13 октября 2019 года в Белом зале Центрального Дома кино в Москве прошел показ двухсерийного документального фильма режиссера, продюсера и сценариста Татьяны Борщ «Николай Рерих. Алтай-Гималаи» и «Николай Рерих. Под Знаменем Мира». Вторая часть фильма – премьера, которую автор приурочила к 145-летию со дня рождения великого русского художника, философа, общественного деятеля Н.К.Рериха. Фильм впервые был представлен широкой публике.
Программу вечера открыло выступление юного одаренного пианиста, лауреата международных конкурсов Ивана Качкина (Санкт-Петербург), который исполнил произведения Сергея Рахманинова.
В своем вступительном слове заместитель директора общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов Павел Михайлович Журавихин поздравил режиссера с новой успешной работой. На протяжении нескольких лет Татьяна Борщ проводила съемки на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха – в Индии, Тибете, на Алтае, – запечатлев удивительную красоту этих мест. П.М.Журавихин отметил необыкновенные эстетические достоинства фильма: прекрасную операторскую работу, музыкальное сопровождение, дикторское сопровождение, которые превратили документальное кино Т.Борщ в произведение высокого искусства. Павел Михайлович особо подчеркнул, что Т.Борщ относится к тем редким режиссерам, чьи фильмы о Рерихах основываются на достоверных фактах и документах, тем самым подтверждая само название жанра документального кино. Это крайне актуально сегодня, так как телевизионные экраны, к сожалению, заполонили откровенно слабые работы. Сделанные с претензией на дешевую сенсацию, они них зачастую искажают облик выдающегося деятеля отечественной и мировой культуры Николая Рериха и членов его семьи. В новой картине «Николай Рерих. Под Знаменем Мира», посвященной миротворческой деятельности Мастера гор, Н.К.Рерих представлен истинным патриотом своей родины. Многогранная деятельность художника и членов его семьи вдали от России была посвящена культурному и духовному сотрудничеству между Индией и Россией. П.М.Журавихин также отметил, что фильмы Татьяны Борщ стали результатом ее многолетнего плодотворного сотрудничества с Международным Центром Рерихов, руководство и коллектив которого были рады оказать помощь режиссеру в создании документальной дилогии о Николае Рерихе. В завершение выступления Павел Михайлович пожелал режиссеру новых успешных работ.
В ответном слове Татьяна Борщ поблагодарила всех, кто работал над фильмом, операторов Илью Эммануэля, Владимира Шуванникова, монтажера Арсения Байбулова, композитора Людмилу Волкову, диктора Александра Яцко, звукорежиссера Андрея Жучкова и др. Она отметила, что сейчас документальное кино в нашей стране находится в трудном положении. Крайне слабое финансирование со стороны Министерства культуры не позволяет режиссерам снимать качественные документальные ленты. Будучи режиссером и сценаристом, Татьяна не получила ни копейки бюджетных средств несмотря на то, что ее ленты берут в прокат ведущие российские каналы. За последние годы она сняла немало интересных картин на самые разные темы. Фильмография Татьяны богата и разнообразна:
2008. Тайны времени (сериал);
2010. «Солнце просыпается»;
2011. «Воины мира» (сериал), «Амазонки», «Военные журналисты»;
2012. «Апельсиновая сделка», «Иван Грозный. Портрет без ретуши (мини-сериал);
2014. «Николай Пржевальский. Путешествие длиною в жизнь»;
2018. «Николай Рерих. Алтай-Гималаи».
Примечательно, что к личности Н.К.Рериха режиссер решила вновь вернуться в юбилейном для Рериха 2019 году, продолжив свои размышления о духовном подвиге русского художника и мыслителя, создав новый фильм «Николай Рерих. Под Знаменем Мира».
В своем выступлении режиссер поблагодарила Международный Центр Рерихов за помощь в создании фильма и отметила, что придет время, когда справедливость по отношению к этой общественной организации восторжествует.
После просмотра Т.Борщ ответила на вопросы зрителей, рассказав об особенностях съемки в сложных условиях высокогорья, которые сопряжены не только с горной болезнью, но и непростыми погодными условиями. Так, большинство тибетских озер находится на высоте более 4000 метров над уровнем моря. Особенно трудно было снимать культовые объекты в Кашмире. Съемки в Кашмире во многих местах запрещены в связи с большим количеством военных объектов и сложной обстановкой из-за многолетнего противостояния в этом регионе Индии и Пакистана, вызванного территориальным спором. Наиболее открыто и лояльно к съемкам относились в буддийских монастырях Малого Тибета. Автор фильма сердечно поблагодарила зрителей, пришедших на премьеру, за внимание к ее работе.
Ряд зрителей высказал предложение о том, что фильмы такого высокого нравственного уровня необходимо показывать учащимся школ и колледжей, поскольку подобные работы позволяют воспитывать подрастающее поколение на примере героев отечественной культуры, каковым, безусловно, является Николай Константинович Рерих.
Д.Ревякин
Фотографии Д.Ревякина и А.Прохорычева
Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6436