Главная дата 2020 года для нас, россиян, это, конечно, 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Но с этой великой датой кровно связаны и две другие: 100-летие создания нравственно-философского учения Николая Константиновича Рериха «Живая Этика» и 85-летие Пакта Рериха. Николай Константинович «был личностью широчайшего диапазона. Великий художник, выдающийся ученый, уникальный философ, известный путешественник и общественный деятель мирового масштаба, он сродни гигантам эпохи Возрождения». (Из статьи Л. В. Шапошниковой «Рерихи»)
Любовь к истории, стремление узнать истоки нашей культуры возникло у него в ранней юности. Еще в 1899 году он начал говорить о необходимости охраны памятников культуры. Позднее, совершив вместе с женой, Еленой Ивановной, путешествие по древним русским городам, он увидел в русской культуре начало, объединяющее Запад и Восток. Рериха особенно притягивала Индия. Сумев войти внутрь индийской духовной жизни, супруги Рерих стали сотрудниками философов – Учителей, Махатм. Учение Живой Этики, созданное в ХХ веке, глубоко уходит корнями в древнюю философию, но связано с духовным движением нового времени, культурно-духовной эволюцией человечества. Живая Этика говорит о расширении этической ответственности человека в условиях научно-технического прогресса. С идеями Живой Этики непосредственно связано «Знамя Мира» — символ Пакта Рериха о защите культурных ценностей во время войны. Три красных круга на белом фоне, заключенных в одном большом круге, говорят о Триединстве: прошлого, настоящего, будущего; этики, науки, искусства; трех состояний материи; человека, планеты, космоса. Особенно символично в этом смысле, что Знамя Мира вышло в 2016 году на космическую орбиту, и наши космонавты осуществляют свои исследования Вселенной под его сенью.
Это символическое Знамя появилось в 1935 году, когда 15 апреля в Вашингтоне был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Этот международный договор получил название Пакта Рериха. Истоки этих идей – в глубокой любви Николая Константиновича к истории и культуре своей страны. Осознав ценность любой – не только русской – национальной культуры, он пришел к пониманию мирового значения культурного наследия ВСЕХ народов.
После Второй мировой войны Пакт Рериха послужил основой для Заключительного акта Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Идеи русского философа и подвижника культуры обрели жизнь. С особой остротой идеи мира, противодействия насилию и мраку, которые несет человечеству фашизм, идеи сохранения культурных ценностей проявились в творчестве Николая Константиновича Рериха в годы Великой Отечественной войны. Он написал целую серию очерков о героизме нашего народа в борьбе с врагом. В июле 1941 года Н.К. Рерих писал: «И фашисты, и их приспешники… получат по заслугам. А русский народ стоит на месте геройском. Этот подвиг укрепит в истории культуры одно из самых чудесных мест». Эти очерки Рериха-публициста полны любви к Родине и непоколебимой веры в духовную силу русского народа, как и картины Рериха-художника.
«Настасья Микулична» (1943 г.) — это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. <… > Она в доспехе, но не вооружена, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она…»
«Победа (Змей Горыныч)» (1942 г.) – переосмысление древнего мифа. Герой в славянской одежде отрубил голову чудовища, олицетворяющего фашизм. На заднем фоне гора Белуха, священное место силы, напоминающее о том, что Небесное Воинство на стороне добра и света».
«Ковка меча (Нибелунги)» (1941 г.). «Как выросло непобедимое воинство! Как трудовое содружество спаяло народы в одну созвучную семью! <…> Идет великая стройка. Одни богатыри преодолевают врага, другие куют мечи… для преуспеяния на славное будущее. Победное воинство есть и воинство культурное. Великое дело! Славное достижение!» Развернулись блистательные крылья Победы!» Н. Рерих.
Созвучны этим мыслям и письма Елены Ивановны Рерих. «… Пережила Россия Смутное время, переживет и эту страду. Велик дух ее народа и в страдании и исканиях обретет он мощь непобедимую. Так суждено». (Из писем Е. И. Рерих. 1937) Елена Рерих предвидела и тяжелые испытания, и предстоящую Победу нашего народа. «Человечество вступило в новую фазу мировой войны, и эта фаза принесёт много неожиданностей. Я знаю о конечной победе моей страны, но знаю и те трудности, которые придётся ей ещё перенести»… (Письмо написано 5 июля 1941 года.) Репродукции картин Н. К. Рериха стали основой для выставки, посвященной 85-летию Пакта об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Выставку можно увидеть в Зале искусств Центральной городской библиотеки им. Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Памяти Е. И. Рерих Елена Ивановна Рерих (в девичестве Шапошникова) – философ, эзотерик, исследователь. Она родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге, по материнской линии в родстве с полководцем Кутузовым. Окруженная обществом писателей, музыкантов, художников девочка рано проявила разносторонние творческие способности. Судьбоносной стала для нее встреча с художником и археологом Николаем Константиновичем Рерихом в 1899 году. В браке родились дети: в 1902 году Юрий, в 1904 — Святослав. Старший сын пошел по стопам матери, став ученым-востоковедом, исследователем учения Агни-Йоги, а младший — по стопам отца, став живописцем. Главный труд Елены Рерих — книги об учении Агни-йоги, или Живой этики. Согласно дневникам Елены Рерих, первый «разговор» с Махатмой состоялся в 1920 году и длился на протяжении 20 лет. В результате появились 14 книг Агни-йоги. Агни — духовный огонь, благодаря которому появилась Вселенная. Высшие сферы Вселенной человек может познать лишь на высшем уровне развития. В 1923 году Рерихи отправились в Индию — как оказалось позже, их духовную обитель. Цель экспедиции на материальном уровне – изучение этнографического, лингвистического материала, на духовном -поиск Шамбалы, мифической страны в Тибете. Маршрут движения Рерихов пролегал по Индии, Китаю, Алтайскому краю России, Монголии и Тибету, поход был непростым, приходилось голодать и мерзнуть, но Елена Ивановна подавала мужчинам «пример бодрости. Чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее она была». В результате 4-летнего похода семья нанесла на карты мира новые географические точки, собрала десятки редчайших манускриптов и лингвистических материалов. После официального завершения экспедиции Рерихи остались в Индии и основали Институт гималайских исследований «Урусвати», главная цель которого состояла в исследовании районов Азии. Елене Ивановне отводилась роль знатока в области религии Востока. До последних дней Елена Рерих считала своим домом Россию и имела российское гражданство, хотя во въездной визе ей было отказано. На месте ее погребения можно увидеть табличку: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».
Источник: ГЛОБУС