9 августа 2019 года руководитель Ялтинского общества имени Рерихов Петр Сергеевич Седых совершил восхождение и поднял Знамя Мира над Западной вершиной горы Эльбрус (5642 м).
Эта акция предпринята в честь юбилейного года семьи Рерихов: 145-летия со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 140-летия со дня рождения Елены Ивановны Рерих, 115-летия со дня рождения Святослава Николаевича.
15 апреля 1935 года в кабинете Президента США Рузвельта представители 21 страны американских континентов подписали Договор об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников, получивший название в честь его создателя – Пакт Рериха. В качестве охранного символа объектов культуры Николай Рерих предложил Знамя Мира, которое называют Красным Крестом Культуры. Оно представляет собой белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в неё тремя сферами. Этот знак символизирует единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности, или науку, искусство и религию в едином пространстве Культуры.
Идея создания Знамени Мира зародилась у Рериха после глубокого осмысления иконы Андрея Рублёва «Святая Живоначальная Троица». Впоследствии, изучая культуры многих стран, художник обнаружил знак триединства на памятниках различных эпох в разных регионах земли. Таким образом, был найден универсальный символ, который стал основой Знамени Мира. Теме защиты культуры, Пакту и Знамени Мира художник посвятил ряд своих картин: «Pax cultura» («Пакт Культуры») (1931), «София Премудрость» и «Мадонна Орифламма» (1932), «Sancta Protectrix» («Святая Защитница», 1933), «Чинтамани» (1935–1936) и многие другие.
Миротворческие инициативы Николая Рериха и его девиз «Мир через Культуру» вызвали горячую поддержку, как у современников, так и у представителей последующих поколений. Рерих писал о том, что имеющая духовное и возвышающее начало культура должна играть ведущую роль в развитии цивилизации, означающей гражданственное, общественное строение жизни.
Сегодня Знамя Мира победно развевается над объектами культуры во многих странах мира, над высочайшими горными вершинами планеты, водружено на полюсах Земли, неоднократно побывало в Космосе.
Альпинисты уже подняли Знамя Мира на многие вершины, в том числе на Белуху, пики Николая Рериха, Урусвати, Святослава Рериха, Юрия Рериха (Алтай), Манаслу и Эверест (Гималаи), Хан-Тенгри (Тянь-Шань). 6 мая 1988 года Знамя Мира было впервые установлено на Северном полюсе знаменитым путешественником Фёдором Конюховым. На Южном полюсе Знамя Мира поднято 8 января 2000 года участниками первой Международной комплексной антарктической экспедиции «Навстречу XXI веку».
Двуглавый Эльбрус – высочайшая вершина России и Европы, своеобразная визитная карточка Северного Кавказа. Гора расположена севернее Большого Кавказского хребта на границе двух республик: Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской. Эльбрус – это двухвершинный потухший две тысячи лет назад вулкан. Высота Западной вершины составляет 5642 метра, Восточной – 5621 метр. Расстояние между ними около 3000 метров. Недавно Эльбрус стал лауреатом конкурса «7 чудес России».
У Эльбруса не одно имя, а более десяти. Многие названия связаны с представлениями о красоте, величии и счастье. Эльбрус запечатлен в легендах, песнях и сказаниях разных народов. «Закованный в ледяную броню, двуглавый колосс издавна поражал человека, связавшего с ним миф о Прометее. Греческие античные мореплаватели, посещавшие в седой древности Колхиду в поисках “золотого руна”, рассказывали об Эльбрусе: “Задолго до того, как солнце осветит гребни волн, эта таинственная вершина уже купается в золоте первых лучей улыбающейся Эос [богини утренней зари], и в то время, когда на море уже наплывают сумерки, снега загадочной вершины еще горят рубинами закатных огней”» [1]. Одной из общепринятых версий считается персидское происхождение названия горы от Elburz – «высокая гора». У тюркоязычных народов Эльбрус именовался Джинпадишах – «повелитель духов», у абхазцев – Орфи-туб – «гора блаженных». Балкарское «Эльбрус-тау» можно перевести как «гора, вокруг которой кружится ветер». А Ошхамахо в переводе с кабардинского – «гора, приносящая счастье».
Эльбрус пленял многих поэтов и живописцев, «очарованных жемчужными переливами красок этой горы – самого драгоценного камня в алмазной короне горных вершин, венчающих седой Кавказ» [1].
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов.
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус, огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
(А.С.Пушкин. Кавказский пленник. 1821–1822)
«Художник А.И.Куинджи был волшебником световых эффектов… Где, как не на Кавказе, возле горы, уже в древности олицетворяющей свет, можно было подсмотреть еще такие эффекты» [1].
А.И.Куинджи. Эльбрус вечером. 1908А.И.Куинджи. Эльбрус. Лунная ночь. 1908«Пейзаж Эльбруса в полотнах наших художников – это всегда романтика: сама природа здесь не буднична, величественна и вызывает ощущение какой-то приподнятости над повседневным и обыденно-привычным. Таков Эльбрус на этюде Н.К.Рериха, выставлявшегося в 30-е годы в Париже в Музее художника. Сам Рерих дал оценку этим работам в письме: “Там было три этюда прекраснейших высот Азийских: Канченджунга, Белуха и Эльбрус”» [1].
Всю свою жизнь Н.К.Рерих посвятил тому, чтобы озарить жизнь людей светом Красоты, светом подлинного искусства. Сейчас на переломе эпох, когда происходит столько войн, несправедливости и разрушений, как никогда актуальна идея нашего великого соотечественника о Знамени Мира – всемирном Знаке охраны достижений культуры прошлого, настоящего и будущего. Знамя Мира на Эльбрусе глубоко символично как еще один шаг на пути к миру, единству и Культуре.
После восхождения на Эльбрус П.С.Седых передал пожелание Международному Центру Рерихов, чтобы Знамя Мира вновь было поднято над общественным Музеем имени Н.К.Рериха в усадьбе Лопухиных в Москве.
Сотрудники Международного Центра Рерихов сердечно благодарят Петра Сергеевича Седых за культурную акцию по поднятию Знамени Мира над Эльбрусом, желают ему новых восхождений, сил и вдохновения на нелегком пути утверждения высокой Культуры.
1. Польская Е. Эльбрус в изобразительном искусстве // Побежденные вершины. 1968–1969. Сб. советского альпинизма / под ред. П.С.Рототаева. М.: Мысль, 1972. С. 160–166.
Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6356