15 апреля 2019 года исполнилось 84 года со дня подписания Пакта Рериха. Этот документ дал импульс к созданию международной системы гуманитарного права в области защиты мирового культурного наследия. Он стал основой для разработки ведущих принципов деятельности ЮНЕСКО, а также подготовки Международной Гаагской конвенции о защите культурного наследия во время вооруженных конфликтов, которую подписали в 1954 году 108 государств. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного наследия, принятая в 1972 году, также была основана на идеях Пакта Рериха. Сегодня эти миротворческие инициативы приобретают особую актуальность.
Автор Пакта, всемирно известный художник, философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих верил в созидательную мощь культуры и считал, что без её сохранения и развития, без обращения к её истокам дальнейшая эволюция человечества невозможна. В 1903 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной совершил большое путешествие по России. «Поездкой по старине» назвал его художник. Они посетили около 40 старинных русских городов. Во время путешествия Н.К.Рерихом была написана целая художественно-архитектурная серия – более 90 этюдов, запечатлевших облик памятников древнерусского зодчества. Искусствовед Сергей Эрнст именовал эту серию картин «Пантеоном былой русской славы». Восхищенный увиденным, Рерих обратился к обществу с призывом «узнать и полюбить Русь».
«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – написал художник в одном из своих очерков. В этих словах заложен глубочайший смысл. Прошлое, настоящее и будущее связаны неразрывной нитью культуры. Разрушение памятников приводит к тому, что культурное пространство сужается. А это, в свою очередь, вызывает новые натиски хаоса и разрушений. «Не занятые площади культурной человеческой деятельности начинают заниматься недопустимыми вещами вроде преступности, просто безнравственности и так далее», – уже в наши дни отметил академик РАН Д.С.Лихачёв. Он также считал, что «с нарушением культурной преемственности начинается деградация общества».
Именно путешествие Н.К.Рериха по Руси послужило началом борьбы художника за охранение памятников старины. В 1904 году он изложил выводы по результатам экспедиции в докладе в Русском архитектурном обществе. Уже тогда он высказал идею об охране культурных ценностей человечества. Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов у Н.К.Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры. И в 1914 году он обратился к правительству России и верховному командованию русской армии, а также Президенту Франции Р.Пуанкаре и правительству США с призывом обеспечить международную защиту культурных ценностей. В 1915 году с проектом Н.К.Рериха был ознакомлен император Николай II.
Понадобилось несколько десятилетий активной общественной деятельности в международном масштабе, чтобы мысли художника воплотились в жизнь. Николаю Константиновичу Рериху удалось создать мощное международное культурное движение и вдохновить на это подвижничество многих людей в разных странах мира. Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк, ряд других известных деятелей науки, культуры и политики.
На первой международной конференции Пакта Рериха в бельгийском городе Брюгге (сентябрь 1931 г.) Н.К.Рерих выступил с предложением о создании Всемирной Лиги Культуры. Очень значительна и красива мысль художника о проведении Всемирного Дня Культуры: «Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ».
15 апреля 1935 года в кабинете Президента США Рузвельта представители 21 страны американского континента подписали Договор об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников, получивший название в честь его создателя – Пакт Рериха. В качестве охранного символа объектов культуры было предложено Знамя Мира, которое называют Красным Крестом Культуры. Оно представляет собой белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в неё тремя сферами. Этот знак символизирует единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности, или науку, искусство и философию в едином пространстве Культуры.
Впервые идея Знамени Мира возникла у Н.К.Рериха как глубокое впечатление от иконы Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица». Впоследствии, изучая культуры многих стран, художник обнаружил знак триединства на памятниках различных эпох и регионов земли. Таким образом, был найден универсальный символ, который стал основой Знамени Мира. Теме защиты культуры, Пакту и Знамени Мира художник посвятил ряд своих картин: «Pax cultura» («Пакт Культуры») (1931 г.), «София Премудрость» и «Мадонна Орифламма» (1932 г.), «Sancta Protectrix» («Святая Защитница», 1933 г.), «Чинтамани» (1935–1936 гг.) и многие другие.
К сожалению, накануне Второй мировой войны сильные мира сего не обратили должного внимания на предостережения Пакта Рериха. В результате человечество поплатилось миллионами жизней и невосполнимой утратой огромного количества памятников культуры.
После войны мировая культурная общественность вновь обратилась к идеям Пакта Рериха, который лёг в основу «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта» (Гаага, 14 мая 1954 г.). Гаагская конвенция была ратифицирована большинством государств, в том числе – Советским Союзом.
Сегодня Знамя Мира победно развевается над объектами культуры во многих странах мира, над высочайшими горными вершинами планеты, водружено на полюсах Земли, неоднократно побывало в Космосе. В феврале 1990 года экипаж космонавтов в составе А.Н.Баландина и А.Я.Соловьёва совершил космический полёт со Знаменем Мира, которое с февраля по август находилось на борту орбитального комплекса «Мир». А 17 июня 1990 года космонавтом А.Н.Баландиным Знамя Мира было впервые вынесено в открытый Космос, где находилось в течение 9 суток, совершив 144 витка вокруг Земли. В 1997 году был реализован Международный научно-просветительский космический проект «Знамя Мира» с целью призыва к сотрудничеству под Знаменем Культуры во имя сохранения жизни и красоты на нашей планете. Под эгидой Знамени Мира, доставленного на орбитальную станцию «Мир», работали многие международные экипажи. Участник проекта космонавт Павел Виноградов сказал: «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли».
Знамя Мира было поднято альпинистами на многие вершины. В частности, на Эльбрус (Кавказ), Белуху, пики Николая Рериха, Урусвати, Святослава Рериха, Юрия Рериха (Алтай), Манаслу и Эверест (Гималаи), Хан-Тенгри (Тянь-Шань). 6 мая 1988 года Знамя Мира было впервые установлено на Северном полюсе знаменитым путешественником Фёдором Конюховым. На Южном полюсе Знамя Мира поднято 8 января 2000 года участниками первой Международной комплексной антарктической экспедиции «Навстречу XXI веку». В октябре 2004 года, во время торжественных мероприятий в Индии, посвящённых 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха, побывавшее в космосе Знамя Мира было подарено индийскому парламенту. Принимая его, спикер С. Чаттерджи сказал: «…Оно будет храниться в библиотеке парламента Индии как самое драгоценное сокровище».
В 1995 году общественные организации выступили с инициативой праздновать 15 апреля, в день подписания Пакта Рериха, Всемирный день Культуры. Сегодня этот день отмечается во многих городах России и других стран. Примечательно, что в 1996 году академик Д.С.Лихачёв, обращаясь к депутатам Государственной Думы, предложил утвердить инициативу Н.К.Рериха и поднять Знамя Мира над объектами культуры.
Непрекращающиеся вооруженные конфликты на востоке Европы, в Азии и Африке убедительно свидетельствуют о том, что политические и экономические механизмы не могут служить надежным гарантом сохранения мира на планете.
«Только расширяя пространство Культуры, – подчёркивал Н.К.Рерих, – мы сумеем уменьшить вероятность возникновения войн и вооружённых столкновений. Там, где Культура – там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем».
Идеи, заложенные в основу Пакта Рериха, сегодня продолжают активно развиваться. Международный Центр Рерихов (МЦР) ведёт широкую культурно-просветительскую и научную работу, являясь форпостом космического мышления XXI века. И одним из важнейших направлений деятельности МЦР являются миротворческие инициативы Николая Константиновича Рериха.
В 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже под патронатом ЮНЕСКО, Министерства культуры РФ (при бывшем министре культуры А.А.Авдееве), а также при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации Международный Центр Рерихов начал международный культурно-просветительский выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Он был приурочен к 80 летнему юбилею Пакта. Инициатором этого проекта является академик РАЕН и РАКЦ, заслуженный деятель искусств Людмила Васильевна Шапошникова (1926–2015), которую Святослав Николаевич Рерих выбрал своим доверенным лицом.
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» утверждает девиз Н.К.Рериха «Мир через Культуру» и говорит о необходимости объединения усилий всего мирового сообщества во имя сохранения и защиты культурного достояния человечества.
В 2013 году выставка с большим успехом прошла в странах Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили) и в Европе (Берлин, отделение ООН в Женеве). В Международный день Культуры 15 апреля 2014 года выставка открылась во Дворце мира в Гааге. Весной 2014 года этот проект с большим успехом прошёл в столице Казахстана Астане и в городе Алма-Ате, в столице Кыргызстана Бишкеке, в Индии. С 2014 года проект проходит в России, где с ним познакомились уже более 150 городов.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своём приветственном обращении на открытии выставки при ООН в апреле 2015 года подчеркнул: «Мы видим, что культурное наследие подвергается нападениям в разных частях света, от Мали до Ирака и Сирии. Экстремисты варварски разрушают музеи и исторические памятники, запрещают девочкам посещать школы и убивают представителей средств массовой информации. Попираются все те символы, которые воплощают свободу мысли и уважения к культурному многообразию. Подобные действия наносят удар в самое сердце человеческой индивидуальности и гуманистических устремлений». Но вопреки войнам, хаосу и разрушениям вновь звучит девиз Н.К.Рериха «Мир через Культуру» и над планетой поднимается Знамя Мира.
Международный Центр Рерихов сердечно поздравляет друзей, коллег и представителей международной культурной общественности с годовщиной Пакта Рериха и Всемирным Днем Культуры!
Дополнительная информация о Пакте Рериха:
Н.К.Рерих о Культуре, Пакте Рериха и Знамени Мира
Е.И.Рерих о Культуре (выдержки из писем)
Е.И.Рерих о Знамени Мира(выдержки из писем)
Л.В.Шапошникова. Метаисторический смысл Пакта Рериха
Л.В.Шапошникова. Актуальность Пакта Рериха в современном мире (2005)
Людмила Шапошникова: «Культура должна стать национальной идеей!» // Научная Россия. 19.10.2015
Фильмы о Пакте Рериха:
Пакт Рериха. История и современность. Разрушение Музея Рериха в Москве (2017)
Пакт Рериха. Мир через Культуру (2015)
Актуальность Пакта Рериха в современном мире (2014)
Roerich. Time to gather stones (2007)
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность»