Сегодня, 9 октября, исполняется 144 года со дня рождения художника, философа, писателя, ученого, путешественника Николая Константиновича Рериха. Ivbg.ru вспоминает жизненный путь мастера
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века. До 1898 года Николай жил в имении своих родителей в деревне Извара Волосовского района Ленобласти. Сейчас оно функционирует в качестве музея и является памятником России.
Николай в детстве много читал, увлекался историей. В 1891 году друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности и склонность к рисованию Рериха и стал первым учителем будущего художника.
В 1893 году Рерих окончил частную гимназию Карла Мая, где с ним учились Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где параллельно посещал лекции на историческом факультете.
В Академии художеств с 1895 года Рерих учился в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. В это время он тесно общался с художником и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, композиторами Николаем Римским-Корсаковым, Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым, Антоном Аренским, художником Ильей Репиным и др.
Уже в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В археологических экспедициях записывал народный фольклор.
В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году — университет, и стал заместителем главного редактора журнала Императорского Общества поощрения художеств «Искусство и художественная промышленность».
В 1900-1910 годах Рерих — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций.
Как археолог Николай Рерих летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, обнаружил сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи. В 1903-1904 годах он предпринял путешествие по более чем сорока древнерусским городам, во время которого создал серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси. В 1906 году Николай создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Им была оформлена церковь Св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-1914), выполнены панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915-1916).
Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, в оформлении Николая Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Александра Бородина, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто.
Рерих выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909).
С 1918 года Николай Рерих жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно — в Индии.
В 1920-1922 годах в Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923-1928 годах Николай Рерих предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934-1935 годах — по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 году в Индии был создан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». В 1931-1933 годах в рамках работы института Рерих провел ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев.
Основной темой художественного творчества Рериха в 1920-1940-е годы был Восток. Художник создал серию «Учителя Востока», серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев и др. На первый план в его искусстве вышли философские поиски. Всего Николай Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии.
Богато литературное наследие Рериха. Он автор сборника стихов «Цветы Мории» (1921), прозаических книг эссеистского и дневникового характера «Пути Благословения» (1924), «Твердыня Пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927-1930) и др.
Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.
В 1929 году Николай Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях. В 1935 году США и 20 стран Латинской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. На основе этого документа в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Имя Николая Рериха носят Санкт-Петербургское художественное училище, теплоход, пик и перевал на Алтае, ледник и два перевала на Тянь-Шане. В 2013 году Международный астрономический союз назвал его именем кратер на Меркурии. Памятники Николаю Рериху открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Алтайском крае.
С 1992 года в Москве существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем. Также в Музее искусства народов Востока есть специальный отдел искусства Николая и Святослава Рерихов.
В 2003 году была учреждена Международная премия имени Николая Рериха, которая вручается видным представителям отечественной и мировой культуры.
Автор: Екатерина Королева
Источник: https://ivbg.ru/7950186-u-velikogo-xudozhnika-rossii-nikolaya-rerexa-segodnya-den-rozhdeniya-biografiya-mastera.html