15 апреля 2015 года на древней земле у подножия священной горы Сулайман-Тоо в Ошском областном Музее Изобразительных искусств состоялось открытие международной выставки «Пакт Рериха. История и современность». |
15 апреля 2015 года на древней земле у подножия священной горы Сулайман-Тоо в Ошском областном Музее Изобразительных искусств состоялось открытие международной выставки «Пакт Рериха. История и современность».
Торжественное открытие выставки вел директор музея Камчибеков Мамат, скульптор, Член Союза художников СССР, автор Памятника погибшим в Великой Отечественной войне «За нами Родина», памятников Алайской царице Курманжан Датке. Он обратил внимание всех собравшихся на то, что Пакт Рериха – это первый Международный договор, направленный на защиту памятников культуры не только в военное время, но и в мирное. Боль от разрушения талибами в 2001 г. статуи Будды в Бамиами не утихает до сих пор, поэтому актуальность Пакта Рериха в наше время не теряет своего значения и важности. М. Камчибеков поделился воспоминаниями о посещении Музея Международного Центра Рерихов, поблагодарил сотрудников МЦР за организацию такого перспективного проекта в деле сближения народов мира. «Единение в прекрасном вливает согласие в мышление, приумножает добрые силы, сплачивает у Знамени Мира, у Знамени Культуры!» – эти слова Великого художника Н.Рериха стали своеобразным девизом художников юга Кыргызстана.
Сотрудник Тянь-Шаньского общества Рерихов Сыдыкова Н.К. прочитала, собравшимся Обращение Генерального секретаря ООН к открытию выставки, посвящённой 80-летию подписания Пакта Рериха.
Затем выступила Захарова Антонина Евдокимовна – старший научный сотрудник НАН Кыргызской республики (Южное отделение), кандидат исторических наук. В своем приветствии она сказала, что Ошской древней священной земле выпала счастливейшая возможность познакомиться с творчеством Николая Константиновича Рериха – человека планетарного масштаба, вселенского мышления.
Примечательно то, что открытие Выставки начинается у священной горы Сулайман-Тоо, с незапамятных времён, почитаемой в народе, местом поклонения и нравственного возрождения.
Для Н.К. Рериха Азия являлась колыбелью современной цивилизации. В своём творчестве Н.К. Рерих запечатлел в неповторимом и многообразном облике азиатские петроглифы и менгиры, керексуры и буддийские ступы, древние мазары, монастыри и храмы.
Идеи Пакта Рериха, призывающие к защите исторических памятников, музеев, научных и культурных учреждений и их сотрудников в мирное и военное время, необходимы нам сегодня, как никогда. Вооружённые конфликты в различных странах мира требуют от человечества миролюбия и стремления к сотрудничеству. Н.К.Рерих призывает нас обратить наш взор к ценностям культуры, беречь наши древние памятники, приумножать духовные сокровища страны, планеты.
Национальное достояние Кыргызстана гора Сулайман-Тоо в жизни южного региона страны имеет чрезвычайно большое значение. Феномен Сулайман-Тоо заключается в непреходящей духовной и исторической ценности.
Богатая история Сулайман-Тоо, уходящая своими корнями вглубь тысячелетий, явилась благодатной почвой для возникновения множества народных преданий, легенд, мифов, наполнивших само существование горы мистическими сказаниями об истории её возникновения, сакральных тропах и пещерах, её священной целительной силе. Эти сокровища устного народного творчества передавались из поколения в поколение, и сегодня они составляют одну из важнейших частей историко-культурного наследия Кыргызстана.
Фантастические сюжеты, яркий образный язык, краткость, глубина и ёмкость изложения, трепетная любовь к родному краю, веяние древней истории – отличительные черты народных преданий, легенд, сложившихся на протяжении многих столетий. Эти великолепные произведения устного народного творчества составляют ныне уникальное наследие далёких предков. «Прислушайтесь к шуму бурной горной реки Ак-Бууры. Слышите ли в нарастающем шуме бурлящей воды мелодичный трезвон серебра:
«И стоит тот благословенный город на краю мира.
И земля его сделана Богом из света,
Камни – из солнечных искр,
А воздух и вода там – райские.
Подпирает же небо лазурное чудо-гора…» (Из старинного сказания о городе Ош).
Кутманалиева Джиргал Аджикеевна, поблагодарив Антонину Захаровну за поэтическое выступление, передала слово одному из самых ярких представителю Южной школы живописи Толонову Ырысбаю. В своём выступлении он обратил внимание собравшихся на фотографию выставки «Очередь в музей Рерихов», сказал о большой роли творчества Рерихов, отца и сына, для мировой культуры. Его, как художника, беспокоит мусульманский экстремизм, разрушающий древние памятники культуры. Сердечно, от всей души он обратился к молодёжи с призывом беречь культурное наследие своей Родины, расширять свой кругозор. Искусство и культура – это индикаторы внутреннего состояния общества, по которым судят о потенциале всего общества, и страны в целом. Искусство и культура – это визитная карточка страны. Мнимая скромность, пассивность сегодня неуместна, необходимо проявление гражданской активности, инициативности во всем. На наших глазах творится история. Дорогу осилит идущий.
Затем выступила научный сотрудник музея ИЗО Аранбаева Замира. В своём выступлении она сказала, что 15 апреля 1935 года был подписан Пакт Рериха об увековечивании культурных и исторических памятников. «Сегодня исполняется ровно 80 лет создания Пакта, который по календарю совпадает с сегодняшним днём. Мне довелось побывать в Москве на выставке в Музее имени Н.К. Рериха. Было очень приятно вновь побывать во второй раз на выставке «Пакт Рериха. История и современность» уже на родной земле. Эта выставка очень актуальна по отношению к событиям, которые происходят в Украине, Афганистане, Йемене, Ираке и других странах, где разрушаются памятники культуры, истории и архитектуры. Нас не может не волновать вандализм на Украине, где разрушают памятники Ленина и других советских деятелей.
Председатель Тянь-Шаньского Общества Рерихов Кутманалиева Джиргал Аджикеевна выразила свою солидарность с предыдущим оратором: «Каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру человечества, поэтому разрушения, наносимые культурным ценностям народа, проживающего в любой точке Земли – это общая угроза для культурного наследия всего человечества. Главная цель этих уничтожений – стереть с лица Земли все следы народов, их память, самобытность и веру в Будущее.
В фондах Ошского областного музея изобразительных искусств есть произведения мастеров художественного творчества начала прошлого века. «Портрет М.Рыскулова» кисти Давида Флекмана, работы Народного художника КР Амана Асранкулова, ранние произведения Народного художника – нашего аксакала в художественном мире Г.Айтиева.
В 1935 г. по инициативе Семёна Чуйкова была создана первая художественная галерея, её фонды вошли в основание Первого Музея изобразительных искусств в Кыргызстане. В этом чувствуется общий ритм космоса в продвижении эволюционных идей на Земле.
Во время Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих, Юрий Николаевич, знакомясь с положением памятников древностей Центральной Азии, пришли к убеждению, что процветание и укрепление государств зависит от охранения живой ткани культуры. Это направление в нашем настоящем должно стать основным приоритетом.
Публикации по теме:
Пакт Рериха — Круг Вечности // Эхо Оша. 18.04.2015
[Источник]