Космос, яркий и многоцветный, всеми красками радуги переливается на фризе зала Знамени Мира. Голубое свечение рождающихся звезд, мерцание далеких галактик, загадочные туманности… «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха», – записал в бортжурнале Юрий Гагарин, первый человек, побывавший в Космосе.
В центре зала – вращающаяся модель земного шара – наша Планета, наш общий дом в пространстве Космоса. На светящейся орбите – модели орбитальной космической станции «Мир» и космического корабля «Спейс Шаттл».
И главный объединяющий экспонат зала – Знамя Мира – «на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы» (Н.К. Рерих). Триединство важнейших понятий эволюции: прошлого, настоящего и будущего; человека, планеты и космоса; искусства, науки и религии. Знамя Культуры, которое поднял над Землей Н.К. Рерих.
Почтовая открытка по эскизу Н.К. Рериха «Pax culture». 1931 |
Еще на рубеже XIX – XX веков в России Рерих начал активную борьбу против разрушения исторических памятников архитектуры и других художественных ценностей.
«По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно, – писал он после путешествия по древнерусским городам. – Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного <…> Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной».
Выступая в различных обществах, печатая свои очерки и статьи, он обращается к русской интеллигенции с призывом «узнать и полюбить Русь», беречь и защищать древние сокровища – национальное достояние России. Он убежден в том, что «не знающий прошлого не может мыслить о будущем». «В жизни нашей многое сбилось, спутались многие основы, – пишет Рерих. – Наше искусство наполнилось самыми извращенными понятиями. И старина, правильно понятая, может быть доброй почвой не только научной и художественной, но и оплотом жизни в ее ближайших шагах».
Николай Константинович участвует в работе многих съездов и собраний, комиссий и комитетов в защиту искусства. «С тех пор, учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния».
Болью в сердце художника отзывается известие о первой мировой войне, несущей с собой смерть и разрушение. «Война с произведениями искусства, с книгами, картинами, статуями, памятниками зодчества… Может ли представить себе человеческий ум что-либо более чудовищное и омерзительное!» Ко всем нациям в годы войны Рерих обращается с призывами о защите сокровищ искусства и науки. Всем творчеством своим утверждает необходимость охранять духовное наследие народов.
«…Думаем мы не во имя «вчера», но во имя «завтра»… – в 1916 году пишет Рерих. – Прежде всего имеем ли право говорить об искусстве? В дни великой борьбы, когда, казалось бы, умолкает искусство… Но подлинное искусство – не глупая роскошь. Молящийся богу правды и красоты – не мот. Искусство – потребность. Искусство – жизнь… Если искусство служит Родине, то, конечно, следует перед ним поклониться. А служение это, конечно, не в служебных изображениях, но в возвышении вкуса, в росте самосознания, в подъеме духа. В подготовке высоких путей».
Уже во время русско-японской войны возникла у Рериха мысль о необходимости специального договора по охране памятников культуры. Сразу же после начала первой мировой войны Рерих обращается к правительствам России и других стран с предложением заключить международное соглашение об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. И хотя это предложение так и не получило должной поддержки, от своей идеи Рерих не отказывается и возвращается к ней сразу по окончании Центрально-Азиатской экспедиции.
В 1929 году в сотрудничестве с рядом европейских юристов Н.К. Рерих подготовил и опубликовал на нескольких языках проект Пакта об охране художественных и научных мировых сокровищ. Текст соглашения сопровождался обращением художника к правительствам и народам всех стран с призывом присоединиться к Пакту, в котором для идентификации объектов охраны был предложен отличительный знак – Знамя Мира (красная окружность на белом фоне с тремя красными кругами в середине).
«Задолго до Красного Креста были больницы и врачи, – писал Николай Константинович, – но потребовался призывный, объединяющий символ, и никто не будет отрицать, что Знамя Красного Креста сослужило всенародную пользу. Народу нужно Знамя, нужен ободряющий призыв, особенно теперь, в век народоправства. Вот и Знамя Мира напоминает народу о нужнейшем – о Мире, о Культуре <…> Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному, бодрому сотрудничеству <…> Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: «Не тронь – здесь всенародное достояние».
Рерих называл Знамя Мира Красным Крестом Культуры. «Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье».
Проект Пакта получил всемирную известность. Во всех странах стали создаваться общества в поддержку Пакта. Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Герберт Уэллс поддержали идею Н.К. Рериха.
В настенных витринах зала представлены документы и фотографии, рассказывающие о продвижении и утверждении Пакта.
Фотография Собора Св. Крови в Брюгге |
В 1931 году в бельгийском городе Брюгге, известном своими памятниками средневековой культуры, был основан Международный союз Пакта Рериха. В сентябре того же года здесь состоялась Первая международная конференция. На ней обсуждался план действий по распространению идеи Пакта по всему миру; прозвучала идея Рериха о создании Лиги защиты Культуры и Дня Культуры.
Делегаты Второй международной конференции, посвященной Пакту Рериха. Брюгге. Август 1932 г. |
В эти же дни в Соборе Святой Крови – древнейшей святыне города Брюгге – произошло освящение Знамени Мира. «Освящение знамени нашего не случайно должно было произойти в соборе Свят. Крови, – писал художник, – во имя всей Мученической Крови, пролитой за Прекрасную Истину. Где объединяется столько высоких символов, там возникает истинная твердыня».
В августе 1932 года в Брюгге состоялась Вторая международная конференция по Пакту защиты ценностей культуры. К ней была приурочена выставка фотографий древних городов и памятников, которые в первую очередь подлежат охране. 23 страны приняли участие в выставке. На конференции возникла идея объявить старинные города, такие как Рим, Венеция, Брюгге и другие, неприкосновенными и вывести с их территории всю военную индустрию и войска. Предложение было единодушно поддержано участниками конференции, но не нашло отклика в правительственных кругах.
Третья международная конференция, проходившая в Вашингтоне в ноябре 1933 года, рекомендовала правительствам всех стран подписать Пакт Рериха. Рекомендацию поддержали представители 36 государств.
Сам Н.К. Рерих не участвовал в конференциях, но, как писал американский писатель и ученый доктор Чарльз Флейшер, «хотя сегодня он и отсутствует, однако, он все же среди нас, так мощен его дух».
Церемония подписания Пакта Рериха в Белом Доме. Вашингтон (США). 15 апреля 1935 г. |
Пакт Рериха – Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом Доме, в присутствии президента Рузвельта. Пакт состоял из восьми пунктов и призывал к сохранению культурных ценностей не только во время войны, но и в мирные дни. «… Для нас, – говорил Н.К. Рерих, – Знамя Мира является вовсе не только нужным во время войны, но, может быть, еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против Культуры».
Договор подписали США и 20 стран Центральной и Южной Америки. Президент США Франклин Рузвельт в своей речи сказал:
«Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации.
Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».
Издания, посвященные Пакту Рериха и Знамени Мира. 1932 – 1935 |
Во время подписания Пакта Н.К. Рерих находился в Китайско-Маньчжурской экспедиции. В торжественный день 15 апреля над палатками в пустыне Гоби взвилось Знамя Мира. Николай Константинович говорил, что это один из счастливейших его дней. В экспедиционном дневнике он записывал:
«Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, все равно этот день сохранится в истории, как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры».
Активное движение за Пакт Рериха возобновляется по окончании второй мировой войны, неслыханно жестокой и разрушительной.
«Поистине – Армагеддон войны прошел, – писал Николай Константинович, – но Армагеддон Культуры начался. Сейчас каждое мирное строительство должно быть сердечно приветствовано. Труженики на пашне Культуры должны быть ободрены как герои светлого будущего».
В 1950 году комитет Пакта Рериха в Нью-Йорке передал ЮНЕСКО всю документацию по Пакту. В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха была принята международная «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Конвенцию подписали представители пятидесяти шести государств, в том числе и Советского Союза.
Сбылись пророческие слова Рериха, сказанные им во время войны: «Не умерло Знамя Мира. Оно лишь свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей <…> Народы вспомнят о трудах бывших и восполнят их прочными достижениями. Идет жизнь! Развернется Знамя Мира!»
Знамя Мира стало известно на планете как символ защиты Культуры.
В понятие Культуры Н.К. Рерих вкладывал особый смысл. «Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь». «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку». «Именно Культура есть сознательное познание, духовная утонченность и убедительность. <…> в существе своем она незыблема и прежде всего живет в сердце человеческом». «Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания». Культура «есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции».
Н.К. Рерих у своей картины «Слава Герою». Не ранее 1933 |
Художник разделял понятия Культуры и цивилизации. «… Сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни». Цивилизации возникают и погибают, в то время как Культура «как истинная духовная ценность бессмертна». Культура не должна быть в подчинении у цивилизации, ибо Культура – основа эволюции человечества. Уничтожение Культуры – это разрушение устоев эволюции.
«Осознание Красоты спасет мир», – повторил Н.К. Рерих с небольшой поправкой слова Ф.М. Достоевского. Существование Культуры без Красоты невозможно. «Красота, заключая в себе гармонию энергетики, превращает хаос в Космос на всех уровнях, начиная от миров различных состояний материи и кончая духом человека, которого она одаривает способностью создавать самое главное в его жизни – Культуру <…>, – пишет Л.В. Шапошникова. – Культура как таковая не существует без творчества <…> Творчество роднит земного человека с Богом-Творцом и указывает ему тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса».
«Творчество – это чистая молитва духа. Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество», – пишет Н.К. Рерих. «Будем помнить завет Света, что прежде всего, самое важное для нас будет дух и творчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте – богатство».
И еще: «Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества не приличны Культуре. Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным».
Н.К. Рерих. Мадонна — Защитница. 1933 |
Николай Константинович был убежден, что только через Культуру может прийти мир на планету. Борьба за мир, за Культуру «есть самое сильное искоренение войны». «Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны».
Можно создавать законы, подписывать соглашения, но претворяют их в жизнь люди. «Нужно разоружиться в сердце и в духе. <…> сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество», – утверждал художник. Знамя Мира, вводя в жизнь каждой семьи, каждого человека, каждого ребенка священные понятия Красоты, Культуры, будет способствовать расширению сознания людей, устремляя их к Любви и Свету.
Знак Знамени Мира – знак Триединcтва – древнейший символ человечества. Он прошел через тысячелетия. Его изображения – в гончарных орнаментах глубин неолита, на предметах из сокровищниц фараонов Древнего Египта, на скалах Монголии. Он же – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров, на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо, на Тамге Тамерлана. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же и на буддийских знаменах, и на гербе Самарканда. Он же на древней иконе Св. Николая, на старинном изображении Преподобного Сергия, на изображениях Св. Троицы.
Никогда символ Знамени Мира – три малых круга в большом – не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. «Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – писал Николай Константинович, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских».
Существуют разные трактовки этого знака. «Одни говорят, – писал Н.К. Рерих, – что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру».
Космонавты А.Н. Баландин и Г.М. Стрекалов со Знаменем Мира на борту орбитального пилотируемого комплекса «Мир». Август 1990 г. |
Движение Знамени Мира преодолевает время и пространство. 11 февраля 1990 года космонавтами А.Н. Баландиным и А.Я. Соловьевым Знамя Мира было поднято в Космос.
«Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота ведущая к познанию Космоса», – писал Николай Константинович.
Юбилейные медали «Николай Рерих. 125 лет», «Елена Рерих. 120 лет», «Юрий Рерих. 100 лет», «Святослав Рерих. 95 лет», учрежденные МЦР |
С февраля по август 1990 года Знамя Мира находилось на борту орбитального пилотируемого комплекса «Мир», было вынесено в открытый Космос, где находилось 9 суток и совершило 144 витка вокруг Земли.
Копия Знамени, находившегося в открытом Космосе, и юбилейные медали МЦР: «Николай Рерих», «Елена Рерих», «Святослав Рерих», которыми были награждены космонавты, представлены в витрине зала.
В 1997 году началось осуществление Международного научно-просветительского космического проекта «Знамя Мира». Главная его цель – призыв к сотрудничеству под Знаменем Мира, Знаменем Культуры, во имя сохранения жизни и красоты на нашей планете.
Доставленное на борт орбитальной станции «Мир» Знамя Мира оставалось в Космосе в течение года, с ним работали многие международные экипажи. Станция «Мир» и космический корабль «Спейс Шаттл» на светящейся орбите Земли в центре зала отмечены флажками со знаком Знамени Мира.
«Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды, – сказал космонавт Павел Виноградов. – Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли».
По окончании проекта космонавты передали Знамя на вечное хранение в Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Знамя Мира и свидетельство, удостоверяющее передачу Знамени, представлены в зале.
В. Чуков (Россия), В. Драбо (Беларусь) и сотрудник американской полярной станции «Амундсен-Скот» со Знаменем Мира на Южном Полюсе. 8 января 2000 г. |
Знамя Мира в Космосе стало символом глобальной ответственности каждого за судьбу человечества и планеты.
Со Знаменем Мира покоряют высокие точки планеты российские альпинисты. Их выдающиеся достижения запечатлены на фотографиях: Знамя Мира на вершинах Алтая (Белуха, пик Рериха, пик Урусвати, пик Святослава Рериха), Средней Азии (Хан-Тенгри) и на высочайшей вершине Гималаев (Эверест).
Благодаря российским спортсменам и путешественникам Знамя Мира было развернуто на Северном и Южном полюсах. Впервые на Северном полюсе Земли оно было водружено в 1988 году Федором Конюховым. В 2000 году участники первой Международной комплексной антарктической экспедиции «Навстречу XXI веку» подняли Знамя Мира на Южном полюсе планеты. Знамя, побывавшее на Северном и Южном Полюсах, находится в зале.
Международная научно-общественно конференция, посвященная 60-летию Пакта Рериха. Российская государственная библиотека. Москва. Октябрь 1995 г. |
В октябре 1995 года в Москве прошла Международная конференция, посвященная 60-летию Пакта Рериха и Знамени Мира. В этот же год Знамя Мира было вручено Государственной Думе. Знамя Мира среди других знамен стран и организаций поднято перед зданием ООН в Нью-Йорке. Знамя Мира развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. На вращающемся глобусе те города, где поднято Знамя Мира, обозначены белыми флажками со знаком Знамени Мира.
7 – 9 октября 2005 года в Центре-Музее имени Н.К. Рериха состоялась юбилейная Международная научно-общественная конференция «70 лет Пакту Рериха». Многие видные политические и общественные деятели, ученые, художники, космонавты, деятели Культуры – представители России и других стран – приняли участие в работе конференции. Все единодушно говорили о недопустимости варварского отношения к Культуре, отмечали актуальность Пакта Рериха в нашем мире.
«… Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты, – писал Н.К. Рерих. – Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потоки, смещения климатов, – все вносит еще больше смущения и в без того смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея – Культура. Там, где рука и мозг обессиливают, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры».
Культура как синтез искусства, науки и философии – одно из важнейших значений символа Знамени Мира. Сам Николай Константинович, обладая даром синтеза, нес в себе философию, науку и искусство в целостном единстве. Через творчество Мастера мы постигаем идеи Живой Этики, проникаем в удивительный мир космических ощущений и переживаний, мир реальной Красоты и новых эволюционных возможностей. И не случайно именно Н.К. Рерих был призван поднять над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры.
Оценивая международное значение творчества и выдающиеся достижения Рерихов, комиссия Международного астрономического союза присвоила малой планете 4426 имя «ROERICH».
Свидетельство о присвоении малой планете 4426 имени «ROERICH», справка о малой планете и схема ее орбиты на момент 9 октября 1999 года представлены в экспозиции зала.
Знамя Мира над Международным Центром Рерихов |
Е.И. Рерих, прозревая грядущее, писала: «События помогут движению Культуры развиваться, как последнему прибежищу! Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира. <…> Итак, будем утверждать Культуру и Знамя ее – Знамя Мира».
«Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного, – призывал Н.К. Рерих. – Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!»
[Источник]