Главная » Актуальность Пакта Рериха » Юбилейные мероприятия 2024 года » ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕРЖАВА РЕРИХОВ» » Исследовательские работы МФДЮТ «Держава Рерихов». Ревина А. Славянская тема в творчестве Н.К.Рериха

Исследовательские работы МФДЮТ «Держава Рерихов». Ревина А. Славянская тема в творчестве Н.К.Рериха


Аннотация: В статье посвящена одной из тематик, которая занимает важное место в художественном наследии Н.К. Рериха. Обращение Николая Рериха к славянской тематике имело большое значение для формирования его индивидуального творческого стиля в искусстве. Археология также оказала большое влияние на художника и его дальнейшие произведения. Статья подчеркивает значимость исторических памятников не только в качестве наследия истории, но и в роли большого источника вдохновения для деятелей искусства.

Ключевые слова: Николай Рерих, идолы, модерн, археология, картины, славянская тема, художник.

Славянская тема, связанная с дохристианским этапом развития Руси, занимает важное место в огромном наследии Николая Константиновича Рериха.

С обращения к прошлому восточных славян Рерих начал своё становление как живописца уже с конца 1890-х годов. Славянская тема в творчестве Рериха развивалась на протяжении всего его жизненного пути, но наиболее ярко это проявилось в 1900-1915 гг., когда формировался его индивидуальный художественный стиль. К славянской теме Рериха можно отнести живописные изображения капищ, где установлены идолы для проведения языческих обрядов, обращение к былинным богатырям, таким как Вольга Святославович, Микула Селянинович, Илья Муромец, Настасья Микулишна, а также изображения художественных реконструкций эпизодов жизни славян [1].

Сотрудниками Санкт-Петербургского государственного музея–института семьи Рерихов в 1997 г. было проведено исследование «Идолы в  произведениях Н.К. Рериха», в котором было собрано и проанализировано около 20-ти произведений [2]. В их число входят эскизы к картинам и мебели на тему языческих идолов, выполненные с 1896 по 1912 гг.
Это Виньетка, изображающая каменную бабу, установленную на каменистом возвышении в степи (1896);

рисунок «Идол» (1897), изображающий знаменитого идола, обнаруженного в 1848 г. на реке Збруч;

рисунок идолов в письме к В.В.Стасову (1901);

пастель «Идолы» (1901), где изображены два идола за частоколом;

акварель «Идолы» (1901), с тремя идолами на фоне частокола;

эскиз «Идолы (Идольское)» (1901), где можно увидеть старика среди капища с пятью идолами;

картина «Идолы» (1902) с четырьмя идолами с гривнами, так называлось ювелирное украшение в виде обруча на шее, среди них — один женский, на фоне срубов;

рисунок цветными карандашами «Идолы» (1902).

Языческое капище с четырьмя идолами можно увидеть на картине «Славяне на Днепре» (1905);

капище с пятью идолами с красным орнаментом и лошадиными черепами на частоколе на картине «Идолы» (1910).

Спустя время к теме идолов Н.К. Рерих вернулся в 1920-х гг., написав картину «Святые охотники» (1921), и в начале 1940-х годов. Кроме того,  исследователи упоминают несколько эскизов проектов мебели (кресла, стулья), декорированные зооморфными изображениями.

Интерес к языческим идолам у Рериха зародился ещё во времена, как тот стал заниматься археологией. Известно, что еще юным гимназистом с 1892 г.
Рерих участвовал в раскопках древних курганов в Изваре — имении родителей. Авторы исследования «Н.К. Рерих – археолог» упоминают запись Рериха в дневнике 1935 г.: «Спасибо вам, изварские курганы, ничто не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание… к предмету большой древности» [3 с. 148-149]. С 1894 г. он уже сотрудничал с Императорской Археологической комиссией, в которой занимался публикацией материалов археологических раскопок и выполнял к ним иллюстрации. С 1896 г., еще учась в университете, он становится членом Императорского Русского археологического общества, а уже через год, в декабре 1897 г., Рерих был избран сотрудником Археологического Общества по Отделению Русской и Славянской Археологии. Его биограф Морис Лихтман отмечал, что таким отличием удостаиваются только авторы первоклассных работ [2, с. 242-243].

В этот же период его интересовала тема художественности археологических предметов. Идолов на капищах он считал ранними дохристианскими  памятниками скульптуры. Так, когда в 1898—1903 гг. он читал курс «Художественная техника в применении к археологии» в Императорском Археологическом институте в Санкт-Петербурге, писал: «Ясно, что идолы были не слишком безобразны, что они постепенно улучшались, что они могут быть названы художественными произведениями, а люди, создавшие их, художниками» [2, с. 51].

Петербургские исследователи отметили, что в обширной коллекции Н.К. Рериха, собранной в археологических экспедициях, были памятники с антропоморфными изображениями.

Однако нельзя забывать, что научный интерес Рериха к древнеславянским артефактам подкреплялся ещё и личным отношением. Годы становления
Николая Константиновича Рериха как художника, пришлись как раз на время расцвета русского модерна. Конец XIX — начало XX веков был периодом модерна, для которого характерен интерес к мистике, символизму, а также обращение к прошлому. Это широкое направление, которое обращается ко всем эпохам и формам природы, перевоплощая их в орнаменты и узоры. Однако когда мы встречаем какие-либо узоры в картинах Рериха, их можно отнести больше не к декоративным элементам, а к сакральным знакам. В лекции «Искусство и археология» Рерих отмечает: «Если для поэзии необходима тайна, то где же искать художнику большей поэзии, как не в минувшем, полном очарования тайны? Куда же направлять ему своё воображение, как не в давно прошедшие века, подёрнутые седым туманом? (…) История неотразимо привлекает к себе художника; (…) Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь» [3, c. 68].

Поэтому не случайно в этот период появляются такие картины, как «Зловещие» (1901) с силуэтами воронов на переднем плане. Тема воронов, которых он называет вещими птицами, зародилась у художника в книге «На кургане». Вороны – частые герои народных сказок и легенд, на картине изображены на фоне древнего городка-крепости. Художник изменил композицию картины, убрав верхнюю часть изображения с городом, оставив воронов как центр картины. Это способствовало и изменению характера самого пейзажа: ощущение тревоги и настороженности отражается в изображении воды, земли и камней. Мистическая атмосфера пейзажа усиливает символическое звучание темы «вещих птиц», пророчащих события. Не менее таинственна и картина «Колдуны» (1905), где Рерих изображает мистическую связь человека и природы. Колдуны на картине проводят некий ритуал на успехи в охоте. Они танцуют вокруг небольшого капища с тремя воткнутыми в землю копьями, облачившись в волчьи шкуры. Рерих в своей работе изображает символическое значение обряда, как части культуры древнеславянских народов.

А стремительно движущиеся в вихре белые облака ритмически сочетаются с танцем колдунов. Продолжая тему языческих колдунов, стоит обратиться к ещё одной картине Рериха, обращённую к славянской тематике. На картине «Заклятие земное» (1907) изображены шествующие северяне в оленьих шкурах, они идут по промерзшей земле, из которой выступают камни с изображением человекоподобных лиц и символов. В различных религиозных доктринах заклятие заключается в отречении от земного и передача его в мир мистический, божественный. Предполагается, что колдуны, изображенные на картине Рериха, покидают родные земли, отдавая их божествам. В своей живописной работе Рерих воспевает культовый языческий
обряд, демонстрирующий особую связь духовного и земного мира.

Стремление к высшему и духовному миру Рериха уже в этот период отмечает исследователь Е.А. Трофимова. В своей научной статье Трофимова подметила, что Рерих всегда был озадачен поиском тайны жизни и смерти, как в природе, так и в истории. Рериха интересует архаика как то, что послужило бы основой для актуальной реализации человека как культурно-природного существа [4, с. 141]. Таинственным силам природы, с которыми люди, живущие на земле, ощущали тесную связь, посвящена и картина «Знамение» (1915), на которой изображен человек в славянской одежде, смотрящий на небо.

Исследователь творчества Рериха Татьяна Ильина в своей лекции «Символизм и модерн в творчестве Рериха» отмечала особую роль «зова небес» контакта с небом в изображения небес в его творчестве [5]. Это можно увидеть и в знаменитой картине «Чара звериная» (1943), где изображен панорамный пейзаж с широкими холмами и рекой вдали. На холме сидит юноша, окруженный бурыми медведями, и играет на свирели. Музыка юноши одухотворяет окрестный мир, а душа человека, в свою очередь, сливается с таинственной языческой природой.

Декоративно-плоскостной, монументальный характер художественного языка произведений Н.К. Рериха, который прослеживается в вышеупомянутых
работах, характерен для искусства модерна. В нём актуальны обобщенные, стилизованные формы, символика цвета. Подобные стилизованные мотивы
стали придавать композициям многозначительную знаковость. Минимализм художественного языка Рериха способен воплотить значительность содержания его работ.

Многие русские живописцы пробовали себя и в области декоративно-прикладного искусства. Это тоже было веянием эпохи модерна, предчувствием появления нового вида искусства дизайна. Поэтому этим можно объяснить обращение Рериха к декорированию мебели, где художник использовал выразительные зооморфные образы из археологических материалов в качестве образцов. Н.К. Рерих был знаком с пермским звериным стилем, характерным для образцов бронзовой пластики. Он привлекал Рериха способом художественной выразительности и замечательным источником для формообразования предметов мебели. Особенно интересен эскиз Рериха трехстворчатого шкафа для библиотеки Талашкино (1904), на котором плотная композиция из птиц, зверей и рыб, последовательными полосами расположенных сверху вниз, представляет мироздание: мир небес, земли и подводный. Однако важно уточнить, что художник использует звериные мотивы в свободной интерпретации: пластика форм обобщённая, а  композиционное решение – целостное.

К славянской теме Рериха также относится и тема героев-богатырей. Это картины, изображающие воинов-всадников, как «Утро княжей охоты» (1901), где изображены всадники, преследующие дичь, а принцип силуэтного решения, контраст темных и светлых тонов создают декоративный эффект, отличающий картины 1900-х годов. На картине «Дозор» (1905) дружина, входящая в крепость, воплощает в себе всех былинных богатырей, символизирующих мощь великого русского народа, его героический дух, несокрушимый в своём устремлении к защите всего благого и созидательного.

Также сюда можно включить ещё одну работу, «Настасья Микулична» (1943). В образе Настасьи Микуличны воплощены идеи могучей Родины.

Н.К. Рерих Настасья Микулична

Н.К. Рерих, чей род имел древнескандинавские корни, не мог в своём творчестве обойти тему, интерес к которой проявился у него с раннего детства. Данная тема дала Рериху импульс для создания целой серии картин, посвящённых викингам, — среди них такие значительные полотна, как «Варяжское море», «Триумф викинга», «Заморские гости» (другое её название «Из варяг в греки»). Так появилась картина и «Песнь о викинге» (1907).

 

Рерих с особым чувством относился и к русским героям различных былин, и уделял им особое внимание в своём творчестве. Наиболее ярко это проявилось в так называемом «Богатырском фризе», выполненном в 1908-1910 гг. для дома богатого промышленника Ф.Г. Баженова в Петербурге. Это композиция из нескольких панно, расположенных по периметру одного из помещений. Фриз состоит из 7 панно двухметровой высоты на темы русских былин и 12-ти декоративных композиций с растительным мотивом. Общая длина больших панно — 25,75 м. Фриз размещался над деревянными панелями, занимая всё пространство до потолка по периметру всего зала, включая оконные проёмы и заполнения.

Фриз открывают персонажи диптиха: «Баян» и «Витязь» (Рис. 1,2). Второй диптих «Богатырского фриза» — «Вольга Святославович» и «Микула Селянинович». Третий диптих — «Илья Муромец» и «Соловей-разбойник». И самое большое панно во фризе — «Садко», его длина 7 м.


1 Баян.
Народный сказитель поэт-гусляр. Баян, который в своих путешествиях прославлял события Древней Руси. Упоминается в «Слове о Игореве» — поэтическом памятнике XII века.

2 Витязь.
Сказитель Баян играет на гуслях и поёт о подвигах русских богатырей, а задумчивый молодой витязь его слушает. В образах былинных богатырей художник, славил трудовой и ратный подвиг народа, его силу и красоту.

Рис. 1. Баян                                                                                              Рис. 2. Витязь

3 Вольга Святославович.
Вольга Святославович — один из самых древних былинных богатырей. Быстрый, решительный воин Вольга Святославович изображён на картине Рериха выезжающим со своею дружиною с дозором — охранять рубежи Руси.
Н.К.Рерих. Вольга Святославович

4. Микула Селянинович.

Героя древнерусских былин Микулу Селяниновича называют отцом земледелия, всемирным кормильцем. Былину о Микуле Селяниновиче Н.К. Рерих называл «одной из древнейших былин о торжестве земледелия и строительства».

Н.К.Рерих. Микула Селянинович (декоративное панно). 1910
Н.К.Рерих. Микула Селянинович (декоративное панно). 1910

5. Илья Муромец.
Илья Муромец воплощает в себе лучшие идеалы народа и его представления о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести, поэтому его называют ещё и духовным богатырём.
Н.К. Рерих. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. 1910 Холст, темпера. 202,0 x 336,5 Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург

6 Соловей-разбойник.
В древнерусском эпосе самой распространённой и популярной является былина о победе Ильи Муромца над Соловьём-разбойником. Рерих показал на картине поражение Соловья-разбойника стрелой.

Н.К.Рерих. Соловей-разбойник (декоративное панно). 1910
Н.К.Рерих. Соловей-разбойник (декоративное панно). 1910

7 Садко.
Центральное место «Богатырского фриза» занимает огромное панно «Садко». На нём изображены ладьи Садко, былинного героя Великого Новгорода.
Н.К.Рерих. Садко (декоративное панно). 1910

Н.К.Рерих. Садко (декоративное панно). 1910


Идея серии «Славянский цикл» Рериха исключительна и оригинальна. И хотя он изображает сюжеты на основе своих научных данных в области археологии, смысл его работ не в воспроизведении исторических фактов, а в их переосмыслении и художественном воплощении. Если сравнивать Рериха с его современниками, то они создавали исторические картины с участием в них известных личностей, изображая знаковые события. Рерих, в свою очередь, наполнял мир своих картин безымянными славянскими героями: старцами, путниками, воинами, строителями. Художник поставил перед собой задачу не только документально и точно передать детали, но и соединить на полотне историзм с фантазийными представлениями. Подобный подход помог Рериху изобразить правдоподобную обстановку народного быта славян и погрузить зрителя в атмосферу языческой мистики. Отсюда можно выделить ещё одну категорию работ Рериха – славянские пейзажи.
В 1897 году Рерих написал одну из первых своих работ на тему славянской древности, которая, к слову, принесла художнику большую популярность, под названием «Гонец. Восстал род на род». На картине изображён челнок гонцов, который плывёт по тихой глади реки к некому посёлку с древнеславянской архитектурой. Следующее произведение Рериха контрастно по настроению, но схоже по тематике — «Заморские гости» (1901) — картина, прославляющая древнескандинавский дух. Это победная песнь варягам IX века, плывущим на огромных ладьях с заключением мира к враждующим славянским племенам. В крупных мазках, сочных оттенках и в декоративном подходе отражается торжество и празднество исторического события.
Также одним из наиболее значимых произведений в коллекции Рериха является «Поморяне. Утро» (1906). Своё воплощение в картине нашли большой интерес и любовь Рериха к Северу, природе и красоте этого сурового края.
Картина Рериха воспевает быт славян, находящихся в гармонии с природой. Стоит отметить, что у данной картины имеется парная работа — «Поморяне. Вечер» (1907). Во второй половине 1900-х годов эти картины экспонировались на выставках русского искусства в Париже, где их впервые увидел Николай Гумилёв. Позже, в одном из своих писем, он рассказал о том, как он понял скрытый смысл и объединяющую идею этих картин: каждый исторический цикл сменяется новым, эволюционно более совершенным, и вслед за Вечером, каким бы тёмным он ни был, неизбежно наступит светлое, лучезарное Утро.
Славянская тема в творчестве Рериха совпала с тем стыком в периоде истории искусства, когда, завершая XIX век, коротко, но ярко расцвел модерн с его склонностью к символизму, интересом ко всему загадочному, архаическому, дремучему, почти сказочному – всему тому, что уводит зрителя от обыденного [6, c. 1-14]. Но одновременно с этим рождалось иное искусство, стремящееся к новому художественному осмыслению окружающего на основе рациональной, научно обоснованной и подтвержденной информации о прошлом. Это способствовало формированию индивидуального, легко узнаваемого художественного языка художника Н.К. Рериха. Всё это привело к созданию целого тематического цикла, отразившего размышления Николая Константиновича о судьбе русского народа и значимости культурно-исторического наследия.
Список литературы
1. Семенов А.В. Археологические раскопки Н.К. Рериха 1899 года в Пороховском уезде Псковской губернии / Краеведческие чтения. Порхов:
материалы научной конференции, 28–30 сентября 2007 г. Псков: ПОИПКРО, 2008
2. Мельников В. Николай Рерих и Императорское Русское Археологическое общество (Мемориальное Собрание С.С.Митусова в Санкт-Петербурге) Т. VII, вып. 2 СПб, 1907, 743 с.
3. Лазаревич О.В., Молодин В.И., Лабецкий П.П. Н.К.Рерих – археолог. – Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2002 – 116 с.
4. Трофимова Е.А. Творчество Н.К.Рериха в контексте эпохи модерна: вселенское чувство и социальные мифы. Ярославский педагогический вестник
– 2015 — №1, том 1, 143 с.
5. Ильина Т. Символизм и модерн в творчестве Рериха. URL: https://magisteria.ru/nicholas-roerich/symbolism-and-art-nouveau-in-the-
works-of-roerich (дата обращения 11.03.2024).
6. Башкова Н.В. Н.К. Рерих как представитель русского модерна, Материалы «Круглого стола» СибРО, Тула, изд-во НексМедиа – 2016, 14 с.
<>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
       
      1
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
21222324252627
28293031   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28      
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
19202122232425
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
891011121314
15161718192021
       
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
 123456
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29      
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829    
       
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
       
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       

Цитаты:

Я очень жду, чтобы пришло то время, когда в почете будут памятники не политикам, не трагедиям, а красоте, любви, нежности. Тогда и сносить ничего не придется. И новые поколения научатся на мир через искусство смотреть. Жизнь лучше будет.

— Зураб Церетели, Россия. Наследие