9 июня в Литературном салоне Вяземской централизованной библиотечной системы состоялось торжественное открытие выставки Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность». |
9 июня в Литературном салоне Вяземской централизованной библиотечной системы состоялось торжественное открытие выставки Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность».
Старинный город Вязьма основан по мнению ряда историков еще в X веке на одной из ветвей древнего пути «из варяг в греки». Первое упоминание о Вязьме относится к 1239 г. За свою многовековую историю город не раз звучал в русской истории. Расположенный на старой смоленской дороге, как и Смоленск, он всегда вставал щитом на пути неприятельских орд, устремлявшихся к Москве. Во время Великой Отечественной войны город и его исторические памятники подверглись катастрофическому разрушению. В октябре 1941 г. в тяжелых оборонительных боях под Вязьмой, вновь вставшей на пути врага к Москве, погибли и попали в плен сотни тысяч советских солдат и офицеров. После освобождения Вязьмы от фашистских оккупантов из 35000 населения выжило не более 5000. Актуальность сохранения культурного наследия от всепожирающего пламени войны ярко видна на примере этого небольшого провинциального города. После освобождения Вязьмы советскими войсками в марте 1943 г., в городе не осталось ни одного целого здания, ни одного не пострадавшего или не разрушенного памятника архитектуры. До нашего времени дошли: памятники Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного в конце 1535 г. и в частности знаменитая своей красотой и изяществом Церковь Одигитрии – соборный трехшатровый храм во имя Божией Матери Одигитрии с пределами пророка Иоанна Предтечи и праведного Симеона Богоприиимца (XVII век); Спасская башня (XVII век), входившая в состав вяземской крепости; Троицкий собор (1674– 1876), построенный по указу царя Алексея Михайловича в честь освобождения Смоленщины от польских захватчиков; церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1785); частично сохранился ансамбль Аркадьевского женского монастыря (1832), главную церковь которого в настоящий момент занимает городская библиотека, а в одной из бывших построек монастыря многие годы успешно работает литературный салон, ставший излюбленным местом для культурной общественности города; многочисленные памятники воинской славы и доблести русской армии войны 1812 г.; мемориалы, посвященные событиям ВОВ 1941– 1945 гг.
В торжественном открытии выставки приняли участие директор Вяземской централизованной библиотечной системы Надежда Николаевна Смыслова, заведующая литературным салоном Вяземской ЦБС Елена Александровна Александрова, преподаватель художественной школы г. Вязьмы, руководитель вяземского объединения художников Геннадий Александрович Улыбин, режиссер Вяземского народного театра Андрей Георгиевич Оленев, референт отдела выставок МЦР Дмитрий Юрьевич Ревякин.
В своем выступлении Н.Н. Смыслова отметила: «Название выставки «Пакт Рериха» вызвало у меня особый интерес. Слово Пакт у нас звучит очень редко. Пакт Рериха – это международный договор, подписанный восемьдесят лет назад. Имя Николая Константиновича Рериха знают все, но подробности его жизни и деятельности известны мало. Я думаю, что Вязьме очень повезло. Мы больше узнаем о Н.К. Рерихе и его семье. На выставке представлены книги и фильмы МЦР. Мы сможем больше узнать и о Знамени Мира. Я надеюсь, что выставка будет популярной и мы с вами пополним свои знания. А знания – это сила».
Е.А. Александрова пригласила всех вязьмичей на выставку и отметила, что выставка стала настоящим культурным событием в городе. Также она поблагодарила МЦР за сотрудничество.
Г.А. Улыбин рассказал о связи Н.К. Рериха со Смоленщиной и призвал молодежь внимательно ознакомиться с выставкой: «У нас на Смоленщине тоже есть три подлинные работы Н.К. Рериха в собрании художественной галереи. Н.К. Рерих был связан с княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой, работал в ее имении. Участвовал в оформлении Церкви сошествия Святого Духа во Фленове. До наших дней дошла мозаика Спас Нерукотворный, а фрески к сожалению утрачены. Имя Рериха тесно связано с нашей смоленщиной. Я очень советую вам всем побывать в Музее имени Н.К. Рериха в Москве, где вы больше узнаете о живописи и философии Николая Константиновича и его семьи. На дворе 21 век. И что мы видим? Весь двадцатый и начало двадцать первого века войны и разрушения преследуют человечество. Казалось бы, человечество должно совершенствоваться, становиться лучше. Но мы видим обратный процесс, процесс разрушения, уничтожения. И, наверное, все наши проблемы от падения культуры, которую мы, к сожалению, наблюдаем. Разрушения на ближнем Востоке, в Ираке, в Сирии, захват боевиками «игил» древнего города Пальмира, который под угрозой целенаправленного разрушения; уничтоженные статуи Будды в Афганистане… Невероятно, как можно быть религиозным человеком и так варварски разрушать памятники культуры?! Это все от незнания, от непонимания, падения культуры и образования. У нас к сожалению тоже, после разрушения СССР произошло много отрицательных моментов. Это связано с падением в девяностые годы уровня культуры и образования, ведь мы, старшее поколение все же были воспитанниками большой культуры. Задача нашей молодежи прийти к пониманию этой большой культуры и встать на защиту нашего великого наследия русской культуры. Огромное спасибо МЦР за привезенную выставку».
А.Г. Оленев: «Художники, которые пишут картины, стихи, музыку, рождают спектакли, соприкасаются с красотой природы и неземной таинственной красотой. Именно красота вдохновляет творцов, проходит через их душу для того, чтобы засиять в нашем земном мире. В наш обиход постепенно входит слово «энергетика». Его употребляют даже популярные певцы. Давайте разберемся, а что это такое? В работах семьи Рерихов есть такое понятие как «психическая энергия». Так вот эта энергия сначала проходит через человека и только потом запечатлевается на картинах… Картина – это не только краска – это движение руки, через которую прошла эта энергия и осталась там запечатленной. Т.е. можно говорить о картинах как о кристаллах сгущенной энергии. И чем духовней художник, тем сильнее свет, запечатленный им на пространстве полотна. И когда зритель приходит на выставку он может увидеть не только красоту картины, но и почувствовать эту энергию, тот свет, который принес художник. Характерен пример троицы Андрея Рублева. Сколько ей лет, но она поражает и поражает своей красотой многочисленные поколения зрителей. Конечно, можно быть глухим и слепым и не видеть эту красоту. Есть такая история. Когда в Москву привезли Монну Лизу Леонардо, то у пушкинского музея образовались километровые очереди. И вот, среди зрителей была Фаина Григорьевна Раневская. В том момент, когда она созерцала эту великую картину, одна дамочка заметила, что на нее Монна Лиза не производит впечатления. На что Раневская ответила: «Знаете, эта дама стольких впечатлила, что она сама решает, кому показаться, а кому нет».
Николай Константинович Рерих, безусловно, является светоносным художником, а его высокие гуманистические идеи, в том числе сформулированные в Пакте Рериха, поистине освящают наш земной мир. <…> Мы очень рады и счастливы, что в город Вязьма пришла эта выставка, которая позволит в первую очередь молодежи приобщиться к большой и богатой Державе Рериха».
Д.Ю. Ревякин поблагодарил всех соорганизаторов выставки в г. Вязьма, в том числе друзей МЦР Елену Татарскую, Леонида Котырева и Андрея Оленева за помощь в организации выставки, вручил вязьмичам Знамя Мира и передал подарки от руководства Международного Центра Рерихов. По завершению торжественной части представителем МЦР была проведена экскурсия по выставке.