке вручил ЮНЕСКО копию Пакта со всей документацией по истории Знамени Мира.
14 мая 1954 г. конференция ЮНЕСКО и ООН в Гааге приняла «Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Идеи Пакта легли в основу этой Конвенции, которую Украина подписала в составе СССР, двух протоколов к ней (1954 и 1999 годов) и Конвенции ЮНЕСКО о защите всемирного наследия, которая была принята в 1972 году.
Конвенция, ратифицированная большинством стран мира, по существу является развернутым вариантом Пакта Рериха, но в отличие от последнего, предусматривает защиту культурных ценностей только в военное время.
Сегодня, в XXI веке, проблема утраты культурных ценностей не стала менее острой. Вооруженные столкновения, локальные военные конфликты, гибель самых ценных сокровищ искусства и их создателей сделали очевидной необходимость научиться бескровным способом разрешать различные конфликты. Идеи Пакта Pериха, которые подтверждают безоговорочную защиту исторических памятников, научных, художественных, образовательных, культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, сегодня становятся особенно актуальными. Идея Н.К. Рериха «Мир через Культуру» — идеальна как никогда.
Человечество должно суметь использовать энергетику духовных накоплений Культуры, культурных сокровищ человечества. «Мир, живет там, где живет истинная Культура», — утверждал Н.К.. Рерих. В противном случае будут происходить разрушения ценностей Культуры, о которых и напоминает фотоэкспозиция данного раздела.
Вторая выставка «Пакт Рериха – Мир через Культуру» , экспонируемая в библиотеке Кременчугского педагогического колледжа им. А.С. Макаренка, знакомит студентов с важнейшим эволюционным действием Рерихов, направленным на сохранение и укрепление Культуры и мира на нашей Планете.
В этом варианте выставки зритель знакомится на банере с фотоэкспозициями согласно тематических разделов, подробной информацией о Пакте Рериха, основной идеей которого является – Мир через Культуру. Далее находятся репродукции картин Н.К. Рериха, многие из которых связаны с темой Пакта.
Рерих указал путь и дал ключ к миру. Он писал, что Знамя Мира внесет в сознание важнейший стимул – стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что утверждает эволюцию человечества. Только принятие ведущей роли Культуры человечеством есть залог мира на Земле.
Это означает, что наибольшую актуальность приобретает воспитание культурного поколения, которое не позволит выкорчевать вехи эволюционного пути и разрушить планету, а спасет ее, облагородит своим трудом и устремит к Красоте. Для этого великого служения и был предложен Пакт Рериха и Знамя Мира.
Сегодня работу по распространению идей Пакта Рериха и Знамени Мира активно проводит Международный Центр Рерихов. Своей многолетней культурно-просветительской, научной и миротворческой деятельностью Международный Центр Рерихов формирует на планете пространство истинной Культуры и мира , что объединяет многих людей, организаций разных стран и континентов на основе универсальной миротворческой идеи Николая Рериха о Мире через Культуру.