
Аннотация: В статье посвящена одной из тематик, которая занимает важное место в художественном наследии Н.К. Рериха. Обращение Николая Рериха к славянской тематике имело большое значение для формирования его индивидуального творческого стиля в искусстве. Археология также оказала большое влияние на художника и его дальнейшие произведения. Статья подчеркивает значимость исторических памятников не только в качестве наследия истории, но и в роли большого источника вдохновения для деятелей искусства.
Ключевые слова: Николай Рерих, идолы, модерн, археология, картины, славянская тема, художник.
Славянская тема, связанная с дохристианским этапом развития Руси, занимает важное место в огромном наследии Николая Константиновича Рериха.
С обращения к прошлому восточных славян Рерих начал своё становление как живописца уже с конца 1890-х годов. Славянская тема в творчестве Рериха развивалась на протяжении всего его жизненного пути, но наиболее ярко это проявилось в 1900-1915 гг., когда формировался его индивидуальный художественный стиль. К славянской теме Рериха можно отнести живописные изображения капищ, где установлены идолы для проведения языческих обрядов, обращение к былинным богатырям, таким как Вольга Святославович, Микула Селянинович, Илья Муромец, Настасья Микулишна, а также изображения художественных реконструкций эпизодов жизни славян [1].
Сотрудниками Санкт-Петербургского государственного музея–института семьи Рерихов в 1997 г. было проведено исследование «Идолы в произведениях Н.К. Рериха», в котором было собрано и проанализировано около 20-ти произведений [2]. В их число входят эскизы к картинам и мебели на тему языческих идолов, выполненные с 1896 по 1912 гг.
Это Виньетка, изображающая каменную бабу, установленную на каменистом возвышении в степи (1896);
рисунок «Идол» (1897), изображающий знаменитого идола, обнаруженного в 1848 г. на реке Збруч;
рисунок идолов в письме к В.В.Стасову (1901);
пастель «Идолы» (1901), где изображены два идола за частоколом;
акварель «Идолы» (1901), с тремя идолами на фоне частокола;
эскиз «Идолы (Идольское)» (1901), где можно увидеть старика среди капища с пятью идолами;
картина «Идолы» (1902) с четырьмя идолами с гривнами, так называлось ювелирное украшение в виде обруча на шее, среди них — один женский, на фоне срубов;
рисунок цветными карандашами «Идолы» (1902).
Языческое капище с четырьмя идолами можно увидеть на картине «Славяне на Днепре» (1905);
Спустя время к теме идолов Н.К. Рерих вернулся в 1920-х гг., написав картину «Святые охотники» (1921), и в начале 1940-х годов. Кроме того, исследователи упоминают несколько эскизов проектов мебели (кресла, стулья), декорированные зооморфными изображениями.
Интерес к языческим идолам у Рериха зародился ещё во времена, как тот стал заниматься археологией. Известно, что еще юным гимназистом с 1892 г.
Рерих участвовал в раскопках древних курганов в Изваре — имении родителей. Авторы исследования «Н.К. Рерих – археолог» упоминают запись Рериха в дневнике 1935 г.: «Спасибо вам, изварские курганы, ничто не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание… к предмету большой древности» [3 с. 148-149]. С 1894 г. он уже сотрудничал с Императорской Археологической комиссией, в которой занимался публикацией материалов археологических раскопок и выполнял к ним иллюстрации. С 1896 г., еще учась в университете, он становится членом Императорского Русского археологического общества, а уже через год, в декабре 1897 г., Рерих был избран сотрудником Археологического Общества по Отделению Русской и Славянской Археологии. Его биограф Морис Лихтман отмечал, что таким отличием удостаиваются только авторы первоклассных работ [2, с. 242-243].
В этот же период его интересовала тема художественности археологических предметов. Идолов на капищах он считал ранними дохристианскими памятниками скульптуры. Так, когда в 1898—1903 гг. он читал курс «Художественная техника в применении к археологии» в Императорском Археологическом институте в Санкт-Петербурге, писал: «Ясно, что идолы были не слишком безобразны, что они постепенно улучшались, что они могут быть названы художественными произведениями, а люди, создавшие их, художниками» [2, с. 51].
Петербургские исследователи отметили, что в обширной коллекции Н.К. Рериха, собранной в археологических экспедициях, были памятники с антропоморфными изображениями.
Однако нельзя забывать, что научный интерес Рериха к древнеславянским артефактам подкреплялся ещё и личным отношением. Годы становления
Николая Константиновича Рериха как художника, пришлись как раз на время расцвета русского модерна. Конец XIX — начало XX веков был периодом модерна, для которого характерен интерес к мистике, символизму, а также обращение к прошлому. Это широкое направление, которое обращается ко всем эпохам и формам природы, перевоплощая их в орнаменты и узоры. Однако когда мы встречаем какие-либо узоры в картинах Рериха, их можно отнести больше не к декоративным элементам, а к сакральным знакам. В лекции «Искусство и археология» Рерих отмечает: «Если для поэзии необходима тайна, то где же искать художнику большей поэзии, как не в минувшем, полном очарования тайны? Куда же направлять ему своё воображение, как не в давно прошедшие века, подёрнутые седым туманом? (…) История неотразимо привлекает к себе художника; (…) Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь» [3, c. 68].
Поэтому не случайно в этот период появляются такие картины, как «Зловещие» (1901) с силуэтами воронов на переднем плане. Тема воронов, которых он называет вещими птицами, зародилась у художника в книге «На кургане». Вороны – частые герои народных сказок и легенд, на картине изображены на фоне древнего городка-крепости. Художник изменил композицию картины, убрав верхнюю часть изображения с городом, оставив воронов как центр картины. Это способствовало и изменению характера самого пейзажа: ощущение тревоги и настороженности отражается в изображении воды, земли и камней. Мистическая атмосфера пейзажа усиливает символическое звучание темы «вещих птиц», пророчащих события. Не менее таинственна и картина «Колдуны» (1905), где Рерих изображает мистическую связь человека и природы. Колдуны на картине проводят некий ритуал на успехи в охоте. Они танцуют вокруг небольшого капища с тремя воткнутыми в землю копьями, облачившись в волчьи шкуры. Рерих в своей работе изображает символическое значение обряда, как части культуры древнеславянских народов.
А стремительно движущиеся в вихре белые облака ритмически сочетаются с танцем колдунов. Продолжая тему языческих колдунов, стоит обратиться к ещё одной картине Рериха, обращённую к славянской тематике. На картине «Заклятие земное» (1907) изображены шествующие северяне в оленьих шкурах, они идут по промерзшей земле, из которой выступают камни с изображением человекоподобных лиц и символов. В различных религиозных доктринах заклятие заключается в отречении от земного и передача его в мир мистический, божественный. Предполагается, что колдуны, изображенные на картине Рериха, покидают родные земли, отдавая их божествам. В своей живописной работе Рерих воспевает культовый языческий
обряд, демонстрирующий особую связь духовного и земного мира.
Стремление к высшему и духовному миру Рериха уже в этот период отмечает исследователь Е.А. Трофимова. В своей научной статье Трофимова подметила, что Рерих всегда был озадачен поиском тайны жизни и смерти, как в природе, так и в истории. Рериха интересует архаика как то, что послужило бы основой для актуальной реализации человека как культурно-природного существа [4, с. 141]. Таинственным силам природы, с которыми люди, живущие на земле, ощущали тесную связь, посвящена и картина «Знамение» (1915), на которой изображен человек в славянской одежде, смотрящий на небо.
Исследователь творчества Рериха Татьяна Ильина в своей лекции «Символизм и модерн в творчестве Рериха» отмечала особую роль «зова небес» контакта с небом в изображения небес в его творчестве [5]. Это можно увидеть и в знаменитой картине «Чара звериная» (1943), где изображен панорамный пейзаж с широкими холмами и рекой вдали. На холме сидит юноша, окруженный бурыми медведями, и играет на свирели. Музыка юноши одухотворяет окрестный мир, а душа человека, в свою очередь, сливается с таинственной языческой природой.
Декоративно-плоскостной, монументальный характер художественного языка произведений Н.К. Рериха, который прослеживается в вышеупомянутых
работах, характерен для искусства модерна. В нём актуальны обобщенные, стилизованные формы, символика цвета. Подобные стилизованные мотивы
стали придавать композициям многозначительную знаковость. Минимализм художественного языка Рериха способен воплотить значительность содержания его работ.
Многие русские живописцы пробовали себя и в области декоративно-прикладного искусства. Это тоже было веянием эпохи модерна, предчувствием появления нового вида искусства дизайна. Поэтому этим можно объяснить обращение Рериха к декорированию мебели, где художник использовал выразительные зооморфные образы из археологических материалов в качестве образцов. Н.К. Рерих был знаком с пермским звериным стилем, характерным для образцов бронзовой пластики. Он привлекал Рериха способом художественной выразительности и замечательным источником для формообразования предметов мебели. Особенно интересен эскиз Рериха трехстворчатого шкафа для библиотеки Талашкино (1904), на котором плотная композиция из птиц, зверей и рыб, последовательными полосами расположенных сверху вниз, представляет мироздание: мир небес, земли и подводный. Однако важно уточнить, что художник использует звериные мотивы в свободной интерпретации: пластика форм обобщённая, а композиционное решение – целостное.
К славянской теме Рериха также относится и тема героев-богатырей. Это картины, изображающие воинов-всадников, как «Утро княжей охоты» (1901), где изображены всадники, преследующие дичь, а принцип силуэтного решения, контраст темных и светлых тонов создают декоративный эффект, отличающий картины 1900-х годов. На картине «Дозор» (1905) дружина, входящая в крепость, воплощает в себе всех былинных богатырей, символизирующих мощь великого русского народа, его героический дух, несокрушимый в своём устремлении к защите всего благого и созидательного.
Также сюда можно включить ещё одну работу, «Настасья Микулична» (1943). В образе Настасьи Микуличны воплощены идеи могучей Родины.
Н.К. Рерих, чей род имел древнескандинавские корни, не мог в своём творчестве обойти тему, интерес к которой проявился у него с раннего детства. Данная тема дала Рериху импульс для создания целой серии картин, посвящённых викингам, — среди них такие значительные полотна, как «Варяжское море», «Триумф викинга», «Заморские гости» (другое её название «Из варяг в греки»). Так появилась картина и «Песнь о викинге» (1907).
Рерих с особым чувством относился и к русским героям различных былин, и уделял им особое внимание в своём творчестве. Наиболее ярко это проявилось в так называемом «Богатырском фризе», выполненном в 1908-1910 гг. для дома богатого промышленника Ф.Г. Баженова в Петербурге. Это композиция из нескольких панно, расположенных по периметру одного из помещений. Фриз состоит из 7 панно двухметровой высоты на темы русских былин и 12-ти декоративных композиций с растительным мотивом. Общая длина больших панно — 25,75 м. Фриз размещался над деревянными панелями, занимая всё пространство до потолка по периметру всего зала, включая оконные проёмы и заполнения.
Фриз открывают персонажи диптиха: «Баян» и «Витязь» (Рис. 1,2). Второй диптих «Богатырского фриза» — «Вольга Святославович» и «Микула Селянинович». Третий диптих — «Илья Муромец» и «Соловей-разбойник». И самое большое панно во фризе — «Садко», его длина 7 м.
1 Баян.
Народный сказитель поэт-гусляр. Баян, который в своих путешествиях прославлял события Древней Руси. Упоминается в «Слове о Игореве» — поэтическом памятнике XII века.
2 Витязь.
Сказитель Баян играет на гуслях и поёт о подвигах русских богатырей, а задумчивый молодой витязь его слушает. В образах былинных богатырей художник, славил трудовой и ратный подвиг народа, его силу и красоту.

Героя древнерусских былин Микулу Селяниновича называют отцом земледелия, всемирным кормильцем. Былину о Микуле Селяниновиче Н.К. Рерих называл «одной из древнейших былин о торжестве земледелия и строительства».

6 Соловей-разбойник.
В древнерусском эпосе самой распространённой и популярной является былина о победе Ильи Муромца над Соловьём-разбойником. Рерих показал на картине поражение Соловья-разбойника стрелой.
Н.К.Рерих. Садко (декоративное панно). 1910
материалы научной конференции, 28–30 сентября 2007 г. Псков: ПОИПКРО, 2008
– 2015 — №1, том 1, 143 с.
works-of-roerich (дата обращения 11.03.2024).