В издании «Российская Газета» от 20.06.13 вышла статья И. Дмитрячева «Знамя Мира водрузили над Женевой», посвященная выставке «Пакт Рериха. История и современность», организованной в Европейском Отделении ООН Международным Центром Рерихов совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов и Постоянным представительством РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве при поддержке Министерства иностранных дел РФ. |
Илья Дмитрячев
Большой светящийся изнутри глобус медленно вращался, вызывая неподдельное любопытство у всех, кто оказался в этот день – по работе или на экскурсии – во Дворце Наций, штаб-квартире Европейского отделения ООН в Женеве.
Посетители здания, где расположилось представительство всемирной организации, с удовольствием фотографировались около модели нашей планеты с установленными на ней флажками, символизирующими Знамя Мира. После импровизированной фотосессии люди оглядывались по сторонам и, привлеченные картинами Николая Рериха, начинали знакомство с выставкой «Пакт Рериха. История и современность».
Основная задача экспозиции, организованной Международным центром Рерихов (МЦР) совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов, – напомнить о необходимости объединения усилий мирового сообщества во имя сохранения и защиты культурного достояния человечества. Мир на планете Земля возможно сохранить, по глубокому убеждению Николая Рериха, только сохранив на ней культуру.
Поэтому лейтмотивом Пакта был его призыв: «Мир через культуру». Все эти цели вот уже как почти 80 лет прописаны в Пакте Рериха. Документ, увековечивший имя его автора, выдающегося русского художника, мыслителя, гуманиста и общественного деятеля Николая Рериха был подписан еще в 1935 году, став первым в истории международным договором о защите культурного наследия. Но, как выясняется, сегодня мало кто осведомлен о его существовании.
– В апреле прошлого года мы провели похожую выставку в Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже и были удивлены, что многие работающие там представители других государств не имели представления о Пакте Рериха. Для нас это было неожиданностью, – говорит заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Наталья Черкашина.
Николай Константинович Рерих мечтал, что там, где будет развиваться Знамя Мира, не будет войн, не будут уничтожены памятники культуры, не будут убиты люди…
Получается, что если уж в ЮНЕСКО не все знают о Пакте, который лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 1954 года, то что уж говорить о широкой публике? Дабы исправить это положение, МЦР и организовал масштабную международную выставку, которая с мая этого года начала свое турне по странам Латинской Америки, являющихся также подписантами Пакта Рериха. В экспозицию этих выставок вошли около 200 экспонатов.
– Необходимо просвещать общество, показывая то, что понимала великая семья Рерихов: каждый народ имеет собственные духовные ценности и памятники, нуждающиеся в охране, – подчеркнул президент МЦР Алексей Постников.
Центральное место на стендах, установленных в фойе одного из самых оживленных зданий комплекса, корпусе «Е», где традиционно проходят важнейшие конференции, занимают картины художника. Большинство из них так или иначе связаны с Пактом Рериха. Например, некоторые полотна были специально написаны к Международным подготовительным конференциям к принятию договора – в Брюгге в 1931 и 1932 годах и в Вашингтоне в 1933 году.
Далее им на смену приходят исторические фотографии. На них видны развалины Дрезденской картинной галереи, не пережившей бомбардировок Второй мировой войны, разграбленный и сожженный Гатчинский дворец под Санкт-Петербургом… Проходят годы, но ничего не меняется, вторят им современные снимки, демонстрирующие, что базовые принципы, заложенные в Пакте Рериха, и по сей день грубо нарушаются: уничтоженная талибами статуя Будды в Бамиане, разграбленный Национальный музей Ирака, разрушенные мечети в Косово и храмы в Сирии…
Фотографии говорят сами за себя. Поэтому именно сейчас, уверены в МЦР, Пакт Рериха как никогда актуален и, в отличие от Гаагской конвенции, всеобъемлющ, так как более полно охватывает все сферы культурной деятельности человечества и обязывает защищать не только объекты культуры в мирное и военное время, но и весь персонал, работающий на этих объектах.
Заместитель генерального директора музея по научной работе Виктор Фролов, в свою очередь, уверен, что проблема заключается в том, что человечество еще всерьез не приступило к реализации этих идей. «Реализация идей и статей Пакта, – считает он, – может потребовать дополнительных, конкретных мер, но сами они должны остаться нерушимыми, так как отвечают чаяниям подавляющего большинства человечества: культура содержит тончайшую энергетику, а мы посредством этой энергетики взаимодействуем с более высокими структурами Космоса».
По его словам, в настоящее время на Землю идут мощные потоки энергии из Космоса и только человек, обладающий высокой энергетикой культуры, способен ее ассимилировать, но он этого не сможет сделать, не сохранив на нашей планете культурное наследие человечества и не обогатив себя им.
Более того, Николай Константинович считал, что этот Пакт налагает обязательства не только на государства, его подписавшие, но и на общество в целом.
– Пакт Рериха имел широкую направленность и был рассчитан в какой–то мере на массовое движение в защиту культуры, – считает Людмила Шапошникова, первый вице–президент Международного центра Рерихов, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха. – Николай Константинович писал: «Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми». Только общество в целом может реально сделать что-либо для культуры, ибо оно, а не власти предержащие, является ее носителем, оно, а не государственные чиновники, может реально организовать защиту культуры»… Сама культура, будучи пространством свободного творчества, имеет общественные и народные корни. Культура создается обществом и для общества. «Кроме правительственных распоряжений, – писал Николай Рерих в связи с Пактом. – Именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение».
Выступая на открытии выставки, генеральный директор Европейского отделения ООН в Женеве Касымжомарт Токаев назвал выставку, а равно как и само заключение Пакта Рериха, уникальным событием.
– Оно уникально в том смысле, что философское мировоззрение Николая Рериха было облечено в юридическую форму, и это – редчайший случай в истории человечества и международных отношений, – сказал он, признав, что, по сути, Николай Рерих опередил свое время. – И хорошо, что выставка распространяет и объясняет идеи и философские концепции Николая Рериха».
И в этом, по мнению Токаева, большая заслуга Международного центра Рерихов, ассоциированного члена Департамента общественной информации ООН, который на протяжении многих лет ведет огромную работу по популяризации миротворческих идей Николая Рериха в мире.
Один из разделов экспозиции посвящен советскому и российскому дипломату Юлию Воронцову, который последние годы своей жизни являлся президентом МЦР и который приложил много сил для распространения идей Пакта Рериха.
– Он был не только выдающимся дипломатом. Работая послом в Индии, он приложил немало усилий, чтобы собрать наследие Рериха, разместить его в МЦР и через выставки, лекции, книги рассказывать о великом наследии международному сообществу, – заметил в свою очередь постоянный представитель РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин. Кстати, Постпредство вместе с МИД России активно содействовали в организации этой выставки.
Речи дипломатов звучали с трибуны, возвышавшейся на фоне большой картины «Мадонна Орифламма», написанной Рерихом в 1932 году. Этот сюжет выбран совсем не случайно, так как в своих руках Богоматерь держит символизирующее Пакт Знамя Мира, белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Это символ единства прошлого, настоящего, будущего в круге Вечности, а также символ единства науки, искусства и религии в круге Культуры.
– На выставке мы показываем, что этот символ прошел через века. Он использовался практически всеми народами, – рассказывает Черкашина. – Знак триединства виден на статуэтке индийского жреца, датируемой тремя тысячами лет до нашей эры, на греческих вазах, на мусульманских мечетях и на христианских храмах, на русских иконах и на японских гравюрах. Николай Константинович мечтал, что там, где будет развиваться Знамя Мира, не будет войн, не будут уничтожены памятники культуры, не будут убиты люди.
Словно в подтверждение того, насколько много еще предстоит сделать на этом пути, на большом глобусе, установленном при входе в выставочный зал, флажками отмечены координаты, где развевается это знамя. Мини-стяги с тремя амарантовыми кругами возвышаются над Москвой и Нью-Йорком, Нью-Дели и Буэнос-Айресом, над Южным и Северным полюсами… Но смотрятся они пока все-таки очень одиноко…
В начале мая подобная экспозиция была организована в столице Аргентины – Буэнос-Айресе. В этом и следующем году планируется их открытие в Уругвае, Перу, Чили, Бразилии, а также в Германии, Испании, Индии, Китае, Монголии, Японии и других странах мира.
Международный Центр Рерихов при поддержке своего мецената Бориса Булочника совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов стремятся к тому, чтобы эта выставка с призывом Николая Рериха «Мир через Культуру», приуроченная к 80-летию Пакта Рериха, которое будет отмечаться в 2015 году, побывала во многих странах мира.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6107 от 20 июня 2013 г.