В дни, когда мировая и культурная общественность отмечает 145-летие со дня рождения академика Николая Константиновича Рериха, 140-летие со дня рождения Елены Ивановны Рерих и 115-летие со дня рождения академика Святослава Николаевича Рериха, в Музее Тянь-Шаньского общества Рерихов (Киргизия, Бишкек) 18 и 22 октября 2019 года прошли встречи со студентами и школьниками.
В Музее экспонируются две выставки Международного Центра Рерихов (Москва) – «Пакт Рериха. История и современность» и «По маршруту Мастера». Экскурсии для студентов музыкального училища имени М.Куренкеева по этим экспозициям провели сотрудники Тянь-Шаньского общества Рерихов. Выставка «По маршруту Мастера» создана по материалам Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926–2015) – генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР, выдающегося востоковеда и историка, талантливого писателя, фотохудожника, философа и ученого. Огромный интерес к странам Азии, а также знакомство со Святославом Николаевичем Рерихом, младшим сыном Н.К.Рериха, привели Л.В.Шапошникову на маршрут Центрально-Азиатской экспедиции.
Индия, Тибет, Монголия, Алтай… Почему эти страны стали объектом исследования великого художника, путешественника, ученого общественного деятеля? Людмила Васильевна пишет, что Николай Рерих искал то, что объединяет разные народы и культуры, а не разъединяет их. В будущем каждая культура принесет свои неповторимые дары для объединения народов. Азия была и остается важнейшим элементом поля общечеловеческой культуры. Уникальный культурно-духовный опыт, научное знание, глубокая философская мысль, богатейшее и разнообразное искусство Азии есть те дары, которые требуют осмысления и принятия в настоящем и будущем.
Фотографии, сделанные Л.В.Шапошниковой, профессионально, на высоком художественном уровне запечатлели не только внешний облик малых племен и великих народов Азии, с них смотрят на зрителя духовно утонченные люди, знающие ценность чести и достоинства. Это особенное состояние, выявляющее богатство народного духа, несомненно, было вызвано самим автором фотографий, именно на нее смотрели с пониманием и любовью. Несмотря на давность лет, снимки так же радуют глаз и проникают своим теплом в сердце.
Фотоработы приобщают зрителя к миру, в котором ощущается дыхание пространств иных, более высоких измерений. Тонко подмеченная и профессионально запечатленная на фотокамеру красота людей и ландшафтов сочетается со спокойным достоинством и благородством, повествует о глубокой внутренней гармонии человека с природой и Космосом, будь то «Путник в тюрбане» из Кашмира или «Маленький погонщик» из Монголии, «Кочевник с Чантанга» или «Женщина-тибетка» из Амдо, брахморский «Пастух Гадди», «Девочка» из деревни Айю, «Колон Намгиял – королевский министр» и «Жрица Бхактидеви». Дыханием древней культуры веет от «Руин храма Шивы», «Призыва на храмовую службу (монастырь Бон-По)», «Перекрестка Будды и Христа (Ладак. Ступа в Ше)», «Ритуального танца». На фотокартинах оживают древние символы и легенды, становятся зримыми законы мироздания и тайны природы.
Студенты с большим вниманием и интересом всматривались в лица путников и открывали в себе новый и светлый мир планеты Земля…
Наталья Сыдыкова, председатель Тянь-Шаньского общества Рерихов, рассказала студентам о Пакте Рериха – Международном договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, принципы которого стали основой международного гуманитарного права в области сохранения культурных ценностей человечества. Принятие Пакта Рериха стало одним из важнейших событий ХХ века. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне его подписали представители двадцати одного государства Панамериканского Союза, включая США.
Н.К.Рерих был уверен, что без сохранения и развития культуры, без обращения человека к ее истокам дальнейшая эволюция человечества невозможна. Он был уверен, что, только расширяя пространство культуры, мы сумеем уменьшить возможность возникновения вооруженных конфликтов. «Там, где Культура, – писал Н.К.Рерих, – там и Мир». Символ Пакта – Знамя Мира, на белом полотнище которого изображена красная окружность с вписанными в нее тремя сферами, означающими единство прошлого, настоящего и будущего в эволюционном круге вечности, или – наука, искусство, просвещение в кольце Культуры. Знак триединства известен с давних времен и встречается у всех народов в прикладном художественном искусстве. Н.К.Сыдыкова привела примеры, где в кыргызской культуре использовался этот древний знак.
Затем перед студентами выступила Джиргал Аджикеевна Кутманалиева. Свое выступление она начала со слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Культура гораздо шире, чем памятники культуры. Это инерция добра, которая наполняет собой все человечество». К добру относится все то, что пробуждает в нас чувства добрые. Как отметил Николай Константинович Рерих, русское слово «мир» используется в значении – отсутствие войны, согласное существование государств, народов. В отношениях между людьми это слово указывает на отсутствие вражды. И в то же время слово «мир» определяет совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, выражается одним словом – ВСЕЛЕННАЯ. Единое звучание указывает на единство Вселенной и мирного творчества, труда во благо Земли. Все храмы, библиотеки, музеи всегда строятся с доброй мыслью создания Красоты для счастья людей. Великие творения мастеров искусства своей красотой пробуждают чувства добрые, все положительное в мыслях, в действиях человека. Все это входит в определение Культура.
К сожалению, во все времена существования человечества история жизни на Земле полна примеров разрушения исторических и культурных памятников. Первые годы XXI века не стали исключением. В руины превращены 140 памятников христианской культуры в Югославии (1999–2004). В 2001 году в Бамианской долине Афганистана боевики движения талибан варварски разрушили уникальные памятники древности – две самые высокие в мире статуи Будды (53 м и 35 м) возрастом около 1500 лет. Во время Иракской войны (2003–2006) мародеры разграбили Национальный музей в Багдаде. Похищенные коллекции представляли период развития человеческой культуры на протяжении 5000 лет. Город Вавилон был столицей древней цивилизации, которая существовала с 1800 до 600 года до нашей эры. Здесь находилось одно из семи чудес света – висячие сады царицы Семирамиды. В 2004 году город разрушили. Боевики экстремистской организации «Исламское государство» разгромили исторический музей города Мосул, сожгли и взорвали старинные библиотеки. Бульдозерами стерли с лица земли руины трех древних ассирийских городов, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Памятники истории и культуры гибнут во многих государствах мира, пострадали Россия, Южная Осетия, Греция, Македония, Мальдивы, Мали, Египет, Сирия, Украина.
Если Культура – это Свет, добро, то разрушение – это тьма, зло. Война есть главная носительница зла и разрушения, истребляющая целые государства и их культуру. Уничтожение объектов культуры происходит не только во время войн. Невежество, жестокость людей, преступления, терроризм, уничтожение и похищение детей в мирное время приводит к уничтожению той или иной страны, тем самым закрывая стране ее космическую эволюцию и не давая живущим в ней людям расти и подниматься вверх к Высокому Космосу.
Варварские разрушения памятников истории и культуры, которые происходят несмотря на существующие законы и конвенции, свидетельствуют об актуальности Пакта Рериха, который провозглашает рост общественного самосознания как гарант защиты Культуры, призывает к единению международного сообщества ради сохранения Культуры и Мира во всем мире.
Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6471