Н.К. Рерих
ЧУТКИМ СЕРДЦАМ
Сколько глав! Сколько золоченых, и синих, и зеленых, и со звездами, и с прорисью! Сколько крестов! Сколько башен и стен воздвиглось вокруг сокровища русского! Для всего мира это сокровище благовестит и вызывает почитание. Уже сорок лет хождений по святыням русским. Напоминается, как это сложилось.
В 1894-м — Троице-Сергиева Лавра, Волга, Нижний Новгород, Крым. В следующем году — Киево-Печерская Лавра. Тайны пещер, «Стена Нерушимая». Стоит ли? Не обезображено ли?
В 1896-м и 1897-м, по пути из Варяг в Греки — Шелонская Пятина, Волхов, Великий Новгород, Св. София, Спас Нередецкий, все несчетные храмы, что, по словам летописца, «кустом стоят». В 1898-м — статьи по реставрации Святой Софии, переписка с Соловьевым, Стасовым, а в 1899-м — Псков, Мирожский монастырь, погосты по Великой, Остров, Вышгород. В 1901—1902-м — опять Новгородская область, Валдай, Пирос, Суворовское поместье. М[е]ста со многими храмами древними от Ивана Грозного и до Петра Великого.
В 1903-м — большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует.
Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие. Но не могло человеческое воображение представить, что через двадцать лет придется оплакивать гибель Симонова монастыря, знавшего самого Преподобного Сергия. Придется ужаснуться разрушению Спаса на Бору и Храма Христа Спасителя и негодовать при угрозе самому величественному Успенскому собору.
В статье «По старине» и во многих писаниях о храмах и стенах Кремлевских говорилось о том, чем незабываема Земля Русская. В 1904-м — Верхняя Волга, Углич, Калязин, Тверь, Высоты Валдайские и Деревская Пятина Новугородская. Одни названия чего стоят, и как незапамятно древне звучат они! Через многие невзгоды и превратности устояли эти святыни. Неужели найдется рука, которая на них поднимется?
В 1905-м — Смоленск с Годуновскими стенами, Вязьма, Приднепровье. В 1907-м — Карелия и Финляндия, славные карельские храмы. От 1908-го до 1913-го — опять Смоленск, Рославль, Почаев. В 1910-м — раскопки Кремля Новгородского, оказавшегося неисследованным, а затем, до войны, и Днепровье, и Киевщина, и Подолье. В 1913-м — Кавказ с его древностями, а в 1914-м при стенописи в Святодуховской церкви в Талашкине получилась первая весть о Великой Войне. Нужно хранить!
Война, со всеми ее ужасами, еще и еще напоминает охранение всего, чем жив дух человеческий. Война! И Государь, и Великий Князь Николай Николаевич сочувственно внимают предложению всенародной охраны культурных сокровищ. Вот-вот уже как будто и состоится! А вместо того — беда всенародная! Неужели нарушат?!
В 1917—1918-м — Карелия, Сердоболь, Валаам, со всеми его островами. Святой остров! Владыко Антоний. Немало уже нарушено. В 1919-м после Швеции и Норвегии — Лондон. Доклады и статья в защиту сокровищ искусства. О нерушимости святынь. О сокровищах народных. Во всех далеких странствиях думается о том же.
Бесчисленные развалины всюду напоминают о зловещих разрушениях. Исследуем. Запоминаем. И только в 1929-м оформился Пакт по сохранению Культурных Сокровищ. Спасибо Парижу и Америке, которые поняли, поддержали. Но ведь это еще только воззвание. Нужно, чтобы его услышали. А кругом столько гибели. С трудом вмещает сердце дикое разрушение. Но ведь взорван Симонов монастырь, запечатленный Преподобным Сергием! Ведь уничтожен Храм Христа Спасителя! Погублен Спас на Бору! Что-то с Киевской Лаврой?! А где мощи Преподобного Сергия?
Всеми силами спешим с Пактом. Но не коротки пути к миру. И не везде благоволение. Нужно преобороть и превозмочь. На конференции в Бельгии — протест против разрушения Храма Христа Спасителя. Наши М.А.Таубе и Г.Шклявер подписывают протест. Печатаются статьи о Симоновом монастыре. Подчеркивается гибель Спаса на Бору. Статья «Охранение» в дальневосточной и русско-американской прессе молит об Успенском соборе.
«Пьяные вандалы», «Друзья сокровищ Культуры», «Возобновление», «Охрана», «Правда нерушима», «Защита». Под всеми доходчивыми до сердца человеческими словами молим о сохранении Святынь и Культуры.
«Твердыня Пламенная» в статьях: «Конвенции Знамени Мира», «Знамя», «О Мире и Культуре моления» и во многих других статьях, обошедших прессу Европы, Америки, Индии, говорилось все о том же охранении.
В моем обращении к городу Брюгге сказано: «Прилагаю мое воззвание, которое по постановлению нашего комитета в Нью-Йорке будет 27-го сего февраля прочтено во всех храмах. Не сомневаюсь, что собор Святой Крови и другие храмы Бельгии присоединятся к благому обращению нашего комитета».
Две конференции в Бельгии, под председательством Тюльпинка и под покровительством Адачи, с выставкою священных и исторических памятников, принесли много пользы. Наш Парижский комитет, под председательством барона Таубе и при деятельном генеральном секретаре Шклявере, много поработал над введением Пакта в сферу международного права.
Наконец, в ноябре 1933 года Вашингтонская конференция под покровительством министра агрикультуры Генри Уоллеса и под председательством Л.Хорша привлекла уже представителей тридцати шести стран, которые подписали единогласное постановление, рекомендуя своим правительствам ратификацию Пакта.
Сейчас именно протекает ратификация Пакта. Приходится слышать о согласии на ратификацию из разных концов мира. В то же время деятельно сочувствуют и общественные комитеты. И в Латвии и в Болгарии находятся новые действенные друзья. Понимаю, что кто-то в нетерпении: «Когда же? Когда же?» И мы сами в еще большем нетерпении. С еще большим трепетом оглядываемся на всякие развалины, искажения или небрежения.
Если люди давно понимали ценность священных Культурных сокровищ, то сейчас, в мировом смятении, они должны еще ярче вспомнить всю красоту лучших творений духа, чтобы тем сознательнее и упорнее ополчиться оружием света на защиту всего священного, прекрасного, научного.
Сведения о всяких разрушениях и искажениях поступают почти ежедневно. Если темные силы так действенны и организованы, то неужели же работники Культуры не найдут в себе объединительного сознания? Неужели сердце их не подскажет им, что взаимные умаления, оскорбления, разложения лишь останутся позорною страницею человечества?
Конечно, силы тьмы не желают видеть и считаться с действительностью. Они ведь питаются тлением и разрушением. Но будут ли носителями оружия света те, которые своим же будут наносить раны и вредить во имя того же тлетворного разложения?
Прежде всего нужно знать и оценивать честно. Само сердце подскажет всю ценность сотрудничества, и все трудники во благо со всех концов мира убежденно воскликнут: «Тесно время! Удвоим усилие!»
Итак, после долгих усилий Пакт Охранения Культурных Сокровищ вступил на новую ступень и приближается к осуществлению. В это время требуется сотрудничество всех, для кого слово КУЛЬТУРА не является только пустым звуком. Бережно, сочувственно, в благом сотрудничестве нужно помогать тем, которые во многих странах и часто в больших трудностях устремлены ко благу и созиданию.
23 Февраля 1935 г. Пекин | «Свет» Рига, 22 марта 1935 г. |
Н.К.Рерих в Школе Общества Поощрения Художеств. Санкт-Петербург. Начало 1910-х гг. |
Nicholas Roerich at the School of the Society for the Encouragement of the Arts. Saint Petersburg. Early 1910s |
Е.И. и Н.К. Рерих на раскопках в Новгородской губернии. 1903 |
H.Roerich and N.Roerich at the site of archeological excavations. Novgorod province. 1903 |
Николай Рерих. Ярославль. Церковь Святого Власия. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Yaroslavl. Church of St. Vlasy. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Ростов Великий. Вход в Кремль. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Rostov the Great. Entrance to the Kremlin. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Суздаль. Стены Спасо-Евфимиева монастыря. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Suzdal. Walls of the Monastery of Our Saviour and St. Euthymius. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Yaroslavl. Entrance to the Church of St. Nicholas Mokry. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Ярославль. Церковь Рождества Христова. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Yaroslavl. Church of the Nativity. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Кремль Ростова Великого. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Kremlin in Rostov the Great. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Ростов Великий. Церковь на Ишне. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Rostov the Great. Church on the Ishna. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Кострома. Терем бояр Романовых. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Kostroma. Tower Room of the Romanov Boyars. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Нижний Новгород. Кремлевские стены (Георгиевская башня). Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 Nicholas Roerich. Nizhni Novgorod. Kremlin Walls (Saint George Tower). Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Нижний Новгород. Кремлевские стены (Белая башня). Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 Nicholas Roerich. Nizhni Novgorod. Kremlin Walls (White Tower). Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Смоленск. Башня. Этюд. Nicholas Roerich. Smolensk. Tower. Study. |
Николай Рерих. Печоры. Ризница. Этюд. Nicholas Roerich. Pechory. Vestry. Study. |
Николай Рерих. Ярославль. Интерьер церкви Богоявления. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Yaroslavl. Interior of the Church of the Epiphany. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Николай Рерих. Ростов Великий. Интерьер церкви. Этюд. Из серии «Памятники русской старины». 1903 |
Nicholas Roerich. Rostov the Great. Interior of a Church. Study. “Monuments of Old Russia” Series. 1903 |
Бомбардировка собора в Реймсе. 1914 | Bombing of the Reims cathedral. 1914 |
Разрушенный собор в Реймсе. 1914 | Destroyed cathedral in Reims. 1914 |
Собор в Реймсе во время Первой мировой войны. 1914–1917 | Reims cathedral during World War I. 1914–1917 |
Руины французского города Шуази-о-Бак. Пикардия, Франция. 1914–1917 |
Ruins of the French town of Choisy-au-Bac. Picardy, France. 1914–1917 |
Руины бельгийского города Лувен. 1914 | Ruins of the Belgian town of Leuven. 1914 |
Сан-Этьен – город во Франции, разрушенный во время Первой мировой войны. 1914–1917 | French town of Saint-Étienne, destroyed during World War I. 1914–1917 |
Николай Рерих. Враг рода человеческого. 1914. Плакат |
Nicholas Roerich. Enemy of Mankind. 1914. Poster |