Николай Константинович Рерих (1874-1947) получил известность как художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель.
Выставка, предстающая одним из важнейших событий культурной жизни Латвии, посвящена 30-летию деятельности Международного Центра Рерихов. Мероприятие было инициировано Латвийским отделением Международного Центра Рерихов (МЦР) в сотрудничестве с Академической библиотекой Латвийского университета.
В 1929 году – 90 лет тому назад – Николай Рерих подготовил и опубликовал на разных языках проект договора о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран.
Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. В поддержку идеи Рериха выступили Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн, Рабиндранат Тагор.
Рериховцы Даугавпилса
Сергей Ананьев, член правления Даугавпилсской группы Рерихов Латвийского отделения МЦР, пояснял grani.lv, что свое шествие эта передвижная выставка, призывающая к миру, начала с Австрии, где она экспонировалась в Венском отделении Организации Объединенных Наций, потом прошла в Германии.
В Риге данная выставка открылась 2 августа текущего года в Академической библиотеке Латвийского университета. Из столицы экспозиция переехала в Даугавпилс, и пробудет у нас до 1 декабря, после чего направится в Баку (Азербайджан).
С. Ананьев привлек внимание к лаконичному и многоплановому символу на Знамени Мира Рериха.
«Знамя Мира, белый флаг с тремя кругами в кольце, – символ Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества, – говорит мой собеседник. – Примечательно, что этот знак Триединства есть на Домском соборе в Риге, на лютеранской кирхе в Даугавпилсе. Его можно увидеть по всей Европе, на соборах, архитектурных зданиях, украшениях… А также на буддистских храмах, в Тибете, Монголии».
Сергей пояснил, что даугавпилсское общество Рерихов впервые было образовано в 1930-х годах, что у его истоков стоял Евгений Александрович Зильберсдорф (1877-1953), инженер-механик, преподаватель физики в городской гимназии, директор ремесленной школы.
В ходе беседы отмечалось, что почти все участники Двинской группы имели трудные судьбы. Жили под девизом Учения: «Благословенны препятствия, ими растем». Слова эти не случайно начертаны на надгробном камне даугавпилсской учительницы Фелиции Викентьевны Осташевой (1888-1963).
Нынешнее сообщество, по словам Ананьева, восстановлено после большого перерыва. В 1996 году Регина Геронимовна Никипелова, музыкальный педагог, выпускница Московского музыкального училища им. Гнесиных, собрала Даугавпилсскую рериховскую группу.
Когда, исполняя волю своих родителей, Святослав Николаевич Рерих основал в Москве Международный Центр Рерихов и в Риге открылось Латвийское отделение МЦР, Даугавпилсская группа присоединилась к нему в качестве филиала. С. Ананьев вошел в нее 18 лет тому назад. Сегодня в группе 15 человек. Даугавпилсские рериховцы тяжело переживают недавний уход из жизни почетного председателя группы Никипеловой.
В последние годы Даугавпилсскую группу Рерихов Латвийского отделения МЦР возглавляет Ирена Фокина, к которой grani.lv также обратили вопросы, – из ответов сложилось повествование.
«В нашу группу входят люди разных возрастов и профессий, преподаватели, финансовые работники, бывшие военнослужащие – философия Рерихов привлекает всех.
Главная идея выставки заключена в ее названии – мир через культуру.
В свое время Н. К. Рерих четко разделил, что такое культура и что такое цивилизация.
Культура – духовно составляющая человечества, а цивилизация – это просто материальное обустройство нашей жизни. Согласно учению Рерихов, чтобы человечество продолжало эволюционировать, нужна энергия красоты. Только благодаря такой энергии можно подниматься вверх по эволюционной лестнице. Вместе с Пактом Рериха (1935) было принято так называемое Знамя Мира. Одно из основных объяснений значений его знака – Триединство искусства, науки и философии/религии в круге культуры. Т. е. культура в широком смысле объединяет и искусство, и науку, и религию, и философию», – говорит И. Фокина.
(«…Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Н. Рерих создал серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины-плакаты «Зарево» и «Знамя Мира. Pax cultura.» (Маточкин Е. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н. К. Рериха. Журнал «Мир Огненный», 1997. – Прим. авт.).
В процессе изучения истории подготовки договора, известного в мире как Пакт Рериха, нельзя не обратить внимания на важную роль Латвийской Республики в распространении идей этого документа в Европе.
Со слов И. Фокиной, Общество Рериха проделало в этом смысле очень большую работу как внутри страны, так и за ее пределами.
«Мы гордимся, что Латвия стала одной из первых стран, где возникли общества Рерихов. В Даугавпилсе еще недавно жил прекрасный художник Григорий Михеев (1957-2019), мы поддерживали с ним тесный контакт. Он c восторгом говорил, что в маленькой Латвии самое большое количество художников, много людей творческих, талантливых. Музыканты, вокалисты, ремесленники…»
Ирена рассказала, что их группа поддерживает связь с Латвийским отделением МЦР, Клубом друзей Живой этики (Рига), с обществом Рериха в Эстонии, а также Санкт-Петербургским отделением МЦР. В крупных центрах ежегодно проводятся международные общественные конференции, когда съезжаются видные ученые в самых разных областях, космонавты, поэты…
«Участники даугавпилсской группы обычно встречаются один раз в неделю. Во время таких встреча мы изучаем Живую этику (16 томов), которую записала Елена Рерих, супруга Н. К. Рериха совместно со своими восточными учителями. Философское учение “Живая этика” о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией Н. Рерих основал вместе со своей супругой Еленой, – поясняет Фокина. – Раз в месяц у нас проходят семинары, лекции, посвященные различным областям науки и культуры. Готовим доклады о К. Циолковском, А. Чижевском, В. Вернадском…, эти люди смело вторгались в ранее неприкосновенные области устоявшихся научных истин и пересматривали их, привлекали для этого достижения древних мудрецов и умозрительной философии Востока. Такие мыслители формировали целостный подход к явлениям природы и человеческого общества.
Конечно, уделяем внимание и современным научным достижениям.
Интересно контактировать с нынешней молодежью, она такая разная!
Рериховцы из числа преподавателей утверждают, что сейчас много замечательных, умных детей. В 2018 году при нашем участии был проведен большой общегородской творческий конкурс среди школьников города: ребята читали стихи, писали эссе…. По результатам был издан красивый иллюстрированный сборник. Проект осуществлялся совместно с центром “Яуниба”, Управлением образования, Даугавпилсским краеведческим и художественным музеем…» – говорила руководитель группы.
Связь с Латвией
Пакт Рериха – первый международный договор о защите культурного наследия во время вооруженных конфликтов и в мирное время не теряет своей актуальности. Благодаря самоотверженной, упорной работе латвийских рериховцев Латвия вместе с другими прибалтийскими странами готова была подписать данный документ в 1935 году. Только из-за политических интриг это не было сделано. Н. Рерих высоко оценил проделанную работу. Подаренные им в знак признательности картины долгое время оставались жемчужиной коллекции Государственного художественного музея, а сейчас частично экспонируются в художественном музее «Рижская биржа». Именем Николая Рериха названа одна из улиц латвийской столицы.
Известно, что во время учебы в Петербургской Академии художеств Николай Рерих с интересом общался с Янисом Розенталсом, Янисом Валтерсом, Вильгельмом К. Пурвитисом.
Сегодняшние последователи Учения Рерихов обращают внимание на то, как непрочен стал мир: шатаются его казавшиеся недавно незыблемыми основы – и нравственные, и экономические. Экспозиция открывшейся выставки – призыв к культурному совершенствованию человека, только в этом случае можно обрести новые пути развития. Николай Рерих был глубоко убежден, что мы, сохраняя и расширяя поле действия культуры, не оставляем места для войны. «Там, где Культура, – говорил он, – там и мир».
В 1914 году Н. Рерих обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения, однако его обращение осталось без ответа властей.
Зато стали образовываться комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.
Но договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший известность в международной практике как Пакт Рериха, был подписан только 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. С 1999 года в этот день отмечается Международный день культуры.
В 1949 году на 4 й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Весной 1999 года по инициативе и при непосредственном участии ЮНЕСКО был принят Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года. В тексте Гаагской конвенции указано, что руководством для ее принятия являются принципы защиты культурных ценностей во время войны, установленные на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. и в Пакте Рериха.
В американский период Рерих организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.
Примечательно, что за Пакт Рериха его дважды номинировали на Нобелевскую премию мира, но он так и не получил ее.
С конца 1935 года Рерих жил в Индии. Этот период – один из самых плодотворных в его творчестве. За 12 лет написано более тысячи картин. В годы Второй мировой войны Н. Рерих создал ряд картин, используя образы русской истории, – «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись».
Н. К. Рерих скончался в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор.
Исследователи его биографии отмечают его трепетное отношение к Латвии. Известны его статьи «Латвия», «По старине», «Вайчулянис» и др. Последний раз Рерих навестил Латвию, откуда родом его предки, в 1910 году.
Источник: http://www.grani.lv/daugavpils/112276-nikolay-rerih-tam-gde-kultura-tam-i-mir.html