Оглавление:
- Введение: «Великий муж! Здесь нет награды /Достойной доблести твоей»:
1.1 Идея оперы «Князь Игорь» и исторической поэмы «Слово о полку Игореве»;
1.2 Предчувствие Победы в картине Рериха «Поход Игоря» - «Слово о полку Игореве» в живописном прочтении в полотне «После побоища…» В.М. Васнецова:
2.1 Сюжет и особенности композиции в картине В.М. Васнецова «После побоища…» - Моё видение образа князя Игоря:
3.1 «Он любил Отчизну!»
1. Введение: «Великий муж! Здесь нет награды достойной доблести твоей!»
Изучая героические события нашего государства российского, не раз возвращаешься к ярким личностям, сыгравшим не последнюю роль в ходе исторического развития нашей страны. Таким был Князь Игорь – прирождённый воин и полководец. Именно о нём упоминается в знаменитом памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (Приложение №1).
О нём написал оперу «Князь Игорь» русский композитор А.П. Бородин, а художники В.М. Васнецов и Н.К. Рерих событиям XII века посвятили свои исторические полотна: «После побоища Игоря Святославича с половцами» и «Поход Игоря».
Актуальность исследования заключается в популяризации героических событий и личностей Древней Руси в современном учебном пространстве.
Цель исследования: убедиться и понять, как образы русских воинов, во главе с полководцем князем Игорем, повлияли на создание величайших художественных и литературно — музыкальных произведений.
Объект исследования: образ Князя Игоря и его поход.
Предмет исследования: поэма «Слово о полку Игореве», опера Бородина «Князь Игорь», картина Рериха «Поход Игоря», полотно Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Гипотеза: Древнерусский воин Князь Игорь и его поход – это подвиг и яркий пример для создания художественных образов Древней Руси в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства.
Задачи исследования:
- прослушать оперу А.П. Бородина «Князь Игорь»;
- познакомиться с историей создания картин и творчеством художников Васнецова и Рериха;
- ознакомиться с текстом «Слово о полку Игореве»;
- сравнить образы картин с текстом «Слова о полку Игореве»;
- выявить особенности картин «После побоища…» и «Поход Игоря»;
- попытаться создать художественный образ князя Игоря в графике
Методы исследования: анализ картин и справочной литературы, изучение библиографической информации, наблюдение, сравнение, синтез.
Практическая значимость исследования: материал исследования можно использовать на уроках при изучении культуры Древней Руси. Найденный материал послужит основой выступления на внеурочных занятиях, а данная информация заинтересует сверстников и даст возможность пробудить у них интерес к миру искусства и истории России.
1.1. Идея оперы «Князь Игорь» и исторической поэмы «Слово о полку Игореве»
Мне очень понравилась опера А.П.Бородина «Князь Игорь», созданная по мотивам исторической поэмы «Слово о полку Игореве», либретто к которой написал сам композитор. (Приложение№2)
Опера рассказывает о неудачном походе князя Игоря из Путивля против половцев, где князь был пленён половецким ханом, а его войско разбито. Но вскоре Игорь бежал из плена, чтобы собрать новое войско и защитить русские земли. В своей опере композитор Бородин образу Игоря придаёт черты русского богатыря, рисуя его человеком сильным, благородным, верным своей земле и народу. Идея и оперы, и исторической поэмы «Слово о полку Игореве» — борьба за единство русской земли и сохранение русской государственности. Призвать князей прекратить ссоры и объединить силы против общих недругов. Вся опера пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы.
1.2. Предчувствие Победы в картине Рериха «Поход Игоря»
Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Невольно вспоминается начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчиков, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной. Это предчувствие победы отразил Николай Константинович Рерих в своей картине «Поход Игоря», написанной в 1942 году. Н.К. Рерих (Приложение№3)
– это художник, который умел глубоко осмысливать явления жизни и в своём творчестве поднимать их до высоких символов. Опираясь на реальные сюжеты прошлого, Рерих помогает нам заглянуть в будущее. Вот и в работе «Поход Игоря» (Приложение№4)
бросается в глаза необычное сочетание красок. Диск солнца закрыт луной, но потемнела только самая верхняя часть неба, она представлена насыщенным синим цветом. Видны также потемневшие башни города, из которого вышла дружина князя. Но большая часть неба залита золотым солнечным светом. Огненно пламенеют щиты воинов. Реют хоругви, колышутся длинные пики. Жёлтое небо, смело выбранное художником для изображения солнечного затмения, переходит в густую синеву. Ярко горит золотая корона затемнённого диска солнца. Этот яркий цветовой аккорд картины звучит торжественно. В нём и траур по предрешённым потерям, и утверждение воинской мощи. П. Ф. Беликов – исследователь жизни и творчества Н.К. Рериха, в своём описании картины отметил: «Луна бессильна погасить солнечный свет. Она может только заслонить его от земли. Сочетание жёлтого, синего и красного цветов создаёт изумительный эффект. Показать затмение в сиянии золотого фона вряд ли кто-либо, кроме Рериха, решился. Но этот эффект вызван не доведённым до виртуозности мастерством. Он продиктован необходимостью раскрытия замысла художника. Пробил час испытания родного народа. Над Родиной нависла грозная тень врага. Рерих пишет в своих дневниках: »Знаем, что гибельная беда не коснётся народа русского. Знаем, знаем! Но болит сердце в ожидании волн» (П. Ф. Беликов. Непрерывное Восхождение. Т.1., 2001. С. 263). Рерих рассматривал борьбу с фашистской Германией как крестовый поход культуры, чей яркий свет пытались навеки потушить гитлеровские орды.
2. «Слово о полку Игореве» в живописном прочтении в полотне «После побоища…» В.М. Васнецова
Древнерусский памятник литературы «Слово о полку Игореве» (Приложение№5)
постоянно вдохновляет и наводит на глубокие мысли. Вот и русский художник В.М. Васнецов (Приложение№6)
был пленён содержанием «Слова о полку Игореве». Он первым из русских художников написал по сюжету поэмы большое произведение «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), показав своеобразие подхода к исторической тематике. (Приложение №7)
Художник торжественно-печально и поэтично воспел героизм русских воинов. Его картина вызывает глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину героев.
2.1 Сюжет и особенности композиции в картине В.М. Васнецова «После побоища…»
Полотно «После побоища» — это выход к народному восприятию героического сражения, где видна лубочная красочность образов. Художник преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с атмосферой поэтической легенды.
На картине изображено поле битвы после окончания побоища. На фоне восходящей из-за облаков луны, зритель видит зелёное поле, усыпанное телами погибших воинов. Смерть от стрел и мечей не пощадила никого. Вокруг лежит кровавое, никому не нужное оружие. Павшие русские воины показаны в картине как былинные богатыри. На их лицах спокойствие и умиротворённость – кажется, что они заснули сном праведников. На полотне мы видим только мертвых воинов, и они кажутся спящими. Размещением фигур павших воинов художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов.
Эпосу всегда чужд натурализм. Фольклору свойственно наделять героев идеальными чертами. Красота образа погибшего княжича, изображённого в центре композиции – это собирательная красота любимца народных преданий. (Приложение№8)
Смерть за родину делает этот образ ещё прекраснее. Покоящийся рядом богатырь – воплощение доблести и величие русского воинства. (Приложение№9)
Умирая, раскинул он свои широкие руки, как бы желая и мёртвым прикрыть, защитить родную землю. Художник прославляет своим произведением отвагу и воинскую доблесть русских воинов.
3. Моё видение образа князя Игоря
Находясь под большим впечатлением от созданных художественных образов великими творцами, попытался создать свой образ князя Игоря в рисунке. (Приложение №10,11)

Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «он любил отчизну!». Второв Марк. Графика.
Идея моей работы состоит в следующем: один орёл, парящий в небе и один князь, готовый сразиться и возглавить войско, на фоне древнерусского пейзажа; решительность и смелость и у того, и у другого. Но всё предвещает о поражении в бою. «Один в поле — не воин», как гласит наша народная мудрость. Таков смысл задуманного. Свою работу я посвятил князю Игорю, чей подвиг неоценим для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:
Великий муж! Здесь нет награды, Достойной доблести твоей! Её на небе слыщут взгляды, И не найдут среди людей. Но беспристрастное преданье Твой славный подвиг сохранит, И, услыхав твое названье, Твой сын душою закипит. Свершит блистательную тризну Потомок поздний над тобой И с непритворною слезой Промолвит: «Он любил отчизну!» |
Последняя строфа послужила названием моего рисунка.
Считаю, что, изучая произведения искусства, мы становимся добрее, мудрее, внимательнее наблюдаем события, происходящие сегодня и даём оценку событиям прошлого. Ведь без прошлого – нет будущего. «Человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем» Н.К. Рерих
Список литературы
- Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. «Васнецов Виктор Михайлович» / «Русские художники. Монографии», 1962 г.
- Повесть временных лет. Русская литература XI-XVIII в., -М.: «Художественная литература», 1988.
- Поэтические переложения «Слова о полку Игореве» (А.Майков, Н.Заболоцкий, В. А. Жуковский); «Слово о полку Игореве». -М.: «Детская литература», 1988.
- Слово о полку Игореве (Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова). Русская литература XI-XVIIIв., -М.: «Художественная литература», 1988.
- И.И. Пикулев «Русское изобразительное искусство». 1977 г.
- П.Ф.Беликов. Непрерывное Восхождение. Т. 1. М., 2001. С. 263.
- Тексты, вышедшие из «Слова»: Задонщина (в переводе Л.А. Дмитриева). Сказание о Мамаевом побоище, (перевод В.В.Колесова)
- Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 335
- Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 92
- Н.К. Рерих. Радость искусству/ Собрание сочинений. Том 1.-М: Сытин 1914
- М.Карамзин. Пересказ-перевод «Слова о полку Игореве».
- Моложавенко В. «Был и я среди донцов…». Ростов-на-Дону, Кн. изд-во, 1984.
- https://www.livemaster.ru/topic/3505618-article-hudozhnik-russkogo-naroda-sudba-viktora-vasnetsova
- https://fb.ru/article/440580/posle-poboischa-igorya-svyatoslavicha-s-polovtsami-opisanie-proizvedeniya-istoriya-sozdaniya-otzyivyii
- https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/istoricheskij-zhanr-v-kartinax-xudozhnikov-proshlogo