09.09.2022 В Ташкентском Доме фотографии Академии Художеств открылась выставка «Сохранение культурного наследия Узбекистана: исторические вехи и актуальные проблемы».
Организаторами выставки выступили Ташкентское общество Рерихов, Академия Художеств Узбекистана, Архитектурно-строительный институт.
«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» — эти слова Николая Рериха, которыми он подписал открытку-портрет, выпущенную общиной Красного Креста в 1920 году можно считать и лейтмотивом его творческой деятельности и заветом молодежи. Эти слова отражают и суть представленной вниманию ташкентцев и гостей столицы выставки.
Экспозиция многогранна, она символически объединяет прошлое и будущее , отражает исторические этапы работы по сохранению культурного наследия в Узбекистане, с конца XIX века, а также заинтересованность молодежи в изучении и сохранении, в охране архитектурного и археологического наследия Узбекистана для последующих поколений.
Вдохновителем широкого освещения истории сохранения культурного наследия Узбекистана является ученый-археолог, доктор исторических наук. Академик Академии наук Республики Узбекистан Эдвард Васильевич Ртвеладзе. «Важно помнить историю охраны памятников нашей страны,» — говорил Эдвард Ртвеладзе. Он подчеркивал, что важно помнить имена ученых В.В.Бартольда, И.И.Умнякова, Б.Н.Засыпкина, М.Е.Массона, их труды актуальны и сегодня. Раздел выставки посвящен нашему выдающемуся современнику.
За каждой историей спасения памятника или появления документа, регламентирующего работу с памятниками, стоит неравнодушие конкретных людей. Личная позиция человека и его неравнодушие к явлениям окружающего мира, особенно в тех вопросах, на которые человек может повлиять имеют большое значение, это подтверждается историческими примерами. Если говорить о Туркестанском кружке любителей археологии (ТКЛА), то неоценима роль Василия Бартольда и Николая Остроумова.
Василия Владимировича Бартольда интересовали вопросы движения кочевых народов, с исследовательскими целями он неоднократно приезжал в Среднюю Азию. В связи с травмой ноги он был вынужден провести зиму 1893-94 годов в Ташкенте, это положило начало его тесному общению с местными учеными-востоковедами и краеведами. В частности, он много общался с Николаем Петровичем Остроумовым, и, кто знает, какие ценные идеи могут рождаться в беседах неравнодушных людей. Именно тогда возникла идея о создании научно-краеведческой организации, которая вскоре была реализована. Благодаря энтузиазму членов кружка он успешно работал более 20 лет. Один из разделов выставки знакомит с основными направления его деятельности.
Следующий раздел выставки — «Деятельность Туркестанского комитета по делам музеев и охране памятников старины и искусства (Туркомстарис), (1920-1924)». После государственного размежевания республик Средней Азии он был переименован в Средазкомстарис (1924-1929). В 1929 году возникла новая организация – Комитет по охране материальной культуры при Народном комиссариате просвещения УзССР (Узкомстарис). В числе исторически значимых проектов Средазкомстариса-Узкомстариса — выпрямление минарета медресе Улугбека в Самарканде, реставрация памятников Гур-Эмир (Самарканд), реставрация, мавзолея Исмаила Самани (Бухара) и др. Деятельность упомянутых организаций связана с именами И.И.Умнякова, Б.Н.Засыпкина, М.Ф.Мауера, М.Е.Массона и др.
Благодаря трудам уникального ученого Михаила Евгеньевна Массона, в частности книге «Падающий минарет», мы можем представить воочию, почти в лицах, историю выпрямления северо-восточного минарета медресе Улугбека в Самарканде.
Здесь большую роль сыграли неравнодушие и профессионализм участников событий.
Первыми на увеличивающийся наклон минареты обратили внимание ремесленники, лавки которых находились в непосредственной близости к минарету. Они обратились к Василию Вяткину, который считался распорядителем над самаркандскими памятниками, он быстро подключил архитектора Михаила Федоровича Мауера и любителя археологии инженера Бориса Николаевича Кастальского.
Так сформировалась «самостийная комиссия», по выражению Массона. Люди объединились вокруг проблемы с наклонившимся минаретом, потому что каждый из них увидел дело спасения памятника важным, и каждый точно знал, что его профессиональные компетенции, способности и таланты могут быть здесь приложены. Они расценили это как вызов и достойно на него ответили. Экспозиция знакомит с этой историей.
Отдельный раздел выставки посвящен основательному научному труду выдающегося востоковеда Юрия Рериха «История Средней Азии»: Уникальность труда в том, что помимо анализа исторических событий, он включает сведения по этнологии, лингвистике, религии и философии, искусству, подкрепляется данными археологических исследований.
Проблемы сохранения исторического наследия существуют и сегодня, среди них вопросы грамотной реставрации и консервации, сохранения аутентичного облика исторических городов и популяризации наследия.
Как мост в будущее в экспозиции представлены современные молодежные проекты в объеме выпускных квалификационных работ бакалавриата и магистратуры, направленные на решение проблем реставрации, консервации и сохранения культурного наследия.
В их числе:
-Комплексный проект консервации археологического памятника –подземного храма I-II вв. до н.э. – Корхона в р-не г. Алмалык, -Проект создания археологического парка виртуальной реальности в г. Сергели, -Проект создания туристической этномахалли для г. Самарканд, -Проект реконструкции Центрального Выставочного зала Академии Художеств Узбекистана в г. Ташкенте, -Проект благоустройства жилого квартала в Каракалпакии – эко зоне Приаралья, -Проект строительства молодежной библиотеки в г. Ташкенте, -Проект парка «История развития науки Узбекистана» в г. Ташкенте.Выставка продолжит работу до 18 сентября.
Автор Наджия Монасыпова
Источник: Культура.уз