ХХ век стал веком уничтожения памятников. Началось с пресловутого ленинского Декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Эти памятники заменили памятниками Ленину и его сподвижникам. Потом ставили памятники Сталину, потом их сносили, потом сносили памятники Ленину, словом, коммунисты были при деле. Но и сегодня традиция сносить памятники не угасла. Зураб Церетели с болью смотрит на это.
Скульптурная композиция Дядя Стёпа — милиционер. Бронза. Самара. Россия
«По монументам,
стоящим на площадях
и улицах России,
можно будет изучать
отечественную историю»,
— убежден президент
Российской академии художеств
Зураб Церетели.
Все началось гораздо раньше. Первый в Москве монумент поставили в XVII веке при царевне Софье, в память о стрелецких вольностях. Как только власть царевны укрепилась, и стрельцы стали не нужны, монумент-колонну снесли. Монументальная пропаганда – самая действенная. Человек видит памятник и невольно интересуется: в честь кого, в память о каком событии он поставлен. Ленин это очень хорошо понимал.
Что, у него через полгода после взятия власти, в разоренной голодной стране забот других не было, как памятники сносить? Были у него дела, но он хотел, чтобы история начиналась с октября семнадцатого, потому и сносили памятники. Правда, понять, чем руководствовались, разбивая одни памятники и сохраняя другие, трудно. Почему, например, памятник Суворову оставили, а памятник Скобелеву снесли?
Суворов, да, великий полководец, ничего не говорю, но он воевал только за пределами России, он усмирял восстание почитаемого большевиками Пугачева, он залил кровью восставшую Варшаву. А Скобелев освободил от османского ига православную Болгарию. На памятник ему вся страна деньги собирала. Но красивый, выразительный памятник Скобелеву в Москве снесли. На его месте возвели монумент «Советская Конституция», который быстро развалился. Теперь Юрий Долгорукий там стоит. Адмирал Нахимов, герой Севастопольской обороны был, а памятник ему снесли… Да что там говорить, если памятник Минину и Пожарскому, что стоит на Красной площади в Москве, в свое время тоже хотели снести. В газетах тогда писали, что надо убрать этот «исторический мусор». К счастью, не разрушили его, а только отодвинули от Мавзолея подальше.
Памятник казачеству. Бронза. Станица Бриньковская. Россия
Люди считают, что не будет памятника, и жизнь наладится. Но, на мой взгляд, если памятник – произведение настоящего искусства, разрушать его просто преступление. Хорошо сделали, например, что памятник Карлу Марксу оставили – хорошая работа. И памятник Ленину на Октябрьской площади Кербель замечательно изваял. В нем есть чувство той эпохи, настроение. Не будем говорить, что нам «Великий Октябрь» принес, это все ясно уже, но было же – Ленина слушали миллионы, революцию сделали, солдаты, рабочие за ним пошли. И это Кербель в своей работе показал как великий мастер. Пусть памятник стоит, как кусок Берлинской стены: было как было. Вообще это грех уничтожать знаки эпохи, какой бы она ни была.
Вот в семнадцатом году «отреклись от старого мира», что, хорошо это кончилось? И потом – скульптура это же самостоятельное произведение искусства. Не будем касаться вопроса о личности Дзержинского, но памятник ему на Лубянке — пример прекрасной скульптуры. Знаете, мой младший внук, он уже плохо знает, кто такие были все эти «рыцари революции», но что такое классическое искусство, понимает очень хорошо.
Мои памятники в Москве тоже периодически хотят снести. Особенно ярые баталии разгораются вокруг монумента в честь трехсотлетия Российского флота. К сожалению, люди истории не знают, ведь до основания Петербурга Петр в Москве жил, Москва столицей была, здесь он и флот задумал.
На мой взгляд, задача монументального искусства в объединении людей независимо от политического ветра и настроений. Именно про это я думал, предложив монумент на Тишинской площади в честь воссоединения Грузии и России. Сегодня политики нас разобщить хотят, а простые люди — русские и грузины — по-прежнему дружат. Тут уж вы мне поверьте. Россия и Грузия, как супруги, что много лет вместе живут, друг друга любят, а ссорятся. Поживут немножко врозь, а потом опять помирятся, обнимутся и снова заживут мирно, в согласии.
Святой апостол Павел. Бронза. Верия. Греция
Недавно я сделал композицию «Ипатьевская ночь», посвященную трагической судьбе последнего российского императора Николая II и его семьи. Хочу, чтобы пока он стоял в Галерее искусств на Пречистенке. Сюда много людей ходит, детей много. Они пусть узнают, как убили невинных детей. За мученическую смерть царскую семью причислили к лику святых. Я в композицию гвозди включил подлинные из подвала, в котором расстреляли царскую семью. И отрывки из писем императрицы Александры Федоровны и Великой Княжны Ольги. Они просят людей и Бога простить их врагов. Это памятник — напоминание о жестокой расправе над людьми, которые сумели с христианским смирением принять все горькие испытания, выпавшие на их долю, и достойно встретить свой конец.
Среди моих работ есть посвященные борьбе с терроризмом, борьбе со СПИДом. Просто я уверен, что с любым злом можно бороться средствами искусства. Люди должны воспринимать мир через прекрасное. Как посол доброй воли ЮНЕСКО, как человек, я обязан призывать людей к добру. Часто бывает, что художника вдохновляют трагедии, потрясшие мир своей жестокостью. Так было с монументом «Слеза скорби», который напоминает о людях, погибших от рук террористов, о том, что еще может случиться, если мир не объединит усилия в борьбе с этим злом.
Я очень жду, чтобы пришло то время, когда в почете будут памятники не политикам, не трагедиям, а красоте, любви, нежности. Тогда и сносить ничего не придется. И новые поколения научатся на мир через искусство смотреть. Жизнь лучше будет.
Материал подготовила Татьяна Басова
Источник: http://russianasledie.ru/publications/moya-russia/zurab-cereteli-razrushat-pamyatniki-prestuplenie/