ПАКТ, ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ВРЕМЯ: Имя Николая Константиновича Рериха хорошо известно в Эстонии, но инициированный им международный пакт о защите культурных ценностей и исследовательских учреждений – Пакт Рериха и Знамя Мира – на долгое время был забыт. Эстония могла бы поднять этот факел и вернуть миру Знамя Мира, считает Александер Лаане из партии «Зеленые Эстонии».
Эстония годится на роль лидера в продвижении Pax Cultura
«“Рутту, рутту” – это было первое эстонское слово, выученное нами, когда мы ехали в большой старинной карете четвёркою в Гапсаль. Эта поездка запомнилась. Ведь она была первым выездом из нашего поместья “Извара”, а в пятилетнем возрасте все впечатления особо чётко запоминаются». Так начинается статья Рериха «Эстония». Позднее, именно в Хаапсалу, сформировались художественные образы, выражающие идею Рериха о целостности мира и эволюции.
Идея защиты культурных ценностей
В выдающейся личности Николая Рериха (1874–1947) соединились художник и писатель, археолог и историк, исследователь и практик. В 1903–1904 годах Н.К.Рерих и его жена Е.И.Рерих посетили древние русские города.
После экспедиции Н.К.Рерих начал активную борьбу против разрушения памятников архитектуры и других художественных ценностей, выступил в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о неудовлетворительном состоянии исторических памятников и необходимости принятия срочных мер для их защиты. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Н.Рерих обратился к верховному командованию русской армии, к правительствам США и Франции с идеей заключения международного соглашения для защиты памятников культуры во время вооруженного конфликта.
В 1915 году Н.К.Рерих пишет доклад русскому императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу с призывом принять государственные меры по охране культурных сокровищ. К сожалению, правители сочли культурное наследие народа менее значимым, чем политический престиж империи…
Преемственность гуманистического наследия
Во время учебы на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета молодой художник прослушал курс лекций по международному праву профессора Ф.Ф.Мартенса.
Ф.Ф.Мартенс, родившийся в Пярну в 1845 году, был правоведом Российской империи (первый юрист эстонского происхождения, получивший международную известность), который сыграл огромную роль в организации и проведении Гаагской конференции мира 1899 года как полномочный представитель России. На Первой Гаагской конференции помимо других была заключена конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, многие пункты конвенции до сих пор признаются действительными в современной международной практике. За огромные заслуги в сфере гуманитарного права Ф.Ф.Мартенс неоднократно номинировался на Нобелевскую премию мира. В договоре о защите культурных ценностей прослеживается преемственность с гуманистическим наследием Ф.Ф.Мартенса.
Н.К.Рерих был также членом общества Красного Креста, пожизненным членом Французского комитета Красного Креста.
Н.К.Рерих писал: «Для упрочения нашего Пакта сохранения культурных сокровищ прежде всего пришлось ознакомиться и с историей возникновения Красного Креста. Основоположник этой благородной идеи, знаменитый швейцарский филантроп Дюнан и его самоотверженные друзья в течение 17 лет неустанно стучались в сердце человеческое, чтобы рассказать о неотложности такого гуманитарного учреждения. Многим следовало бы запомнить многострадальную историю Красного Креста. Так разрушаются эти великие ценности не только во время войн, но и во время всевозможных проявлений человеческого невежества. Одно охранение ценностей культуры пробудит многие заснувшие пути творчества, и целые государства опять вспомнят, в чём их непоколебимость и непобедимое достоинство и ценность» («Ценность прекрасного», 1935).
Подписание Пакта в 1935 году
В 1929 году в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Георгием Шклявером Н.К.Рерих подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта. В продвижении Пакта и организации его подписания принимает участие представитель России в Постоянной палате Международного третейского суда в Гааге М.А.Таубе. Комитеты Пакта и Знамени Мира создаются в Нью-Йорке, Париже и Брюгге. Во многих странах учреждаются общества в поддержку Пакта. Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие известные деятели культуры поддержали идею Пакта Н.К.Рериха.
У Эстонии в качестве члена Совета Безопасности ООН появилась возможность возобновить Пакт и, опираясь на него, вести миротворческую работу по предотвращению разрушительных войн.
В 1931–1933 годах проводились международные конференции, посвященные Пакту Рериха. 15 апреля 1935 года в Белом доме в Вашингтоне в присутствии президента США Ф.Д.Рузвельта состоялась торжественная церемония подписания «Пакта Рериха» представителями 21 американского государства. Согласно Договору был утвержден предложенный Н.К.Рерихом отличительный знак Пакта, известный как Знамя Мира, для обозначения «в случае опасности всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности», всех объектов культуры «в целях обеспечения уважения и защиты культурных ценностей в военное и в мирное время».
Возможность для Эстонии
Пакт Рериха, предложенный им накануне Второй мировой войны, отводит культуре первое место в системе ценностей общества. Всякий кризис (экономический, политический, социальный, научный и т.д.) в любой стране является кризисом самой культуры. Рерих предложил начать выход из кризиса с взращивания общечеловеческих этических ценностей, с понимания духовной культуры и ее эволюционного значения.
Идеи Пакта и Знамени Мира по-прежнему актуальны, потому что они намного опередили свое время. Подписание Пакта в 1935 году было только началом претворения этих идей в жизнь. Мы и будущие поколения должны продолжать дело Пакта, чтобы наш мир сохранился и развивался.
Комитет Пакта Рериха Эстонии восстановлен. Сейчас настало время заполнить пробелы, оставленные другими международными соглашениями о защите культурных ценностей, зданий, имеющих большое культурное значение, исследовательских учреждений и их работников. Также нужно обратить внимание на связь между охраной окружающей среды и культурой.
Пакт, депонированный в Вашингтоне, все еще открыт для подписания. У Эстонии в качестве члена Совета Безопасности ООН появилась возможность возобновить Пакт и, опираясь на него, вести миротворческую работу по предотвращению разрушительных войн, подчеркивая важность поддержания мира и охраны окружающей среды.
Статья составлена на основе материалов
Мильви Аасару и Киры Молчановой
Пакт Рериха и довоенная Эстония
В 1937 году был создан инициативный комитет Пакта Рериха и Знамени Мира, куда входили:
Волдемар Пятс (1878–1958), почетный председатель комитета Пакта, искусствовед, педагог, председатель правления Фонда изобразительных искусств,
Эдуард Таска (1890–1942), художник-прикладник,
Иоханнес Греэнберг (1887–1957), реставратор, художник, преподаватель,
Роман Ниман (1881–1951), художник, учитель рисования,
Анатолий Кайгородов (1878–1945), художник,
Антон Старкопф (1889–1966), скульптор,
Юхан Вазар (1905–1972), профессор истории Тартуского университета,
Альфред Тамм, журналист.
В 1920–1930 годы имя Рериха было широко известно среди интеллигенции Эстонии.
Газета «Rahvaleht» пишет 28.04.1937 года в статье под названием «Выставка “Красота городов Эстонии”»: «Вчера состоялось заседание нового представительного собрания правления Фонда изобразительных искусств. Художник И.Гринберг был избран председателем правления, К.Лииманд – помощником председателя, а Г.Рейндорф – третьим членом правления. <…> Единогласно решили присоединиться к т.н. Пакту Рериха. <…> На сегодняшний день большинство европейских стран присоединились к Пакту Рериха, в том числе и наши соседи».
Николай Рерих: «Слышу, что в Таллинне образовалась группа нашего Пакта по сохранению культурных ценностей. Этот Красный Крест Культуры близок или, вернее, должен быть близок всем векам и народам. Во взаимной охране культурных ценностей не может быть никаких разделений, соревнований и раздражений. Пашня культуры является общею пашнею. Каждый народ имеет свои неповторяемые драгоценности. Уважая личность человека, тем самым уважаем и плоды его гения. Не забудем, что и Красный Крест долгое время не был признаваем и даже подвергался невежественному глумлению. <…> …Будет время, когда люди поймут, что и Красный Крест Культуры, иначе говоря, всенародное соглашение об охранении культурных ценностей, должно быть введено неотложно. Моральный импульс сохранения общекультурных ценностей должен быть широко возвещён и укреплён в сознании народном, начиная от первых школьных дней» (статья «Эстония», 1937).
В октябре 1937 года в Риге прошел конгресс, о котором газета «Esmaspäev» (09.10.1937), сообщает: «В воскресенье, 10-го октября, собирается в Риге конгресс обществ имени Н.К.Рериха и открывается музей его имени. <…> Из Эстонии поедут в связи с этим в Ригу помощник министра просвещения В.Пятс, художники Ниман и Кайгородов; от Эстонского метапсихического общества В.Юкскюлл и др. Э.Таска, Кайгородов и другие деятели искусства помнят академика Н.К.Рериха со времен, когда он был профессором Санкт-Петербургской Академии художеств…»
В статье «Президенту Эстонии подарили Золотую Книгу Рериха» газета «Uus Eesti» (03.09.1938) писала: «…Каждой из стран Балтии проф. Рерих написал памятную статью. <…> Эстонский комитет Рериха подарил “Золотую Книгу” Президенту Республики К.Пятсу и министрам иностранных дел, просвещения и внутренних дел».
Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6574