Кроме клича Культуры, мы имеем уже над
собою и Знамя Мира, светлые заветы которого
да не иссякнут в сердце человеческом.
Н.К. Рерих
Н.К. Рерих — выдающийся русский художник, ученый и мыслитель, академик Российской академии художеств, крупный историк и археолог, путешественник и общественный деятель мирового масштаба. Николай Константинович оставил миру огромное творческое наследие — более 7 тысяч картин и около трех десятков томов сочинений, организовал и провел самую широкомасштабную экспедицию в истории исследования Центральной Азии и стал автором международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Этот уникальный международный документ, получивший имя его создателя, известен чаще как Пакт Рериха или Пакт Культуры. Инициированный человеком высочайшего духовного плана, чьи идеи имеют огромное мировое значение не только для настоящего времени, но и для будущего, Пакт Культуры был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями 21 страны обеих Америк – Северной и Южной. Знаменательно, что именно Н.К. Рерих стоял у истоков формирования международного гуманитарного права в области мировой культуры. Автор Пакта — «Красного креста Культуры», как иногда называл его Рерих, — предложил мировому сообществу идею защиты исторических и культурных ценностей исключительно индивидуально и безвозмездно. Уникальность Пакта Рериха состоит и в том, что философское мировоззрение его автора было гениально облечено ученым в юридическую форму, и впоследствии этот документ стал основой современной международной правовой системы сохранения и защиты культурных ценностей. Это редчайший случай, когда гражданская инициатива мыслителя, широко поддержанная международной общественностью, реализовалась в форме юридического Договора.
С 1921 по 1931 годы, деятельно развивая новую эволюционную идею, Н.К. Рерих совместно с Е.И. Рерих выступил основателем целого ряда культурных и научных организаций, имеющих поистине планетарное значение. Среди них: Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международное Объединение художников «Пылающее сердце» (Cor Ardens,), Международный Центр Искусств «Венец мира» (Corona Mundi), Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», Всемирная Лига Культуры и др.
Н.К. Рерих стал почетным президентом, действительным и почетным членом многих десятков научных и культурных организаций в разных странах мира; за высокие заслуги в деле культурного строительства награжден орденами, медалями и дипломами. В 1929 году за организацию международного движения в защиту культурных ценностей и авторскую концепцию Культуры, воплощенную в Пакте Рериха, профессор Рерих, наряду с четырьмя государственными деятелями США, Франции и Англии, Департаментом Международного права Парижского Университета и комитетом по выдвижению кандидатов на присуждение премии, куда входили представители и члены университетов многих стран, был выдвинут на Нобелевскую Премию Мира. Современники видели в русском художнике, прежде всего, водителя культуры [1]. Это первый случай, когда кандидатура художника и ученого была выдвинута на присуждение Премии Мира на основании того, что авторская концепция Культуры, действенное стремление мыслителя к миру между народами, широкое искусство и культура создавали лучшее взаимопонимание в международных отношениях. Такое сотрудничество вылилось в конкретное международное движение многих стран за Мир и Культуру в начале XX века. Н.К. Рерих впервые внятно и убедительно для всего человечества заявил о необходимости объединения международных усилий для защиты культурных ценностей под эволюционным стягом Знамени Мира независимо от расовой, этнической принадлежности народов и наций. Идеи Николая Рериха имели и имеют высокий уровень общественной поддержки. Их приветствовала как широкая публика, так и музейное и научное сообщество во многих странах мира, ведь этот договор в юридическом поле обеспечивал безусловную защиту исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений и их многочисленных сотрудников.
В тексте обращения комитета по выдвижению кандидатов на присуждение премии было сказано: «С 1890 года Николай Рерих в своих книгах, лекциях, исследованиях, картинах и во многих сферах, в которых проявлялась его выдающаяся личность, действенно разъяснял учение о международном братстве. Его пропаганда мира принята более чем в 21 стране, и о её признании и влиянии свидетельствуют самые различные мероприятия, в которых профессор Рерих был приглашён принимать участие.
Картины одного из величайших известных в истории художников отражают великую красоту и духовный свет, символизирующие его учение. Значение этих всемирных обращений выразилось в создании Музея Рериха <…>, где люди имеют постоянную возможность знакомиться с его учением.
Мы твердо верим, что окончательный и стабильный международный мир достижим только путем просвещения людей и путем постоянной и внушительной пропаганды братства, созданного культурой, поэзией и красотой во всех сферах жизни. Труды Рериха на протяжении последних тридцати лет — это великий призыв к миру: любить людям друг друга» [2].
Имя Н.К. Рериха носят многие культурные организации в разных странах, а также музеи и улицы. В самом конце XX века одной из малых планет Солнечной системы, открытой астрономами Крымской астрофизической обсерватории, присвоено имя «Рерих» в честь всей семьи [3, с. 29].
Рериховская концепция Культуры стала крупнейшим достижением научно-философской мысли прошлого века и, как подтверждает история, остается актуальной для человечества и в XXI веке. Представленная концепция основана на методологических положениях философской системы Живой Этики, разработанной Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока. Основные идеи данной концепции подробно прописаны Н.К. Рерихом в его философско-художественных очерках о культуре, и Пакт Рериха явился значительным действенным её выражением.
Николай Константинович Рерих был одним из немногих в XX веке, кто понимал смысл истинной Культуры и её космическую роль в эволюции человека. Среди подходов к осмыслению Культуры Рерих был первым среди ученых, общественных деятелей, кто увидел ее как единое явление в контексте эволюционного процесса, протекающего в целостной структурированной системе Мироздания. Рерих также впервые философски исследовал конкретные механизмы взаимодействия внутренней тонкой структуры человека с Космосом в духовном процессе созидания планетарной Культуры. В своих многочисленных литературных очерках Н.К. Рерих, отмечая энергетическую природу Культуры, подчеркивает, что Культура может созидаться и поддерживаться только огнем духа и сердца. По мысли художника, дух и сердце — две важнейшие философские категории, крайне необходимые для понимания сущности истинной Культуры. Сердце, здесь мы его понимаем как сердце духовное, как тончайшее внутреннее пространство человека, и его огненный дух — едины. В философской системе Живой Этики сердце названо «зданием огненным» и «домом Духа», исходя из чего, мы можем назвать его высочайшей огненной энергетикой в человеке, которая облекает дух. В то же время сердце человека выступает и средоточием его сознания и в силу этого проявляет себя в познавательной функции исследователя. В сердце заключена особая способность синтеза, сердечного мышления и мгновенного восприятия событий, названных в совокупности — мудростью. Мудрость же постигает окружающую действительность более качественно и глубоко, чем интеллект, и эта мудрость сердца связана с этическими основами жизни человека [4, с. 44].
Одной из важнейших особенностей духа и сердца человека как энергетической целостной системы является то, что в ней конденсируется познавательная сила человека, которая, прежде всего, проявляется в творческом труде именно через сердце человека и напрямую связана с развитием его культуры. «Культура сердца не накопляется, не получая соответственного питания, — сказано в Живой Этике. — Также лучший аккумулятор будет бездействовать, если он не защищен и не соединен правильно. Сердце требует постоянного питания, иначе, лишенное связи высшей, оно разлагается» [5, п. 9]. Воздухом для питания тонкой структуры сердца человека является потенциал и качество психической энергии, накапливаемой им в процессе проявления духовных качеств: миролюбия, героизма, самоотверженности, служения общему благу, милосердия, дружелюбия, стремления к сотрудничеству и многих других нравственных устоев и особенностей культуры сердца. В «Сердце» – седьмой книге Живой Этики сказано: «Без качества куда же пойдем? Без сердца что поймем? Без красоты что достигнем? Спросят: “Почему сперва «Беспредельность», потом «Иерархия» и лишь после «Сердце», отчего не наоборот?” Но раньше направление, потом связь, после средство» [5, п. 6].
У всех культурных героев прошлого и настоящего, подвижников духа и мысли возникает едина цель — направить человечество на путь Истины посредством культуры сердца. Рерих постигал философское и космическое значение Культуры и стремился в своем творчестве отразить эти эволюционные процессы, донести знания об этих явлениях через свое творчество другим сознаниям, при этом отмечая важность того, что смешение понятий Культура и цивилизация — одно из заблуждений, широко распространенных в ученых и общественных кругах самых разных направлений. Оно укрепилось в XX веке, и мы все еще наблюдаем его и в начале века XXI.
Проблему, что есть Культура и что есть цивилизация, нужно решать, по мнению Н.К. Рериха, лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо Культура есть явление духа, действующее в соответствии с закономерностями его энергетики. «Многозначительно приходится повторять понятие о Культуре и цивилизации, — писал Н.К. Рерих. — К удивлению, приходится замечать, что и эти понятия, казалось бы, так уточненные корнями своими, уже подвержены перетолкованиям и извращению. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова «Культура» «цивилизацией». При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни» [6, с. 142].
И если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех её материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своего существа и назначения. Отождествление же цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим, что случается часто, давала возможность навязывать Культуре несвойственные ей функции, а цивилизации приписывать то, что совсем не было для нее характерным.
Методология понимания сущности Культуры и цивилизации, которую мы находим в книгах Живой Этики, в очерках Рериха, его художественных работах и социальных проектах, является одним из фундаментальных и философских факторов, связанных в первую очередь с Космической эволюцией человечества. Ключевой фигурой в этом энергетическом процессе, как для мира, так в особенности для России, по мысли Н.К. Рериха, является духовный подвиг Святого Преподобного Сергия Радонежского — Высокого Воспитателя «русского народного духа», Истинного Подвижника Православия, Воеводы «за правду и строительство» [7, с. 75], заложившего основы русской государственности и культуры. По мысли историка В.О. Ключевского, Сергий Радонежский оживил и привел в движение нравственное чувство народа, поднял его дух выше его привычного уровня [8, с. 22]. Вся жизнь великого Наставника была самоотверженным служением людям, которые находили в нем прибежище, защиту и источник несказанной мощи. Преподобный, складывая характер народа, учил его своим примером — непрестанным радостным трудом и молитвой сердца. Труд, как духовный, так и физический, способствовал укреплению нравственности, достоинства и национального самосознания русского человека.
Н.К. Рерих называет Святого Сергия великим Строителем Общины, Создателем духовной Культуры Руси. Созвучные мысли высказывал Павел Флоренский: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сводятся к Преподобному. В лице его русский народ осознал себя, своё культурно-историческое место, свою культурную задачу, и только тогда, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность» [9, с. 164].
В сущности, взгляды многих философов, ученых и художников, представителей русского космизма, совпадали с рериховскими идеями. К примеру, Н.А. Бердяев писал: «Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная культура) есть Культура духа; всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [10, с. 166].
И еще одна цитата Н.А. Бердяева: «В более глубоком смысле — Культура вечна. Античная культура пала и как бы умерла. Но она продолжает жить в нас как глубокое наслоение нашего существа. В эпоху цивилизации Культура продолжает жить в качествах, а не в количествах, она уходит в глубину [сердца]» [10, с. 172].
В этих двух фрагментах Бердяев сумел охватить наиболее существенные особенности Культуры как ярко выраженной категории духа. Рерих же не только разворачивает и углубляет особенности Культуры, подмеченные Бердяевым, но и вводит в научный оборот многие, неизвестные до него понятия и определения. Его очерки о Культуре можно назвать философско-художественными. В них четкость научного мышления органически сочетается с поэтической образностью формы. «Культура, — пишет Николай Константинович в одном из очерков, — есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты» [6, с. 42].
Так в соответствии с взглядами представителей русского космизма было бы логично высказаться на языке В.И. Вернадского, что энергия разумной человеческой деятельности, многие тысячелетия участвовавшая в преобразовании косного физического вещества, сотворила новую, тонкую оболочку Биосферы, которая в высших своих проявлениях наиболее утонченной и одухотворенной материи создаёт природную ткань космической культуры. Культура, таким образом, зарождается с возникновением сознательных форм жизни в веществе и в биосфере планеты. Качественная стадия становления культуры, как среды образования ноосферы, определяется доминированием сознательной творческой деятельности человека разумного [11, с. 349].
К пространству Культуры мы можем причислить, прежде всего, те проявления творчества духа, которые как бы сами собой вытекали из загадочных глубин самого исследователя и были сродственны его сердцу. Они носили естественный характер, созвучный эволюционным процессам космоса. Песенное и музыкальное творчество, искусство во всех его многогранных проявлениях, различные религиозные поклонения, этические нормы, литература, философия, наука и многое другое, казалось, появились вместе с человеком, произрастали и развивались вместе с его сознанием. В отличие от материи цивилизации, создаваемой человеческими руками и интеллектом, дух Культуры вырабатывался как бы сам собой, создавая поразительные и прекрасные рисунки космического творчества. «Культура, в отличие от цивилизации, — отмечает Л.В. Шапошникова, генеральный директор Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха, — является самоорганизующейся системой духа» [4, с. 42], действующей в созвучии со степенью и особенностью энергетики духа, проявляющегося через пространство сердца человека, или, иными словами, самоорганизация духа есть беспредельная конфигурация проявления духовной культуры.
И еще одно удивительно точное и яркое определение Культуры, данное Н.К. Рерихом: «Культура покоится на Красоте и Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит, к познаванию механическому нужно добавить огонь сердца. В этом будет уже первое отличие Культуры от цивилизации» [6, с. 63].
Называя Культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание Красоты спасет мир», — так с небольшой поправкой повторил художник слова Достоевского. В этой формуле заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, энергетическое поле которой и есть источник Красоты. Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека. «Реальная победительница в жизни — Красота» [6, с. 28], — справедливо отмечал Николай Константинович. Так художник стремился возжечь в людях чистый огонь спасительного «осознания Красоты», реальной утонченной культурной силы, способной каждодневно совершенствовать жизнь [12, с. 207]. Восприятие Прекрасного воспитывает в народах «философское и утонченное созерцание мира» [4, с. 44].
Культура как таковая не существует без творчества. Ибо именно творчество и есть та энергетическая сердцевина, без которой самоорганизующаяся система духа не может продвигаться от простого к сложному, от плотного состояния к утонченному. Творчество роднит земного человека с Богом-Творцом и указывает ему тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса. Именно творчество как явление Культуры в самом его широком смысле дает возможность сотрудничества с Высокой Космической Иерархией. Энергетически усиленное «языком сердца», творчество рождает для самого творца возможность прорыва в неизведанное, в Беспредельность. Николай Рерих пишет: «Язык творчества и есть тот общечеловеческий язык, понимаемый сердцем. А что же может быть более светоносно, более взаимопонятно, нежели язык сердца, перед которым все звуковые наречия являются скудными и примитивными? Только творчество во всем его многообразии вносит мирную объединяющую струю во всё жизнестроение. И тот, кто, несмотря на окружающие затруднения, стремится по этому пути Света, тот выполняет насущную задачу эволюции» [6, с. 51].
Такие высокоэнергетические явления человеческого духа, как творчество, пронизанное сердечностью и любовью, есть неотъемлемая часть Культуры как таковой. Без этих качеств, справедливо утверждает Рерих, нет культурного человека. В рериховской богатой и многоцветной палитре Культуры не существует места бездуховным, сухим «образованцам», нет места тем, кто знает за обедом, в какой руке держать вилку, а какой нож, но не имеет представления о тех Высших Силах, которые заключены в нем самом. «Духовность, религиозность, — пишет Николай Константинович, — подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца — разве не расцветают они в Саду Прекрасном? <…> Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к Культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса» [6, с. 102-103]. Культура не может существовать без естественной связи с Высшим Миром, Вселенским Небом.
Из всего этого следует, что самая главная характеристика культуры — это её связь с Высшим Миром. Причем эта связь человека с Духовной Иерархией Света обусловлена развитием его сердечных качеств и светлых устремлений духа, которые являются «путями сообщения с высшими энергиями» [5, п. 374]. Духовная жизнь сердца человека основана именно на этой чистой связи с Высшим миром, и, напротив, бессердечие коренится в отклонении от серебряной нити эволюции. Сегодня техногенно-потребительский тип цивилизации все больше становится враждебным Культуре, порождая искусственные, насильственно-магические методы подчинения сознания человека животным инстинктам, низменным вожделениям и волевым установкам лжеучителей, которые пытаются задержать духовное развитие человечества.
Можно предположить, что именно в невежестве, при котором происходит пробуждение низменных свойств человека, и заключена причина многих кризисов, болезней и страданий. В современном мире именно сердечнососудистые заболевания стали индикатором нравственного нездоровья человечества. Н.К. Рерих особо подчеркивал связь культуры и сердечности человека. Художник утверждал: «Сердце есть врата Истины <…> Будем же из разных стран, в разных условиях, в разных взаимоотношениях устремляться к той неопровержимой истине, что сердце человеческое есть хранитель Культуры, а Культура есть радость восхождения сознаний народов. В разных странах будем пристально следить за упрочением Пакта для охраны Культурных сокровищ» [13, с. 125, 153]. Культура есть сердце» [14, с. 86].
В своих философско-художественных очерках Николай Константинович выработал совершенно новую концепцию Культуры, пронизанную идеями Живой Этики и имеющую практическое эволюционное значение. Среди различных достижений XX века эта реальная концепция, связанная с проблемами Космической эволюции, была одним из важнейших его нахождений. Когда мы значительнее осмыслим ее, поймем ее особенности и суть, то разница между Культурой и цивилизацией увидится еще резче, и смешение этих понятий ввиду обозначившегося отчетливее контраста окончательно станет недопустимым.
«Именно Культура, — писал Рерих, — есть сознательное познавание, духовная утонченность и убедительность. Между тем как условные формы цивилизации вполне зависят даже от проходящей моды. Культура, возникнув и утвердившись, уже неистребима. Могут быть различные степени и методы ее выявления, но в существе своем она незыблема и прежде всего живет в сердце человеческом. Случайная фраза рассудка может удовлетвориться и механической цивилизацией, тогда как просветленное сознание может дышать лишь в Культуре. Казалось бы, уже давно сказано, что Культура есть то прибежище, где дух человеческий находит пути к религии и ко всему просветительному и прекрасному» [15, с. 12]. Утверждение Рерихом высоких идеалов Культуры стало своего рода возведением социального тела планеты, ее материальной основы к духовной мощи Неба.
Рерих в своих очерках все время обращает наше внимание на то, что во взаимодействии Культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, ибо это избавит цивилизацию от многих проблем и искажений, ей свойственных. «Будем помнить завет Света, — пишет художник, — что прежде всего самое важное для нас — дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте — богатство» [6, с. 31].
И ещё очень важное утверждение Н.К. Рериха для нашего понимания значения истинной Культуры: «Мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути Культуры, но тем заботливее мы должны охранять доступы, к ней ведущие. Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения традиции Культуры. Там, где Культура, там и Мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета Культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение, и после этого синтез, [как результат длительного воспитания сердца], открывает врата высокой культуры» [16, с. 75-76].
Культурному человеку, соприкоснувшемуся с наследием великой семьи Рерихов не понаслышке, а пытающемуся в собственной жизни реализовывать вдохновившие его Знания, станет понятно утверждение, что Рерихи — это воплощенное в человеке явление космического масштаба. Их творчество, выраженное в мыслях, словах, художественных образах, действиях, охватило всю планету и вышло в космические просторы. Утвердив значение Красоты земной, Рерихи всем творчеством своей жизни выявляли надземные, духовные корни этой Красоты и далее соединяли, сочетали, возрождали утраченные и искаженные связи земного и надземного, материи и духа.
Библиографический список
1. Рудзитис, Р.Я. Николай Рерих — Водитель Культуры / Р. Я. Рудзитис. — Рига: Латвийское общество Рериха, 1990. — 26 с.
2. Содружество. — М, 2002. — №4. — 12 с.
3. Планета «Рерих» // Защитим имя и наследие Рерихов. — М.: МЦР, 2005. — Т. 3. — С. 29 — 32.
4. Шапошникова, Л. В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире / Л. В. Шапошникова // Культура и время. — М., 2005. — №4. — С. 41 — 51.
5. Живая Этика. Сердце. — М.: МЦР, Мастер-Банк, 2012, — 464 с.
6. Рерих, Н. К. Культура и цивилизация / Н. К. Рерих. — М.: МЦР, 1997. — 200 с.
7. Рерих, Н. К. Свет Неугасимый / Н. К. Рерих // Душа народов. — М.: МЦР, 1995. — 104 с.
8. Ключевский, В. О. Благодатный воспитатель русского народного духа / Ключевский В. О. // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. — М.: МЦР, 2014. — С. 7 — 23.
9. Флоренский, П. А. Оправдание космоса / П. А. Флоренский. — СПб.: РХГИ, 1994. — 224 с.
10. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. — М.: Мысль, 1990. — 176 с.
11. Чирятьев, М. Н. Одухотворенное знание — источник науке будущего / М. Н. Чирятьев // Живая Этика как творческий импульс космической эволюции: матер. междунар. науч.-общест. конф., г. Москва, 2011 г. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2012. — 496 с.
12. Рерих, Н. К. Terror Antiquus / Н. К. Рерих // Химават. — Самара: Агни, 1995. — 256 с.
13. Рерих, Н. К. Листы дневника / Н. К. Рерих. — М., МЦР, 1995. — Т. 1. — 672 с.
14. Рерих, Н. К. О Вечном / Н. К. Рерих. — М.: Республика, 1994. — 462 с.
15. Рерих, Н. К. Нерушимое / Н. К. Рерих. — Рига, Виеда, 1991. — 236 с.
16. Рерих, Н. К. Знамя Мира / Н. К. Рерих // Знамя Мира. — М.: МЦР, 2005. — С. 74 — 78.
Материалы XVI международной научно-практической конференции «Осознание Культуры – залог обновления общества»,
Севастопольский государственный университет.
– Севастополь, «Рибест», 2015. С. 5-14