Храм всех религий в Казани снова открыл двери для посетителей. В апреле 2017 года здесь случился страшный пожар. Сгорело несколько залов храма, включая крупнейший – Буддийский, библиотека и другое имущество основателя – известного художника и скульптора Ильдара Ханова. Причудливое сооружение в Старом Аракчино с разными по форме, цвету куполами объединяет все религии, философии и мировоззрения.
Недавно брат известный иконописец Ильгиз Ханов вернулся на родину, чтобы продолжить дело покойного брата. Он мечтает вдохнуть в это сооружение духовную жизнь, но говорит не о молитвах и службах, а о том, что посещение Вселенского храма сможет изменить сознание человека.
Продолжить дело брата
Храм всех религий начали проектировать в 1970-х. Братья Хановы занимались йогой, много путешествовали, интересовались разными религиями, философиями. По легенде, идея создать Вселенский храм пришла Ильдару Ханову во сне. Они дружили с востоковедом Святославом Рерихом, и храм хотели строить на горе в Верхнем Услоне, но разрешения на это не добились. В 1976 году братья начали возводить первый пристрой к родительскому дому. Период активного строительства храма пришёлся на 1993-1995 годы. Но после смерти Ильдара Ханова в 2013 году этим проектом, по сути, никто не занимался. После того, как в храме случился пожар, дочь скульптора оформила дарственную на Ильгиза Ханова.
Иконописец перебрался из Москвы обратно в Казань. Сейчас он находится в Храме всех религий практически постоянно и иногда сам ведёт экскурсии для гостей. «Проходите, там очень красиво!» — встречает он корреспондентов «АиФ-Казань».
Под потолком первого помещения – зала Чингисхана – красуется солнце Тенгри, олицетворение древнетюркского божества неба. Потолки в зале выложены мозаикой из разноцветной смальты – это работа Ильдара Ханова.
Второй зал – православный. Здесь выставлены иконы работы Ильгиза Ханова. Образы Иисуса Христа, Богоматери, священномученников Фёдора и Авраамия и другие. Образ Святой Троицы под потолком зала Ильгиз Ханов писал по проекту брата. К слову, вместе с мастерами он спроектировал и создал 87 иконостасов, 85 из которых уже установили в храмах по всей России. Например, один из иконостасов, выполненных в его иконописной мастерской размером 28 на 13 метров, можно увидеть на Соловках.
Православный зал отличают расписные стеклодувные витражи с библейскими сюжетами, например, «Рождество Христово». Здесь же установлены ящики для пожертвований на восстановление сгоревших православного и иудейского куполов Храма всех религий. Здесь же можно увидеть верхушки куполов, которые нашли на пепелище, — православный крест и Звезду Давида.
40 татарских красавиц
В следующем — исламском зале — разместилась выставка «Татар кызлары» («Татарские девушки»), состоящая из цикла работ Ильгиза Ханова, посвящённого 500-летию царицы Сююмбике. В 2016 году, к юбилею казанской царицы художник написал серию женских портретов.
«В центре зала – Сююмбике, — объясняет он. – По задумке она упала с башни и раскололась на 40 осколков – 40 татарских красавиц. Это литературные, собирательные образы. Есть тут и татарочка с цветком, и девушка, ждущая своего всадника из похода, и красавица, изображённая на фоне Храма всех религий, она мне самому напоминает «Даму с горностаем». А вот в жёлтой одежде – это моя мама. Я представил её как «мисс Вселенная» — хранительницу Вселенского храма. Серия зарождалась под впечатлением от персидских миниатюр. Думаю о том, чтобы подарить её Казани».
Далее гости проходят в Египетский зал. Планируется, что он будет украшен мозаикой. Ильдар Ханов разработал эскизы, но воплотить их в жизнь не успел. Теперь по его задумкам сделали витраж, начали выкладывать блестящей мозаикой вход в зал, перенесли эскизы в египетском стиле на белые колонны. Впереди оформление «неба», где будут парить золотые орлы. В этом зале пока хранится единственный сохранившийся автопортрет молодого Ильдара Ханова. На картине ему 25 лет.
В актовом зале Храма всех религий, который ещё называют Католическим или Готическим, проводят творческие встречи, концерты. Здесь разместилась фотовыставка скульптур Ильдара Ханова, украшающих города России. На фотографиях запечатлены, например, мозаичные знамёна из смальты, которые можно было увидеть на улице Баумана в Казани.
Рядом со сценой — мемориальный зал Ильдара Ханова, здесь выставлены его полотна, копии скульптур – всё, что уцелело во время пожара. Среди них, например, картина «Мир Тукая», которую опалило огнём по периметру.
Опалённое «сердце»
При пожаре сгорело сердце Вселенского храма – деревянный родительский дом Хановых, к которому постепенно пристраивали всё новые и новые помещения. Здесь стены, потолки, двери до сих пор обуглены. Сильно пострадала от огня комната, где Ильдар Ханов принимал гостей. Над ней раньше была библиотека, а выше, на крыше – иудейский купол, который рухнул.
В сгоревшем кукольном театре, что на втором этаже, до пожара успели провести всего несколько спектаклей. Здесь выгорело всё, включая детские верхние ложи, от которых остались только металлические кованые каркасы.
Большинство полотен Ильдара Ханова погибли в огне. Несколько уникальных работ, которые начало пожирать пламя, успели вынести. Их сейчас можно увидеть в мемориальном зале Храма всех религий, как и уменьшенные копии крупных скульптурных композиций.
Языки пламени пробились и в Буддийский зал. Здесь был рабочий кабинет Ильдара Ханова. В нём сгорела практически вся библиотека мастера и 90% его архива, включая стихи, рукописи, эскизы и документы. На каменных полках осталось с десяток книг и несколько закопчённых скульптур, подарков. Рухнула и разбилась люстра «12 знаков зодиака». Все стены этого белоснежного мраморного зала пришлось отмывать от чёрной копоти, как и золотую фигуру Будды.
В помещениях, где был очаг пожара, крыша выгорела полностью. Сейчас её восстанавливают. В пострадавших от пожара помещениях нет света и отопления. Практически все лопнувшие от высокой температуры стёкла заменили.
Пространство для творчества
В новую часть храма, которую строят уже около 10 лет, посетителей пока не пускают. По задумке, здесь должен появиться 13-метровый стеклянный купол. Рядом будущий зал современного искусства, который пока стоит без окон и которому ещё требуется внутренняя отделка и подведение коммуникаций. По планам здесь могут быть лекторий, творческий лицей.
Но первоочередная задача – восстановление помещений после пожара. Для этого организовали столярный цех. Станки из Москвы в Казань перевёз Ильгиз Ханов. «Без столярной мастерской восстанавливать храм после пожара невозможно, — уточняет он. – Эти мои станки позволят производить все работы по дереву. Изготавливать оконные рамы, двери».
О сроках восстановления ему говорить сложно, всё зависит от финансов, ведь вложения нужны серьёзные. Строители храма рассчитывают на турпоток, ищут спонсоров. Привлекают художников и мастеров, которые смогут использовать площадки храма как творческие мастерские и параллельно помогать воссоздавать храм. В здании также проходят благотворительные ярмарки.
Это открытое пространство, где можно творить. Здесь уже появились первые мастера, которые начинают проводить мастер-классы, например, по созданию мозаики.
«Нарисую картины брата заново»
Сам Ильгиз Ханов решил восстановить работы брата, которые не удалось спасти. Благо, все эти картины были опубликованы в журналах. Он распечатал фотографии на холстах в натуральную величину и уже начал, как по трафарету, наносить на них краски.
После пожара в эркере Буддийского зала установили скульптуру «Древо жизни», которую хотят украсить мозаикой из смальты. В планах организовать в этом зале занятия йогой. Готовы и несколько мозаик с изображениями солнца. Вскоре они украсят стены храма снаружи.
В Католическом зале предстоит позолотить капители – верхушки колонн, чтобы он смотрелся торжественнее. Уже привезли ножной орган, его поставят на балконе в актовом зале. Мало, кто знает, но Ильдар Ханов прекрасно играл не только на органе, но и на скрипке.
«Замыслов и задумок много, говорит Ильгиз Ханов. — Если найдутся спонсоры, то можно будет сделать отдельный вход в храм и вестибюль со стороны железнодорожной станции. Кстати, ещё брат хотел сделать пристань на Волге, чтобы к ней могли приставать катера с туристами. В 2017 году рядом открыли паромную переправу до Верхнего Услона, так что добраться с противоположного берега летом тоже удобно».
На одной из башен храма начали оборудовать смотровую площадку, с которой можно полюбоваться на купола с высоты птичьего полёта. Оттуда также откроется панорама Волги.
«Город и казанцы должны принять непосредственное участие в восстановлении Вселенского храма, — считает Ильгиз Ханов. – Ведь он был создан для них, и такого чуда света нет больше нигде. Признаться, мне обидно, что к Храму всех религий съезжаются туристы со всего мира, а казанцам это почему-то неинтересно. А ведь от центра Казани до Вселенского храма – всего 20 минут езды на автобусе».
Посетить храм можно за символическую плату – 50 рублей. Деньги, в первую очередь, пойдут на восстановление сгоревших куполов.
Храм всех религий в Казани
Источник: АИФ